Лига сперменов. Женщины все чаще обращаются за помощью к бесплатным донорам спермы

Разочарование в мужчинах и высокая стоимость искусственного оплодотворения в клиниках заставляют женщин по всему миру идти на риск и обращаться за помощью к бесплатным донорам спермы

Related video

Канадец по имени Рэнди уже 12 лет бесплатно предоставляет свою сперму женщинам, которые не могут или не хотят забеременеть естественным путем. Он состоит в Mensa – всемирной ассоциации людей с высоким IQ, основанной в Британии полвека назад, – и считает, что, помогая людям завести детей, заодно вносит вклад в развитие человечества.

"Моей первой клиенткой стала 30-летняя одинокая женщина, – рассказывает Фокусу 45-летний Рэнди. – У нее были дети, но их отнял богатый и влиятельный бойфренд, который ужасно с ней обращался. Она захотела родить ребенка, которого никто не смог бы у нее отнять".
Первое свое объявление Рэнди разместил на нескольких профильных сайтах. Ответы посыпались сразу же. Три четверти его клиентуры – одинокие женщины. Остальные – пары, причем как гомо-, так и гетеросексуальные. Многие из тех, кто отчаялся родить ребенка обычным способом, сегодня решают искать донора через интернет – без всяких гарантий, но и без проблем, неизбежных в случае решения обратиться в официальный банк спермы.

"Я абсолютно самостоятельна и финансово ни от кого не завишу, – рассказывает Фокусу 24-летняя жительница Лондона Элен. – Я несколько раз заводила серьезные отношения. То есть мне казалось, что они серьезные. Каждый раз все заканчивалось плохо: то я заставала бойфренда с другой, то он садился мне на шею, то еще что-нибудь происходило". Девушка поняла, что она хочет семью, но совершенно не готова жить с мужчиной: "Ребенок будет со мной всегда, это моя плоть и кровь. А что мужчины? Сегодня есть – завтра нет. Кроме того, нынешние парни ленивы, капризны и даже к 35 годам не готовы к семейной жизни". Вот Элен и решила найти подходящего донора спермы и стать матерью-одиночкой.

Подобная аргументация сегодня не редкость. "В конце 60-х в обществе произошли изменения, правила игры стали другими, – рассуждает американец Том, который вот уже 20 лет бесплатно предоставляет сперму женщинам. – Теперь нет ничего постыдного в том, чтобы быть незамужней матерью-одиночкой".

Почему женщины прибегают к услугам таких доноров-добровольцев, как Рэнди и Том? Искусственное оплодотворение в клинике – удовольствие не из дешевых. А частные доноры готовы предоставить свою помощь безвозмездно и, самое большее, просят оплатить им дорогу, если клиентка предпочитает встречаться на своей территории.

Но поиски донора в интернете – занятие не для слабонервных. Это можно понять, изучив объявления на соответствующих сайтах: "Добрый день, я могу быть донором. И у меня есть технология по 100-процентному прикреплению плода и делению клетки. С ее помощью можно даже убирать рубцы на сердце после болезни. Жду от вас приглашений или сотрудничества. Я могу собрать с вашей помощью всех, кому нужно, и помочь в течение первого месяца. Все будут иметь детей 100%". Впрочем, психиатрического освидетельствования доноров официальные банки спермы также не предоставляют.

По словам Эндрю Прувена, который был донором и в официальных банках, и нередко предоставлял свои услуги через интернет, вероятность, что найденный в сети потенциальный отец окажется маньяком-убийцей, почти такая же, как и в обычной клинике. Поэтому главное – проверять "избранника" как можно тщательнее, а еще лучше – встретиться с ним лично.

Третий – не лишний
Донор из Канады Рэнди, как правило, предпочитает "традиционный" способ передачи своего семени. По его собственным подсчетам, за 12 лет он успел оказать такую услугу не менее чем 100 женщинам и может рассказать об этом столько историй, что знакомые советуют ему написать книгу. Но один случай тронул его больше остальных и запомнился на всю жизнь.
"Одна молодая семейная пара, едва за 30, из-за рака потеряла ребенка, – рассказывает Рэнди. – После этого выяснилось, что муж стал бесплодным. Они мечтали о еще одном ребенке, но не хотели использовать анонимное донорство из клиники и стали искать приватного донора. Искали долгое время, пока не наткнулись на мою анкету".

