Свой квест. Двое киевлян создали рентабельный бизнес из игры

Как юрист Ярослав Зорка и журналист Валентин Черишинский, вложив $100, превратили игру в бизнес

Related video

Ярослав Зорка, работая юристом, круто изменил свою жизнь и профессию. Помог случай — парень попал на один из любительских городских квестов. Постепенно стал постоянным участником "интеллектуальных бродилок". "С понедельника по пятницу я был офисным работником, а с пятницы до понедельника — героем фильма: лазил ночью по недостроям, искал спрятанные символы и разгадывал загадки", — вспоминает Ярослав. В этой двойной жизни вторая роль ему нравилась значительно больше. Поэтому он решил заняться игрой профессионально и семь лет назад стал совладельцем компании по организации интеллектуально-активных игр "Сити Квест".

Клиенты "Сити Квест" — не только частные лица, но и корпоративные заказчики, среди которых лидируют рекламные агентства и IT-компании. Рентабельность бизнеса совладелец оценивает в 50%.

На старт
Идею создания компании, организующей городские приключения, поддержал один из заядлых квестеров — журналист Валентин Черишинский. "Многие придумывали квесты, но это было хобби, а не бизнес. Мы знали, как можно сделать лучше", — говорит он. Пару лет друзья обсуждали возможность организации совместного бизнеса. Первая игра "Сити Квест" состоялась в январе 2006 года. И только в 2007-м Ярослав Зорка решил, что "Сити Квест" может его прокормить, и перестал работать по найму.

Для старта понадобилось немного — около $100, которые были потрачены на создание сайта. Позднее интернет-ресурс потребовал дополнительных вливаний: сегодня помимо собственно сайта работает и игровая система, доступная с любого телефона с выходом в интернет. "Кроме сценария, который надо придумать, важна техническая сторона дела, — отмечает Ярослав. — Раньше у нас не было своего сервера и автоматизированной системы, как сейчас. Были sms- и gsm-сети. Теперь все намного проще и удобнее".

Первыми клиентами стали давние друзья по квесту. Поначалу они восприняли идею создания такого бизнеса как шутку. Казалось, что круг потенциальных клиентов довольно узок. Но опасения не оправдались. Несмотря на отсутствие рекламы, на первую же игру съехалось около тридцати команд. Многих привлекло то, что игра бесплатная. "Нам пришлось отказать пяти командам, так как мы не были готовы к такому количеству игроков, — вспоминает Валентин Черишинский. — С тех пор у нас правило: делать все возможное, чтобы не отказывать клиенту". Правда, таких ситуаций больше не возникало, поскольку последующие игры были платными.

Доигрались
Организаторы сравнивают квест с компьютерной игрой в офлайне. У игры есть сюжет, следуя которому команды должны выполнить несколько заданий. "Чтобы победить, необходимо мыслить логично, иметь быструю реакцию, уметь координировать свои действия с другими членами команды", — подчеркивает Ярослав. Вначале игроки разгадывают загадку, затем их задача — найти знаки и коды, которые ведут к цели. Это могут быть рисунки или материальные объекты — вывески, памятники, дорожные знаки. Суть игры не всегда заключается в разгадывании загадок, иногда задача участников отыскать некоего человека или сделать особенную фотографию. Побеждает команда, быстрее справившаяся с задачей. В каждой команде пять человек. В их распоряжении автомобиль, мобильный телефон с выходом в интернет, карта города и фонарики.

Игры бывают двух видов — легкие, в которых могут участвовать все желающие, и трудные — для опытных игроков. "Трудные игры порой проводятся за городом, среди заброшенных коровников или в промзоне, — рассказывает Валентин. — А однажды ночью нам удалось провести игру в киевском зоопарке".

Большинство мероприятий проходит в вечернее время или даже ночью, как правило, с субботы на воскресенье. Команды готовятся к игре тщательно, доходит до того, что хороших квестеров капитаны переманивают. Стоимость участия в игре для одной команды — 150 грн.

Со временем у "Сити Квест" появились корпоративные заказчики. "Как раз сейчас мы разрабатываем квест-детектив для одного рекламного агентства, — говорит Ярослав. — Это будет сложная игра с реквизитами, уникальными персонажами и специально написанными для них ролями".

Семен Аванесов, организатор игр компании Quest.ua, отмечает, что корпоративные игры становятся неформальным тренингом по тимбилдингу (командообразованию). Такая услуга популярна среди IT-компаний. В "Сити Квест" соотношение корпоративных заказов и игр для частных лиц — пятьдесят на пятьдесят. При этом основную прибыль приносят корпоративные заказы, а благодаря регулярным играм нарабатывается постоянная клиентура. У Quest.ua основные заказчики — частные лица.

По словам организаторов, главное обязательное условие проведения игры — город. "Организация может быть успешной в городе, где проживает не менее 500 000 человек, — объясняет Валентин. — Дело не столько в инфраструктуре, сколько в том, что в небольшом населенном пункте сложно найти необходимое количество участников".

Найти людей
В "Сити Квест" на постоянной основе трудится три человека. "Под разные проекты мы привлекаем персонал со стороны, — говорит Ярослав. — Бывает, что игру сопровождает двадцать профессионалов". Поиск постоянных сотрудников — самая большая трудность, с которой сталкиваются организаторы. Ведь это уникальный вид деятельности — написанию сценариев для квеста нигде не обучают. В итоге Ярослав и Валентин выполняют не только административные функции, но и придумывают канву игровых сюжетов.

Сегодня в Киеве работают четыре фирмы, занимающиеся организацией квестов. Одна из них — Quest.ua была основана в Харькове в 2006 году, но сейчас ее филиалы работают в пятнадцати городах Украины, в том числе и в столице. За сезон Quest.ua проводит около 15 игр. Спрос на этот вид услуг непостоянен, целевая аудитория окончательно не сформировалась.

"Популярность квестов то растет, то падает. Динамика непонятна, — рассказывает Семен Аванесов. — В последнее время публику привлекают всеукраинские проекты, меньше — городские. Игроки ищут единомышленников в других городах".

"Сити Квест" проводит 30–40 игр в сезон, ее филиалы действуют в 8 городах. Месячный оборот компании, по словам совладельцев, составляет около 30 000 грн. Юрист и журналист, влюбленные в интеллектуальные игры, уверенно смотрят в будущее — в их планах расширение филиальной сети по всей Украине.

Ирина Гамалий, Фокус