Библиотека игрушек. Крымчанка сделала бизнес на прокате товаров для детей
Учительница музыки, родив троих детей, нашла свою бизнес-нишу — прокат детских вещей и развивающих игрушек
Крымчанка Елена Фетисова двадцать лет жизни посвятила музыке, не догадываясь о своем настоящем призвании. Только став мамой, она поняла, что больше всего ей нравится заботиться о детях. Правда, превращаться в домохозяйку Елена не собиралась. "Я готовила обеды в офис, пекла торты, занималась дизайном детских комнат", — рассказывает Фетисова о своей разносторонней трудовой биографии. Наконец после долгих раздумий она решилась открыть свое дело — сервис по прокату детских товаров.
Фетисова, будучи мамой троих детей, хорошо понимала, какие вещи необходимы для малышей разного возраста. Свой небольшой бизнес она начала в 2005 году с проката детских весов, потратив на их покупку 350 грн. Елена исходила из того, что весы нужны только в первые четыре-шесть месяцев жизни младенца, поэтому покупать их нет смысла. Клиенток ей удавалось находить через врачей детских поликлиник. Спустя год предпринимательница сняла офис и расширила список предлагаемых товаров, включив в него качели, стульчики для кормления, детские шезлонги. Теперь в ассортименте ее фирмы Babyservice более 100 товаров.
Как можно расширить такой бизнес? Все-таки предметов, которые нужны всего на несколько месяцев, максимум на год, не так уж много. Тогда Фетисова задумалась о том, сколько родители в первые годы жизни ребенка тратят на игрушки. И открыла прокат игрушек — бизнес, аналогов которому пока в Украине нет. Ее "Клуб игрушек" начал работать в августе 2011 года. И хотя вложения в него пока не окупились, Елена верит, что рентабельность этого бизнеса будет не ниже 35%. Ведь конструкторы и развивающие игры необходимы детям не меньше, чем весы и кресла.
Детство напрокат
Прокат игрушек нельзя начать с одной или двух: чтобы привлечь клиентов, нужно предоставить им большой выбор. Поэтому запустить такой бизнес дороже и сложнее, чем обычный прокат детских товаров. По словам Фетисовой, для старта необходимо как минимум 200 000 грн., чтобы закупить качественные игрушки известных брендов, таких как Fisher-Price, Kiddieland, BoiKiDo. В ассортименте BabyService около 200 позиций: конструкторы, настольные игры, машинки, пирамидки и пазлы. Кукол и плюшевых медведей Фетисова напрокат не предлагает — к таким вещам ребенок привязывается. Главная "фишка" ее клуба — игрушки для раннего развития из дерева и пластика. "Такие игрушки интересны детям лишь на короткое время, — объясняет предприниматель. — Сколько можно складывать один пазл? Ну, неделю, а потом интересно другую картинку собрать". А ведь большой пазл стоит около 250 грн., конструктор — 500–700 грн.
Услуга проката игрушек нова для стран СНГ, но в Европе подобные сервисы существуют давно. "Во Франции есть прокат игрушек, которые отсылаются почтой, — говорит Фетисова. — Но у нас это неприемлемо — посылку можно просто не получить".
Предпочтения клиентов зависят от сезона: игрушки и игровые центры пользуются наибольшим спросом в холодное время года, когда ребенка не отведешь на детскую площадку. С наступлением тепла спрос на игрушки падает. Зато с началом сезона отпусков становятся востребованными другие товары — детские автокресла и складные кроватки. В летние месяцы спрос на вещи самый большой — в месяц арендуют 250–300 единиц, около 10–12 предметов в день. Круглый год пользуются спросом аксессуары для новорожденных — детские весы и стерилизаторы.
Аренда детских товаров — выгодный бизнес, его рентабельность Елена Фетисова оценивает в 35%, годовой оборот – около 500 000 грн. Дела в Клубе игрушек идут не так хорошо, вложения в него за полтора года еще не окупились. Абонемент оформляют лишь около 10 человек в месяц, а годовой оборот клуба — всего около 24 000 грн. Свои услуги владелица Babyservice рекламирует при помощи флаеров и листовок, а также рассчитывает на сарафанное радио.
Маленький большой бизнес
Несмотря на высокую рентабельность проката, конкурентов у Фетисовой совсем немного. "Что касается аренды детских вещей, то в Киеве стабильно работают только две фирмы — Babyrent и Babyservice, — рассказывает главный менеджер Babyrent Дарья Пономаренко. — В 2008 году начали появляться новые мелкие компании, но большая часть из них закрылась".
Большинство мелких конкурентов Фетисовой работают как интернет-магазины и не имеют офисов. Им тяжело сравниться с лидерами рынка, которые успели наработать репутацию и клиентскую базу.
Клиенты Фетисовой, вопреки расхожему стереотипу, люди вполне обеспеченные. Это в СССР, говорит предприниматель, граждане пользовались прокатом, потому что не могли позволить себе телевизор или холодильник. А теперь к ней приходят практичные люди, которым не нравится устраивать дома кладбище детских вещей.
Киевлянка Виктория Ковальчук, мама двоих детей, пользуется услугами Babyservice уже четыре года. "Когда дети были маленькими, брали весы, — рассказывает она. — Теперь игрушки — пирамидки, пазлы, игры для развития логического мышления". Ковальчук меняет три-четыре игрушки в месяц.
Несмотря на то, что прокат пока не приносит ожидаемых прибылей, владелица Babyservice считает эту нишу перспективной. Она мечтает, чтобы такие клубы работали во всех крупных украинских городах. И эти планы вполне реальны, ведь Фетисовой совместно с партнерами уже удалось открыть шестнадцать точек проката вещей в разных городах Украины.
Ирина Гамалий, Фокус