Оружие возмездия. Как ограничат работу российских компаний в Украине

Сегодня Петр Порошенко подписал принятый Радой закон "О санкциях" — власть получила инструмент, позволяющий ограничить работу российских компаний в стране. Но пользоваться им будут крайне осторожно

Related video

"Наша семья объявила санкции России после оккупации Крыма. Мы больше не покупаем товары, произведенные в РФ, закрыли кредитку в одном из российских банков", — говорит киевский предприниматель Сергей Отрощенко.

Подобные настроения охватили тысячи украинцев. Тот факт, что государство не ввело экономические ограничения для страны-агрессора, вызывает у Сергея недоумение. "Как можно требовать санкций от всего мира, а самим продолжать сотрудничество с оккупантом?" — возмущается он.

Первый шаг в этом направлении был сделан в конце августа — Верховная Рада приняла Закон "О санкциях" (№4453а). 10 сентября он должен быть опубликован или вернуться в парламент с замечаниями главы государства.

В законе прописан лишь механизм, позволяющий Украине наказывать нарушителей национальных интересов — физлиц-нерезидентов, компании с долей зарубежной собственности и целые государства. Формально его действие распространяется на любые страны. Но главная его цель — предприятия, принадлежащие российскому бизнесу или правительству. К ним могут применить около 30 видов санкций, от блокирования активов, ограничения торговли или транзита до аннулирования лицензий, запрета на участие в приватизации и т. п. (см. Все санкции). Инициировать санкции могут парламент, президент, Кабмин, Нацбанк или СБУ. Они направляют соответствующие предложения на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны. Затем решение Совета вводится в действие указом президента.

Группа риска

Первые кандидаты для применения санкций были отобраны еще в начале лета — украинское правительство создало список из 172 человек и 65 предприятий в июле, о чем не преминул сообщить премьер Арсений Яценюк. Перечень так и не был обнародован — круг попавших в черный список лиц и компаний огласят только по факту введения санкций, как это делали ЕС и США.

Разработка списка и принятие закона совпали с заявлениями о смене собственников сразу нескольких крупных российских активов в Украине. В конце июля "Лукойл" сообщил о продаже украинской сети заправок австрийской AMIC Energy Management GmbH. Эта сделка была закрыта в рекордно короткий срок, уже к 12 августа. В российской компании продажу объяснили падением реализации на 42%. "Это вполне может быть примером ухода от возможных санкций. Приобретение украинского "Лукойла" с рыночной стоимостью около $400 млн компанией, уставный фонд которой составляет всего 35 тысяч евро, а штат сотрудников состоит из двух человек, вызывает сомнения", — высказывает предположение Александр Пинчук, управляющий партнер правовой групы "Доминион".

По информации гендиректора Украинского кредитно-рейтингового агентства (UCRA) Станислава Дубко, Альфа-Банк Украина еще весной начал процесс смены собственников на зарегистрированные в Европе структуры. В августе к нему присоединилась страховая компания "Провидна", владельцем которой является Росгосстрах.

"Принадлежность к российским структурам снижает конкурентоспособность финучреждений. К примеру, по результатам первого полугодия 2014-го российские ВТБ и Сбербанк России вошли в первую пятерку банков по оттоку средств населения, потеряв на двоих почти 4 млрд гривен", — говорит Дубко.

Перечень российских активов, которые могут сменить собственников, не исчерпывается страховщиками, банками и нефтетрейдерами. В конце августа стало известно, что группа "Евраз", подконтрольная российскому олигарху Роману Абрамовичу, ищет оценщиков украинских активов. Обычно такие мероприятия проводятся перед продажей, но в компании подобные намерения отрицают. Во всяком случае, пока.

По словам ведущего аналитика рейтингового агентства IBI Rating Оксаны Бороденко, основные сферы интересов россиян в Украине сосредоточены в энергетике, металлургии, телекоммуникациях и финансовом секторе. Среди крупнейших активов — сети АЗС "ТНК-ВР" и (до недавнего времени) "Лукойл", несколько облэнерго, принадлежащие "Энергетическому стандарту" и VS Energy, меткомбинаты, коксохимические предприятия и ГОКи "Северстали", "Русала" и "Евраза", а также МТС, "Киевстар" и десяток банков, на которые в сумме приходится около пятой части всех активов (см. инфографику).

Теоретически под санкции может попасть любое перечисленное предприятие. На практике ограничения будут вводиться крайне осторожно. А вероятность применения секторальных ограничений (за исключением уже действующего эмбарго в ВПК) вообще стремится к нулю.

Чтобы увеличить изображение, нажмите на картинке

Fullscreen

Эффект бумеранга

"Экономика Украины в последние годы углубила зависимость от северного соседа, чему способствовала политика предыдущей власти. Санкции против РФ негативно повлияют на украинский бизнес", — говорит Александр Пинчук.

В первую очередь это относится к банковской сфере. К примеру, депозитный портфель банков с российским капиталом, по информации UCRA, составляет более 60 млрд грн — примерно десятую часть всех сбережений. Соответственно, при введении санкций украинской банковской системе, и так имеющей низкий запас прочности, будет нанесен непоправимый ущерб. Если к числу проблемных добавятся крупнейшие финучреждения из РФ, Фонд гарантирования вкладов может просто не справиться с выплатой компенсаций, а для национализации таких банков у государства не найдется ресурсов. В итоге, по мнению Станислава Дубко, от санкций в большей степени пострадают клиенты финучреждений — украинские предприятия и частные лица.

Аналогичная ситуация и в металлургии, и в горнодобывающей промышленности. А в телекоме двум крупнейшим операторам с российскими корнями вообще принадлежит львиная доля рынка сотовой связи. С учетом этого санкции, скорее всего, будут носить точечный характер и применяться исключительно к тем, кто явно замешан в сотрудничестве с террористами.

А самым вероятным "оружием массового поражения" станет запрет на участие в приватизации. "В текущей экономической ситуации очередного витка масштабной приватизации явно не избежать, а россияне давно приценивались ко многим украинским госпредприятиям", — говорит юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Дмитрий Шемелин. И добавляет, что подобный запрет не нанесет "обвиняемому" убытков в чистом виде — соответственно, заметно снижается риск международных исков к Украине, появления которых следует ожидать сразу после введения первых санкций.