Инвестбанкир Томаш Фиала: Ожидаю укрепления гривны до 10–10,5 UAH/USD

Совладелец инвесткомпании Dragon Capital Томаш Фиала Томаш Фиала (91-й в рейтинге богатейших людей Украины журнала Фокус) ожидает, что в 2014 году украинская экономика упадет на 8%. Несмотря на это, он уверен, что иностранные инвесторы готовы вернуться в нашу страну. Если не будет войны

Инвестиционные качели
Как западные компании оценивают происходящее в Украине?
Не считая конфликта с Россией, бизнес очень позитивно реагирует на изменения. Недавно Европейская бизнес-ассоциация опубликовала данные индекса инвестиционной привлекательности за первый квартал 2014-го. Опрос представителей бизнеса проходил в марте, то есть после февральских событий в Киеве. Индекс составил 2,72 балла — на 0,91 пункта больше, чем кварталом ранее. Это самый высокий показатель с 2011 года. В рост индекса заложены переход Украины к парламентской республике, подписание части договора об ассоциации с ЕС, достижение договоренностей с МВФ, ускорение президентских выборов.

По большому счету индекс инвестиционной привлекательности отображает лишь ожидания компаний. Пока же никаких кардинальных изменений в экономике не произошло.
Изменения станут ощутимыми через 6–9 месяцев после внедрения новых подходов к управлению экономикой. Достаточно посмотреть на Грузию образца 2004–2005 годов, когда экономика страны за год выросла на 9%. Еще быстрее реформы отобразятся на стоимости украинских еврооблигаций, которые сейчас очень чутко реагируют на происходящее в стране. В пятницу, 22 февраля, когда стало ясно, что режим Виктора Януковича пал, котировки евробондов очень сильно выросли. Это была настоящая эйфория. Потом, конечно, цены обвалились — после введения российских войск в Крым. Затем рынок отыграл падение, но захват ОГА в Донецке, Луганске и Харькове 5–6 апреля снова негативно повлиял на стоимость евробондов.

Так возврат иностранных инвесторов в Украину возможен или нет?
Пока мы наблюдаем только за поведением портфельных инвесторов. Реакция стратегических проявится после выборов и внедрения второго этапа реформ. Сейчас ведь проводится первый этап: стабилизация макроэкономики и геополитической ситуации, назначение нового руководства органов власти с целью устранения коррупции. Второй этап — это среднесрочные реформы налоговой и судебной систем, дерегуляция.

В любом случае возврат инвесторов в Украину более чем реален. Недавно Dragon провел очередную ежегодную инвестиционную конференцию. Инвесторов приехало больше, чем мы ожидали, даже несмотря на то, что часть из них побоялись ехать в Украину после событий на Майдане и аннексии Крыма. Наши чиновники, говорившие на идеальном английском, произвели на иностранцев неизгладимое впечатление.

Тем не менее ситуация в украинской экономике плачевна.
Согласен, но у Украины есть международная поддержка, есть где взять деньги. У России иное положение. Да, российское правительство работает с нулевым дефицитом, у страны очень низкий долг, около 10% ВВП. Но российские компании должны кредиторам в общей сложности $700 млрд, из них только в текущем году нужно погасить $150 млрд. Выплатить полную сумму нереально, часть нужно рефинансировать. А мировой финансовый рынок для России сейчас закрыт в связи с украинским вопросом.

На самом деле единственный фактор, который сейчас меня лично как инвестора напрягает, — это поведение России. И в дальнейшем нам нужно быть постоянно готовыми к тому, что РФ время от времени будет ограничивать экспорт украинских производителей, пытаться дестабилизировать ситуацию на востоке Украины и вообще будет давить на нашу страну, в том числе газом.

Что же касается политической ситуации внутри Украины, то я более чем уверен, что выборы пройдут достаточно демократично. Намного демократичнее, чем парламентские выборы 2012-го. Мне есть с чем сравнить. В 2012-м я был наблюдателем ОБСЕ в Мелитополе. Все, что там происходило, можно обозначить всего несколькими словами: было очень печально.

