Фарнборо: мировой авиапром вышел из кризиса

На крупнейшем в мире международном авиасалоне в английском городе Фарнборо заключены рекордные сделки. Рынок гражданской авиации ожил после кризиса, уверяют специалисты

Related video

Авиасалон "Фарнборо-2010" – 47-й по счету. Он проходит раз в два года на одном из старейших аэродромов Европы. Авиакосмические компании всегда стараются подготовить самые интересные новинки именно к этой выставке. Премьер в этом году не так много, но некоторые из них являются знаковыми. Корпорация Boeing выступила с самым интригующим дебютом – уникальным самолетом Dreamliner, первым новым проектом компании за последние десять лет. Россия привезла в Британию пассажирский лайнер Sukhoi Superjet-100, который называют флагманом российского самолетостроения, он должен заменить Ту-134, Як-42 и другие устаревшие машины.

На рынке военной авиации впервые заявил о себе Китай, показав совместную с Пакистаном разработку – легкий тактический сверхзвуковой истребитель JF-17 Thunder. Этот сегмент рынка пока переживает не лучшие времена, поскольку оборонные бюджеты ЕС и США ощутимо сократились. Во многих программах по развитию аэрокосмической индустрии сорваны графики ввода новых объектов в эксплуатацию и существенно превышен бюджет. Так, военно-транспортный самолет А400М, заказанный странами – членами НАТО концерну Airbus, должен был пополнить воздушный флот альянса четыре года назад, а расходы на его строительство превысили смету на $9 млрд. Выпуск истребителя Eurofighter F-35 крупнейший производитель оборонных авиазаказов Lockheed Martin задержал на два года, а экспозиция компании на авиасалоне в два раза меньше той, что была представлена в 2008 году. Не стала везти военные самолеты на выставку и Россия, ограничившись макетами истребителей четвертого поколения, которые уже были показаны на других авиашоу, – МиГ-35 и Су-35. Так что оборонная промышленность, по мнению специалистов, сейчас больше сосредоточена не на создании новых машин, а на их модификации.

В этом году на Фарнборо были представлены более 1300 участников из разных стран. Организаторы выставки ждут не менее 250 тысяч гостей, а авиаконцерны уже могут похвастать многомиллиардными контрактами на поставку своей продукции.

Гвоздь программы

Boing-787 Dreamliner – широкофюзеляжный двухмоторный пассажирский лайнер, который будет расходовать при эксплуатации на 20% меньше топлива, нежели современные самолеты того же класса. Количество вредных выбросов также снижено на 20%.

Особенности конструкции. Уникальность этого лайнера в том, что более половины его деталей изготовлены из легких композитных материалов. Практически весь фюзеляж – это цельный кусок пластика, в котором прорезаны отверстия для иллюминаторов и дверей. Благодаря такой технологии вес самолета на 5 тонн меньше, чем у современных машин Airbus A330-200.

- Уровень шума при взлете и посадке снижен на 60%

- Скорость достигает 85% от скорости звука, что соответствует самым высоким показателям лайнеров, находящихся сегодня в эксплуатации

- Крылья лайнера оснащены электротермическими системами обогрева. В обычных самолетах передние кромки воздухозаборника обогреваются горячим воздухом, отбираемым от компрессора работающего двигателя

- Иллюминаторы в лайнере самозатемняющиеся (достаточно нажать кнопку, и окно из совершенно прозрачного становится абсолютно темным), по размеру они на 65% больше обычных

- Лайнер оборудован системой подавления воздушных ям. В носовой части расположены датчики, посылающие команды на панель управления бортом, что делает полет более плавным

- Вместимость: самолет рассчитан на 250–300 пассажиров

- В салоне будет поддерживаться оптимальное давление, какое чувствовал бы человек на вершине 1800 м (а не 2400, как в других авиалайнерах)

- Дальность полета составляет 16 299 км.

Крупнейшие сделки Фарнборо-2010

В первый же день авиасалона два крупнейших производителя гражданских авиалайнеров Airbus и Boeing подписали более 200 контрактов на общую сумму $22 млрд.

• Дубайская компания Emirates к уже заказанному 71 самолету Boeing-777-300 купит еще 30 лайнеров той же модели. Эта сделка на сумму $9,1 млрд. стала самой крупной на авиасалоне.

• Компания GECAS (подразделение американской корпорации General Electric) заказала 60 Airbus A320s на сумму $4,5 млрд.

• Компания Boeing-737 продаст GECAS 30 лайнеров Boeing-737-800. Сумма сделки – $3 млрд.

• Американская Air Lease Corp, сдающая самолеты в лизинг, заказала 51 Airbus A320s на $4,4 млрд.

• Малобюджетный перевозчик Norwegian Air купит 15 самолетов Boeing 737-800 за $1,15 млрд.

• "Аэрофлот" заключил договор о покупке 11 Airbus A330. Сумма сделки составляет $2,2 млрд.

• "Гражданские самолеты Сухого" подписали договор с индонезийским перевозчиком Kartika Airlines о поставке 30 лайнеров Superjet на $951 млн.

• Британский бюджетный авиаперевозчик Flybe купит 140 самолетов стоимостью около $5 млрд. у бразильской компании Embraer, третьего по величине производителя гражданских авиалайнеров в мире после Boeing и Airbus.

• Российское ОАО "Ильюшин финанс Ко" подписало контракт с украинским ГП "Антонов" на поставку 10 самолетов Ан-158 и опцион еще на десять штук. Каталожная цена одного Ан-158 – $25 млн.

Яна Седова, Фокус