"С компаниями прямых продаж сегодня сотрудничают более 1 млн украинцев"
Томаш Мурас, председатель совета директоров Украинской ассоциации прямых продаж (УАПП)
Насколько отрасль сегодня перспективна с точки зрения развития своего бизнеса? Не прошло ли пиковое время ее роста?
— Прямые продажи в Украине — это отрасль с оборотом порядка 4 млрд грн, а компании отрасли — крупнейшие налогоплательщики страны, которые пополняют госбюджет на 900 млн грн ежегодно. И, что самое главное, эта отрасль стабильная, и в этом году она уверенно растет. За первые шесть месяцев 2015-го она выросла на 37% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Компании показывают прирост продаж не только в деньгах, но и в единицах товаров, что еще более показательно.
Чем это обусловлено, ведь вследствие экономического спада мало какая отрасль может похвастаться ростом?
— Действительно, в прошлом году многие компании-импортеры, работавшие на малом оборотном капитале, обанкротились из-за невозможности поднимать стоимость своей продукции соответственно увеличению закупочных цен. К счастью, у нас есть свое преимущество. Почти все компании прямых продаж в Украине — это дочерние предприятия или представительства международных корпораций. Именно поддержка материнских структур позволила нам реализовывать очень эластичный подход к ценовой политике. Кроме того, сейчас растет количество дистрибьюторов: многие украинцы в период экономических потрясений ищут альтернативные источники дохода и поэтому охотно используют возможности самозанятости, которые предлагают компании прямых продаж.
Сколько людей сегодня заняты в отрасли прямых продаж?
— Это огромная цифра — около 1 млн человек, среди них около 50 тыс. предпринимателей. Кстати, именно за последние пару лет мы увидели, как проявляется сила украинского предпринимательства в противовес тем кризисным явлениям, которые имеют место в экономике.
Кто они, ваши дистрибьюторы? Какой это тип личности?
— Это люди абсолютно разных возрастов и профессий, преимущественно женщины (85%), но доля мужчин растет с каждым годом. Ранее мы были уверенны, что ключевой драйвер успеха для дистрибьютора — коммуникабельность и умение создавать вокруг себя круг общения людей, близких по ценностям и интересам. Сегодня мы видим, что появляется новая категория дистрибьюторов, которую мы называем opportunity seekers — люди, ищущие возможности для получения основного или дополнительного дохода. И компании стараются их мотивировать в этом.
Как именно? Что они могут предложить дистрибьюторам?
— Прежде всего это, безусловно, материальное поощрение. Почти 20% всего объема продаж отрасли ежегодно идет на выплату вознаграждений дистрибьюторам. И этот показатель также ежегодно растет.
Однако это не единственный стимул. Сегодня украинцы стремятся к развитию своего бизнеса, но многие на самом деле не знают, как его развивать. Тут на помощь приходят компании прямых продаж: они дают ценный опыт и навыки для молодых стартаперов через многочисленные тренинговые программы — по продажам, психологии, коучингу и так далее. Эти знания дистрибьюторы получают фактически бесплатно и потом могут использовать в развитии своей дальнейшей карьеры.
Давайте поговорим о потребителе — чего он сегодня ждет от компаний, в том числе компаний прямых продаж?
Потребитель стал более рационален, он анализирует текущую ситуацию в стране, быстрее реагирует на изменения, более тщательно следит за своими тратами. При этом он не готов жертвовать качеством. Он ищет новые, более удобные формы покупки — через дистрибьютора, через интернет. Кроме того, люди хотят иметь больше времени для себя, для семьи и при этом получать стабильный доход. Эти устремления полностью удовлетворяет модель бизнеса в прямых продажах.
Сегодня во всем мире возрастает роль социальных медиа. Как это влияет на отрасль прямых продаж, которая традиционно строилась на личном общении? Какое будущее у отрасли?
— Рынок прямых продаж имеет все предпосылки для будущего роста в Украине и мире. Глобальные бренды, инновационные продукты, возможности для саморазвития и привлекательные условия самозанятости — это те аспекты, которые будут стимулировать рост отрасли.
Мы понимаем, что мир вокруг нас меняется. Да, интернет, социальные медиа, мобильные технологии полностью изменили характер коммуникаций. Однако личное общение становится еще более важным. И главное — новые технологии не ограничивают возможности для общения с покупателями, а наоборот — позволяют дистрибьюторам как никогда эффективно взаимодействовать со своей целевой аудиторией, партнерами по бизнесу и клиентами. Если раньше дистрибьютору-лидеру для построения бизнеса необходимо было около десяти лет, то сейчас с помощью онлайн-технологий его можно построить значительно быстрее. Но в любом случае, никакие технологии не могут заменить желания и мотивации самого дистрибьютора расти и развивать свой бизнес, а онлайн-коммуникации, электронная коммерция — это один из инструментов, которые могут в этом помочь.