А в майских выборах будете участвовать наблюдателем?
Мне кажется, что эти выборы пройдут демократично. Но если я пойму, что есть риск фальсификаций, то на второй тур я бы записался. Посмотрю, как пройдут подготовка к выборам и первый тур, и тогда приму решение.

В ожидании чуда
Чего иностранному бизнесу сегодня не хватает в Украине?
Мы в ЕБА очень надеемся, что будут приняты законы, которые упростят налоговую систему, введут единые ставки для всех секторов экономики, уравняют налогоплательщиков в правах: для людей, приближенных к власти, не должно быть исключений. Условия должны быть равными для всех компаний, всех секторов.

Бизнес может рассчитывать на снижение налогов?
Существующие ставки приемлемы. Неприемлем единый социальный взнос в сочетании с подоходным налогом, из-за чего для многих компаний невыгодно платить белую зарплату. Я считаю, что стоило бы последовать примеру Грузии: объе­динить подоходный налог и единый социальный взнос в один налог и оплату переложить на плечи заинтересованного лица — работника. Общий размер должен быть максимум 20% от зарплаты. Это единственная возможность избавиться от конвертов, и такая возможность обсуждается в правительстве, насколько я знаю.

Знаете, потому что дружите с премьером Арсением Яценюком?
Мы не дружим. Когда-то мы пересекались на конференциях, но не более того. Общение у нас началось после его назначения на должность премьера. Его цель — улучшить инвестиционный климат, он попросил меня консультировать его в вопросах, касающихся экономики и бизнеса.

С приходом новой власти коррупции стало меньше?
Да, размеры коррупции уменьшились, бизнес стало вести легче, но, конечно, до победы еще далеко.

Многие предприниматели говорят, что их бизнес замер: нет продаж, все ждут окончания конфликта с Россией. У вас такая же ситуация?

Вовсе нет. Сейчас хороший источник заработка для инвесткомпаний — торговля евробондами. К тому же мы не только торгуем, но и сами инвестируем. Кроме того, мы продолжаем строить несколько объектов, включая жилой комплекс на Оболони, планируем новые инвестиции в сфере недвижимости. Кстати, на Оболони мы начали продавать квартиры в сентябре и заметили четкую тенденцию: чуть конфликт с Россией или физическое противостояние на Майдане успокаивается — продажи растут. Как только появляются признаки нестабильности — продаж нет. Это значит, что в экономике все не так уж плохо. В марте больше всего на продажи влияли новости о Крыме и востоке Украины.

Украинский прогноз
Насколько оправданна девальвация гривны?
Гривна слишком дешевая (в день интервью, 9 апреля, гривна стоила на межбанке 12,5 UAH/USD. — Фокус), Dragon даже начал продавать доллары. В начале года наша позиция в гривне была близка к нулю, потому что мы ожидали девальвации: курс ведь слишком долго держался Нацбанком искусственно. Наши аналитики предполагали, что гривна дойдет примерно до 10 UAH/USD и на этом уровне стабилизируется. Так и произошло бы, если бы не российское вторжение.

При этом с конца декабря ни правительство, ни корпоративный сектор Украины не получили внешнего финансирования, то есть притока валюты нет. Нацбанк отказался от интервенций на рынке, курс складывается на основании рыночного спроса и предложения. Когда в начале мая придут деньги от МВФ, я ожидаю укрепления гривны до 10–10,5 UAH/USD. Словом, сейчас мы покупаем гривну и гривневые инвестинструменты, благодаря которым можно получить больше 20% годовых (облигации, депозиты. — Фокус). Укрепление гривны при такой стратегии выгодно.

Какими будут инфляция и рост ВВП Украины в 2014-м?
По нашим расчетам, инфляция должна составить 8%, хотя реально будет, наверное, чуть выше: при расчетах мы учитывали курс гривны 10 UAH/USD, но с тех пор курс сильно изменился. ВВП сократится на 3%, но это если не учитывать Крым. С Крымом — минус 7–8% ВВП по сравнению с прошлым годом.

Как украинская экономика переживет такое падение?
Думаю, не хуже, чем кризис 2008–2009 годов, когда ВВП обвалился на 15%. Сегодня действительно уместно волноваться только о том, чтобы не было войны. С остальным Украина справится.

Елена Шкарпова, Татьяна Кривенко, Фокус