Сокровище в снегах. Фильмы не для проката

Фото: konopoisk.ru/Darya va mahi parande
Фото: konopoisk.ru/Darya va mahi parande

Викинги в Шотландии, японка в одеяле, глухонемой художник в колонии для подростков и родительское приключение на всю ночь — в фильмах, которые не попали в украинский прокат

Related video

"Море и летающая рыба"/Darya va mahi parande

Режиссер: Мехрдад Гафарзаде
В главных ролях: Акбар Фаллах, Хомаюн Эршади, Амир Оссейн Ростами
Иран, драма, 78 мин.

Сюжет: Эхсан — глухонемой подросток, попавший в исправительную колонию за торговлю пиратскими DVD. "Здесь не тюрьма, но и не гостиница", — вещает директор колонии, объяс­няя мальчикам правила поведения. Директор любит поговорить: он зовет ребят "поколением чудовищ", а и х творческие способности считает "объявлением войны". Эхсан не слышит нравоучений и усердно раздувает пламя этой войны талантливыми рисунками на стенах колонии.

Зачем смотреть: снимать кино в Иране — трудная штука, спросите хоть у Джафара Панахи, чьи фильмы получали призы в Берлине и Каннах, а на родине режиссер заработал тюремный срок (позже его заменили домашним арестом) с запретом снимать кино до 2030 года. Мехрдада Гафарзаде, в прошлом журналиста и ветерана ирано-иракской войны, такие перспективы не пугают. "Море и летающая рыба" — второй фильм Гафарзаде, и здесь он вплотную подходит к критике государственных институтов Ирана, чьи серые стены надлежит беречь как заповеди Аллаха. В колонию, где оказался герой фильма, едет ревизор, и директору нужно представить свое заведение в наилучшем свете. Так Эхсан из нарушителя порядка превращается в г лавную надежду бюрократов — ведь только художник способен услышать шум морских волн, оставаясь за решеткой. Фильм Гафарзаде с упрямым идеализмом утверждает, что иногда для побега из-за стены с колючей проволокой не нужна лестница — достаточно кисточки с банкой краски.

"Кумико — охотница за сокровищами"/
Kumiko, the Treasure Hunter

Режиссер: Дэвид Зеллнер
В главных ролях: Ринко Кикути, Нобуюки Кацубэ, Дэвид Зеллнер
США, драма, 105 мин.

Сюжет: 29-летняя Кумико (Ринко Кикути) живет в крошечной квартирке в Токио и засиделась на стуле офис-леди, традиционной должности для незамужних женщин в Японии. На этой позиции не принято ждать карьерного роста — только замужества. Молоденькие девушки-коллеги сторонятся Кумико, а мать громко осуждает ее. На досуге героиня пересматривает VHS-кассету с фильмом "Фарго" братьев Коэн и рассчитывает точное место захоронения чемодана денег, зарытого в снегу в финале картины. Наконец координаты получены, и Кумико летит в США навстречу богатству.

Зачем смотреть: "Это реальная история" — таким титром открывался "Фарго", что ввело в заблуждение хрупкий разум Кумико. Она всерьез считает, что у нее в руках карта сокровищ, словно у испанского конкистадора. "Кумико — охотница за сокровищами" отталкивался от реальной истории Такако Кониши — американские СМИ считали, что она приехала в Фарго за деньгами из фильма братьев Коэн и погибла в лесу. На самом деле она покончила с собой от несчастной любви и депрессии, до того отправив предсмертную записку родителям в Японию. Фильм Зеллнера подхватывает эту городскую медиалегенду и доводит до предела: героиня странствует по снегам американской глубинки, завернутая в одеяло, а кинематограф становится наваждением, которое невозможно стряхнуть, даже замерзнув насмерть.

"Каникулы мечты"/What We Did on Our Holiday

Режиссеры: Энди Хэмилтон, Гай Дженкин
В главных ролях: Розамунд Пайк, Дэвид Теннант, Билли Коннолли
Великобритания, комедия, 95 мин.

Сюжет: Даг (Теннант) и Эбби (Пайк) вместе с детьми едут в Шотландию на празднование дня рождения отца Дага. Тому осталось недолго (он болен раком), так что семейство бережет дедушку от плохих новостей — к примеру, Даг и Эбби не живут вместе. Зато его радуют внуки: младшая не может уснуть без булыжника под кроватью, старшая не расстается с блокнотом, куда записывает прегрешения взрослых, а внук поклоняется скандинавскому богу Одину и в любой непонятной ситуации хватается за пластмассовый клинок. Дедушка поведет эту троицу к морю, пока взрослые занимаются подготовкой праздника, и устроит для внуков настоящее испытание.

Зачем смотреть: лента Хэмилтона и Дженкина вдохновлена британским ситкомом Outnumbered и относится к той редкой породе комедий, где сохранить интригу не менее важно, чем в детективе. Здесь одним неосторожным намеком можно убить как главную шутку фильма, так и его главный козырь. "Каникулы мечты" побеждают не за счет громких имен взрослых актеров (Дэвид Теннант был Десятым Доктором в "Докторе Кто", а Розамунд Пайк блеснула в "Исчезнувшей" Дэвида Финчера). Лента очаровывает именно детской непосредственностью. Интересно, что дети импровизировали на площадке: часть своих реплик они придумывали прямо по ходу действия, это еще одно наследие сериала Outnumbered, который режиссеры Хэмилтон и Дженкин в свое время и придумали.

"Ночевка"/The Overnight

Режиссер: Патрик Брайс
В главных ролях: Тейлор Шиллинг, Джейсон Шварцман, Адам Скотт
США, комедия, 79 мин.

Сюжет: Алекс (Скотт) и Эмили (Шиллинг) вышли на прогулку в парк вместе со своим сыном и случайно познакомились с Куртом (Шварцман). Он женат, у него тоже есть сын, да и вообще Курт кажется отличным парнем. Он приглашает Алекса и Эмили к себе домой на семейный ужин — т.е соглашаются, еще не зная, что грядущий вечер они запомнят навсегда.

Зачем смотреть: из такой завязки мог бы получиться триллер на манер "Забавных игр" Ханеке, где молодую семью подвергают нечеловеческим испытаниям. Но режиссера "Ночевки" Патрика Брайса не интересует зловещая природа насилия — он исследует довольно заурядные страхи и подавленные желания людей, чуть преувеличивая их ради комического эффекта. Для своего второго фильма Брайсу удалось собрать замечательных актеров. Тейлор Шиллинг уже три года блещет в тюремной робе сериала "Оранжевый — хит сезона" от Netflix. Адам Скотт с отличием отслужил шесть сезонов в ситкоме "Парки и зоны отдыха", а Джейсон Шварцман снимался у Тима Бертона и Уэса Андерсона, не говоря про главную роль в невротичном "Убить скуку" от HBO. Шварцман утверждает, что сценарий "Ночевки" и что он никогда еще не играл в фильме, который снимали так быстро. При этом режиссер позволяет своим героям неспешно дрейфовать от безмятежности к интригующему дискомфорту — и развеять по пути затаенные конфликты, которые в будущем наверняка разрушили бы их жизнь.