Жгут и гонят. Как АЗС обманывают покупателя и государство

Пожар на нефтебазе "БРСМ-Нафта" / Фото: Тарасов Владимир/Укринформ
Пожар на нефтебазе "БРСМ-Нафта" / Фото: Тарасов Владимир/Укринформ

Контрабанда, фальсификат и налоговая оптимизация на украинских автозаправках обретают второе дыхание. Скандал вокруг АЗС "БРСМ-Нафта" вскрыл лишь малую часть проблем огромного рынка 

Related video

Нелегальный нефтерынок в Украине вновь разрастается. По оценкам президента Ассоциации нефтетрейдеров Украины Леонида Косянчука, доля теневого бензина за последние полгода увеличилась как минимум на 7%. Всего же около 25% топлива реализуется "из-под полы". Такой нехитрый расчет можно сделать, опираясь на данные о потреб­лении бензина в Украине. По информации консалтинговой группы "А-95", которая уже более 10 лет занимается мониторингом украинского нефтерынка, за январь — апрель внутреннее потребление составило 724 тыс. т, при том что импортировано в страну и произведено на Кременчугском НПЗ в целом около 546 тыс. т. То есть дисбаланс — 178 тыс. т.

Анонсированное правительством повышение акцизов до уровня 35–50% с нынешних 20% от розничной цены топлива стимулирует фальсификаторов и контрабандистов нефтепродуктов к расширению нелегального бизнеса. "Те, кто пытается работать по-честному, не знают, что им делать — или сворачивать деятельность, или самим уходить в тень. Когда АЗС по соседству продают топливо на 2–3 грн дешевле, прогнозировать объемы продаж очень сложно", — объясняет последние тенденции Леонид Косянчук. Для "оптимизации" деятельности конкурирующие АЗС используют самые разные способы.

НалогоНЕплательщики

Одна из самых популярных схем нефтетрейдеров по уходу от налогообложения — подмена таможенного кода товаров с акцизного на непод­акцизный. Нефтепродукты ввозят в Украину под видом растворителей для краски, а затем через цепочку продаж фиктивным компаниям номенклатурный код товара меняют на бензин и дизтопливо. По словам заместителя главы Государственной фискальной службы Сергея Билана, такая схема распространена у мелких нефтетрейдеров на западе страны.

Но крупные сети тоже ловили на оптимизации налогообложения. 16 января 2015 года Хмельницкий окружной админсуд подтвердил правомерность решения ГФС о дополнительном начислении нефтетрейдеру "ТК-Ольгерд" (компанию связывают с группой "Приват" Игоря Коломойского) 14 млн грн НДС и взыскании 7 млн грн штрафа. Как следует из постановления суда, "ТК-Ольгерд" вместо того, чтобы напрямую купить нефтепродукты у "Укртатнафты", использовал цепочку посредников из числа подконтрольных "Привату" структур, чтобы искусственно завысить свои расходы.

Алхимики XXI века

Впрочем, налоговая "оптимизация" — это самый безобидный способ снижения цены топлива. Куда больше автомобилисты страдают от попыток нефтетрейдеров превратить в бензин безакцизные продукты нефтепереработки, сдобренные большим числом октаноповышающих добавок. Но лучше от этого "бодяжное" топливо не становится. Лишь в этом году налоговая милиция изъяла из оборота 15 тыс. т компонентов для изготовления фальсифицированного топлива. По мнению заместителя директора НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, распространению фальсификата способствовал запрет на нефискальные проверки бизнеса, введенный в прошлом году.

Возможно, именно отсутствие гос­контроля и стало одной из причин пожара на нефтебазе "БРСМ-Нафта" под Васильковом.

По одной из версий, возгорание произошло в момент перекачки топливных компонентов при помощи не предназначенного для этого оборудования. В МВД суть произошедшего объяснили так: компания незаконно смешивала бензин с различными присадками и добавками.

25%

топлива в Украине реализуется
"из-под полы"

По данным группы "А-95", с начала года "БРСМ-Нафта" получила 10 тыс. т октаноповышающих присадок и топливных компонентов. Официально их используют для производства "биобензина". "Но за этот период компания через свою сеть продала чуть менее 8 тыс. т этанолсодержащего топлива. И в них неконвенциональные компоненты составили не более 30%", — утверждает директор "А-95" Сергей Куюн. То есть огромный объем компонентов остался "невостребованным". В самой "БРСМ-Нафте", правда, утверждают, что компания вообще не покупала таких компонентов, регулярно проводит независимые проверки качества топлива, а более низкие цены, чем у конкурентов, держит за счет "эксклюзивных контрактов с ведущими европейскими нефтеперерабатывающими заводами".

Как бы там ни было, автомобилисты жалуются на топливо на брендовых автозаправках.

