Базарный день. Почему европейские ритейлеры ринулись в Украину

В разгар кризиса в Европе международные торговые сети направляют миллиардные инвестиции на украинский рынок

Related video

Антониу Баптишта, генеральный директор торговой сети "Реал" подразделения Metro Group горит оптимизмом и нетерпением. За последние пять лет его компания открыла всего один гипермаркет в Одессе — в 2009 г. Но в 2013-м она собирается компенсировать годы простоя и открыть дюжину магазинов в Киеве, а в целом по стране — до четырех десятков. "Украина имеет большой потенциал для развития ретейла формата гипермаркет", — уверен Баптишта.

В Украине же розница только растет. Оборот предприятий розничной торговли и ресторанного хозяйства в 2011-м вырос на 13,7%, достигнув 346,5 млрд грн. В этом году положительная динамика сохранилась — по данным Госкомстата, за январь–август розничные продажи выросли на 14,4%, до 257,15 млрд грн. О таком рынке европейские гиганты могут лишь мечтать.

Потенциал украинского рынка разглядел и датский торговец товарами для дома — компания JYSK, чей главный конкурент, шведская IKEA, в Украину зайти так и не смогла из-за сложностей с землеотводом. До сих пор датский ретейлер был представлен в Украине местными франчайзи, но со второй половины 2012-го компания начинает собственную экспансию. По словам исполнительного директора "Юск Украина" Евгения Иваницы, из 2000 магазинов, которые компания намерена открыть по всему миру в ближайшие 10 лет, десятая часть будет расположена в Украине. Здесь будут развиваться все три формата сети: торговые точки площадью до 1000 кв. м, гипер-JYSK — до 2000 кв. м и сити-JYSK — 500–600 кв. м. Открывая не менее 20 магазинов в год, к завершению инвестпрограммы ретейлер вложит в украинский рынок $1 млрд. Немало для компании, которая за восемь лет присутствия на рынке открыла всего 10 торговых точек по франчайзингу.

От торговцев одеждой миллиардных инвестиций не дождешься, зато их много, и они тоже активно интересуются Украиной. В октябре в столице открылся первый брендовый магазин Diesel. А до конца года в стране, по информации Украинской торговой гильдии, появится еще более трех десятков новых брендов, среди которых, например, Atelier и Camper. Эта экспансия продиктована стратегическими планами компаний. Дмитрий Ермоленко, генеральный директор компании "Маратекс", которой принадлежат магазины Esprit, River Island и Orsay, утверждает, что сейчас удачный момент, чтобы выйти на рынок и закрепиться на нем. "Можно занять наилучшие площадки на привлекательных условиях", — говорит он.

По мнению руководителя направления франчайзинга Украинской торговой гильдии Андрея Заики, нынешняя активность объясняется, помимо прочего, выросшим предложением качественных торговых площадей. "Многие ретейлеры буквально стояли на низком старте в ожидании подходящей площадки. Проблема дефицита качественных торговых площадей все еще актуальна даже для Киева", — отмечает он.

В борьбе за европейские инвестиции у Украины есть конкурент — российский рынок, более крупный и платежеспособный. Но тамошние игроки и сами рассматривают нашу страну как объект для экспансии. Управляемая из России "SPAR-Украина" в 2012 году открыла 8 новых супермаркетов. Еще одна российская сеть — "Азбука Вкуса" у нас пока не представлена, но это временно. "Нам очень интересен украинский рынок. В настоящий момент мы находимся в процессе поиска и переговоров", — рассказывает представитель сети Андрей Голубков. Компания подыскивает в Украине партнера для франчайзинга или более тесного сотрудничества. По словам Голубкова, в Украине "Азбука Вкуса" может появиться в 2013 году. Наиболее интересны для компании Киев, Харьков, Донецк и Одесса.

Несвободная торговля
Новым игрокам еще предстоит столкнуться со специфическими недостатками украинского рынка. Главный из них — непрогнозируемый регулятор. Нынешний год выдался сложным для торговцев: накануне выборов власти обвинили сети в неоправданном завышении цен, а налоговая служба кинулась экстренно наполнять бюджет.

Несколько месяцев назад Антимонопольный комитет начал поиск виноватых в повышении цен на социально важные продукты питания — мясо, молоко, яйца, которое имело место в начале 2012 года. В итоге "согласованные неконкурентные действия" вменили крупным торговым сетям. В поле зрения властей попали как иностранные Metro, BILLA и Auchan, так и отечественные "Фуршет", "Сільпо", "Велика кишеня", "АТБ", "ЭКО-маркет" и "Караван".

Не в восторге торговые сети и от недавних поправок к Закону "О молоке и молочных продуктах", предполагающему, что молокопродукты, в которых часть животных жиров заменена растительными, должны продаваться в отдельных специально оборудованных местах. Это затруднительно для ретейлеров, у которых каждый квадратный метр торгового зала ценится на вес золота. Штраф за нарушение правил торговли может составить 536 500 грн., а повторное игнорирование предписаний потянет на 1 млн грн. А вот основной документ, регулирующий отрасль, — закон о внутренней торговле в Украине — до сих пор не принят. Участники рынка сформировали рабочую группу и пытаются донести до парламентариев свои предложения, но пока без особого успеха.

Несмотря на законодательные "сюрпризы" и политические риски, торговые сети, похоже, уверовали в украинский рынок. И их не смущают даже все более пессимистические прогнозы экономистов и ожидаемая девальвация национальной валюты. "Если девальвация будет, то незначительной — 5–7% и, скорее всего, проходить будет плавно, а не одномоментно, — рассуждает директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. — Это существенно не отразится на покупательской способности населения и вряд ли является достаточно серьезным риском для инвестора, чтобы свернуть бизнес-планы".

Кроме того, девальвационные риски в значительной степени нивелируются неплохими показателями по инфляции в Украине. Даже МВФ недавно улучшил свой прогноз на 2012 год с 7,9% до 6%. Про оценки украинского правительства и говорить нечего — Кабмин уверенно ожидает инфляцию не более 5,3%. "Стабильность макропоказателей, пусть, конечно, не всегда рыночными методами достигнутая, — этой заслуги у наших властей не отнять", — отмечает Соколов.

Валерия Липка, Фокус