Когда он приехал к этой паре для зачатия, всем поначалу было страшно неловко. "Никто из нас не хотел, чтобы вся затея превратилась в пылкий секс втроем. Поэтому они целовались, ласкали друг друга – в общем, делали все для того, чтобы "завести" ее. А я просто сидел рядом и наблюдал. Когда они оба были готовы, я сделал свое дело. Они были сосредоточены друг на друге и открыто молились о ребенке. Я был очень тронут. Насколько сильной должна быть любовь, чтобы мужчина готов был смотреть на то, как его жена занимается сексом с другим, лишь бы у них родился ребенок". Впрочем, Рэнди утверждает, что нередко процесс зачатия выглядел именно как жаркие сцены из пикантных фильмов. "Возможно, люди за мой счет заодно реализовывали свои давние скрытые фантазии", – смеется канадец.

Многие добровольцы подписывают со своими клиентками специальный договор. Он должен обезопасить женщину от претензий донора, однако оставить ребенку возможность впоследствии узнать, кто его биологический отец.

Кстати, эта возможность – еще один важный аргумент "за" для тех, кто ищет донора в интернете. По словам Рэнди, для ребенка, родившегося в результате донорства, очень важно будет узнать, что у него есть вполне конкретный папа, а не жить с осознанием того, что он – лишь результат инъекции анонимной спермы из банка.

Туда не ходи
Официальные банки рост числа бесплатных доноров воспринимают в штыки. Питер Бауэр, представитель Европейского банка спермы в Дании, одного из крупнейших в Европе, уверен, что использование сайтов бесплатных доноров – безумие.

"Процесс принятия донорской спермы в наш банк довольно длителен, – рассказал Фокусу Бауэр. – Он занимает месяца 2–3: претендент проходит у нас несколько собеседований, заполняет массу разных бумаг. Мы берем анализы крови и мочи, а также самой спермы. Кроме того, доноры проходят генетическое и психологическое обследование. В результате 95% отбраковываются, и лишь 5% оказываются годными". По словам Бауэра, в вопросе зарождения новой жизни всегда есть риск появления на свет нездорового ребенка. И риск этот присутствует в обоих случаях – при использовании донорской спермы и при естественном способе зачатия. Так что дать 100-процентую гарантию, что ребенок будет совершенно здоров, естественно, никто не может.
"Многие сайты, на которых доноры спермы предлагают свои услуги, были закрыты местными властями в разных странах, – говорит Бауэр, – но добраться до всех, разумеется, крайне сложно. Если кто-то воспринимает эти ресурсы всерьез, я им настоятельно рекомендую быть начеку".

Впрочем, власти и пользование официальными банками спермы норовят ограничить. Например, в Германии лесбийские пары не имеют права доступа к таким ресурсам. Законное право воспользоваться услугами местных банков имеют только женатые или состоящие в длительных отношениях гетеросексуальные пары. Для немецких лесбиянок поиск донора в интернете – гораздо более рациональный вариант, чем "репродуктивный туризм" – поездка в другую страну, где им разрешат воспользоваться услугами клиники.

Все включено
Высокие цены и сложная процедура искусственного оплодотворения (ИО) в официальных банках зачастую заставляет женщин отказываться от их услуг в пользу бесплатных доноров

  • Для ИО необходима процедура обработки спермы, которая позволит отобрать нормальные, функционально активные сперматозоиды. Цена – около $100.
  • Тест, подтверждающий, что маточные трубы пациентки не заблокированы, стоит до нескольких сотен долларов.
  • Страховка может покрыть оплату процедуры искусственного оплодотворения. Но стоимость визита, который в США, к примеру, обычно обходится в $10–30, пациент
  • оплачивает из собственного кармана.
  • Использование ультразвука, необходимое во время каждой процедуры ИО, обходится в $300.
  • Медикаментозное сопровождение ИО зависит от здоровья пациентки и может стоить от $100 до нескольких тысяч долларов.
  • Обычно требуется от 3 до 10 попыток для успешного проведения процедуры ИО, поскольку процент успеха в каждом случае составляет 5–20%.

Ирина Навольнева, Яна Седова, Фокус