Владелец СТО "УАЗ 4х4" Юрий Лещенко прошлой осенью подготовил несколько внедорожников для отправки в зону АТО. В ходе подготовки полностью перебрали всю топливную систему автомобилей. "На заправке залили 20 л бензина А-92. Машина через две-три минуты заглохла с переливом топлива, — рассказывает Юрий Лещенко. — Когда разобрали карбюратор, увидели, что кембрик на свечах превратился в "сопли". Все промыли, заменили свечи и заправились на другой заправке. Машина работала как часы". Сам нефтетрейдер обвинения в торговле некачественным топливом отвергает.

Границы вседозволенного

Контрабанда нефтепродуктов особенно распространена в Одесской области. Лишь за последние два месяца сотрудники налоговой милиции задержали четыре танкера с 2 тыс. т контрабандных нефтепродуктов. Процветают контрабандисты и на востоке страны. В Меловском райо­не Луганской области налоговики в апреле нашли нефтепровод, через который нелегально изготовленный в России бензин перекачивали на украинскую нефтебазу. Сколько таких трубопроводов и нефтебаз расположено в зоне АТО, можно лишь гадать. Но грузовики с подакцизными товарами проходят через блокпосты в зоне конфликта с регулярной частотой.

Контрабанда нефтепро­дуктов наиболее распро­странена в Одесской области и на востоке страны

Еще один способ попадания нелегальных нефтепродуктов на рынок — мини-НПЗ, работающие на нефти, откачанной из магистральных нефтепроводов Укртранснафты. За последние четыре года в госкомпании обнаружили 146 врезок в трубопроводы. Рыночная стоимость украденной у государства нефти составила более 100 млн грн. "Вампиры" при этом все чаще используют современное оборудование для врезок в нефтепроводы: установки направленного горизонтального бурения, шланги высокого давления, специальные резиновые резервуары.

В рамках операции "Нефтепродукт-2015" налоговая милиция прикрыла восемь мини-НПЗ. По данным правоохранителей, чаще всего мини-НПЗ строят в Закарпатской, Львовской и Житомирской областях. Это связано со спецификой клиентуры — низкокачественную солярку с нелегальных НПЗ чаще всего покупают дальнобойщики на трассах Киев — Ковель и Киев — Чоп.

Жизнь по-честному

Кардинально решить вопрос фальсификата могло бы введение электронного администрирования акцизов, построенного по аналогии с отслеживанием НДС — "вход" налога на сетях АЗС должен отвечать "выходу". Другими словами, электронное администрирование позволит исключить ситуацию, когда продажи нефтепродуктов на АЗС превышают документально подтвержденную закупку. Предложение крупных нефтетрейдеров об электронном акцизе уже одобрили профильный комитет Верховной Рады, Минфин и ГФС. Норма может быть внесена в новую редакцию Налогового кодекса в следующем году.

После ЧП под Васильковом государство также должно осознать необходимость восстановления системы контроля качества нефтепродуктов, считает Геннадий Рябцев. Впрочем, все это дело будущего. Пока же автомобилистам остается опытным путем найти заправку с качественным топливом и заправляться только там.

Лайфхаки

Как найти на АЗС качественное топливо

Фокус выяснил, как избежать заправки некачественным топливом и не переплатить за дорогой "брендовый" бензин

Предъявите документы

На каждой уважающей себя АЗС в уголке покупателя должен быть паспорт качества топлива и копия контракта с поставщиком. Если документов нет, езжайте дальше.

Свежее не предлагать

Лучше не заправляться в день завоза новой партии бензина. Заливаемое топливо поднимает со дна емкостей осадок и грязь, которые забивают фильтры топливной системы. Так что если вы увидели, что бензовоз заполняет танки, ищите другую АЗС.

Осторожно, спирт!

Избегайте топлива с этанолом. В отличие от обычного бензина, качество которого должно соответствовать госстандартам, спиртосодержащее топливо изготавливается по техническим условиям производителей. А в техусловии можно прописать любые параметры. Поэтому велик риск залить в бак топливо, изготовленное из непонятных компонентов.

Оно вам "Нано"

Сетевые заправки предлагают брендовое топливо повышенного качества с разнообразными "нано"-присадками. Но его использование не всегда оправдано. Регулярные заправки топливом с присад­ками, которые снижают трение, улучшают сгорание и прочищают топливную систему, оправданы лишь для европейских и японских авто, выпущенных за последние 5–10 лет. Американские машины и старые автомобили имеет смысл заправлять дорогим топливом лишь изредка — чтобы промыть двигатель изнутри. Если производитель вашего авто рекомендует заправлять его бензином regular или premium, на большинстве украинских заправок можно смело заливать обычный А-95. Сами заправщики на некоторых АЗС признаются, что разницы в качестве между обычным А-95 и с различными приставками к нему ("+", "экто", "премиум", "павер", super и т. д.), как правило, никакой. Если же производитель авто рекомендует super-premium, то придется раскошеливаться на самый дорогой бензин — А-98. Его, как правило, не рискуют "бодяжить".