Сделано в Китае. В PinchukArtCentre проходит выставка работ современных китайских художников
В PinchukArtCentre проходит выставка "Китай Китай". Работы современных китайских художников свидетельствуют, что между их родиной и Украиной гораздо больше общего, чем может казаться
Перед входом в столичный PinchukArtCentre лежит разбитая на куски гигантская статуя полицейского из белого известняка. Это не неудачные последствия ремонта, а инсталляция "Офицер" одного из самых перспективных молодых китайских художников Чжао Чжао. Сама скульптура — автопортрет художника в полицейской форме. А разбита она в знак протеста против ареста другого китайского художника Ай Вэйвэя, у которого Чжао Чжао некоторое время учился.
"Офицер" и еще четыре с лишним десятка произведений с нетривиальными историями входят в экспозицию "Китай Китай", которая будет открыта в PinchukArtCentre до 6 октября. Это первая в Украине масштабная выставка китайского контемпорари-арта. Тут собраны работы молодых и перспективных авторов, таких как Чжао Чжао, Сунь Сюнь, Чао Фей и Ян Ксин (двое последних были финалистами премии Future Generation Art Prize, и их произведения уже знакомы киевской публике). Они выставляются рядом с произведениями художников предыдущего поколения — Ай Вэйвэем, Чэнь Чжэнем и Чжан Хуанем, каждый из которых уже заработал имя на международной арт-сцене. "Мы хотели показать два разных Китая: Китай прошлого и Китай будущего", — объясняет заместитель арт-директора PinchukArtCentre Бьерн Гельдхоф.
Разные поколения китайских художников волнуют одни и те же темы. Они рассказывают о массовом переселении людей в большие города и потере культурных корней ("Выкорчеванные" и "Велосипеды навсегда" Ай Вэйвэя), о революциях и их последствиях ("Поле движения" Сюй Чженя и "Пожар" Чжана Хуаня), о цензуре, переписывании истории и вооруженном насилии как главном аргументе власти ("История, которую невозможно увидеть" Сунь Сюня и "Видеть недостаточно" дуэта Сунь Юаня и Пен Юй).
Выставка "Китай Китай" занимает три этажа PinchukArtCentre и состоит из инсталляций и видеоработ. И где-то к третьему этажу экспозиции становится отчетливо понятно: несмотря на все культурные различия, между Украиной и Китаем гораздо больше общего, чем нам всегда казалось. Ведь все, о чем говорят китайские художники, либо происходило в нашем недавнем прошлом, либо актуально для нашего общества до сих пор.
Юлия Куприна, Фокус