Мнение: Кровавое воскресенье Януковича

Трагическая гибель шахтера Геннадия Коноплева, может стать такой же точкой невозврата для украинской власти, каким стало для Николая Второго Кровавое воскресенье. Такие исторические параллели в своем блоге на Фокус.ua проводит Алексей Блюминов

Related video

9 января 1905 года в Петербурге полиция и казаки разогнали организованное "Собранием русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга" во главе со священником Георгием Гапоном мирное шествие рабочих, собиравшихся вручить царю Николаю Второму коллективную петицию о народных нуждах. Принято считать, что именно это событие стало отправной точкой для первой русской революции. Буквально через несколько дней вся либеральная печать, как в Империи, так и в эмиграции запестрела заголовками наподобие "Палач народа" и "Смерть царизма".

Нас как будто специально приучают к виду крови, чтобы оправдать насилие со стороны власти, сделать его привычным и будничным, а потому не вызывающим шока и гнева

И либералы, и революционеры-социалисты на все лады склоняли новое прозвище Императора Всероссийского "Николай Кровавый". И с тех пор больше ничто не смогло восстановить доверия между властью и оппозиционной средой – ни Манифест 17 октября о даровании гражданский свобод, ни череда думских выборов, ни периодические послабления по цензурной части.

Уже позже вскрылась любопытная деталь: организатор рабочей демонстрации отец Гапон был полицейским провокатором, специально направившим возбужденные массы к пустому Зимнему Дворцу в то время, когда Николай Второй находился в Царском Селе. Через несколько лет незадачливого организатора "христианских профсоюзов" казнят по приговору революционного суда его же товарищи-эсеры, а само имя его на долгие десятилетия станет синонимом сознательного провокаторства - гапоновщины.

К чему столь обширный экскурс в историю, спросите вы? Вспомнить события более чем столетней давности меня заставила трагическая история, случившаяся в минувшее воскресенье в Донецке, где при вечернем штурме милицией палаточного городка голодающих в знак протеста против правительственной политики чернобыльцев погиб один из голодающих - 70-летний мужчина, шахтер-инвалид Геннадий Коноплев.

В суматохе, возникшей вслед за попытками силовиков "катком" пройтись по палаточному лагерю, круша и затаптывая все что попадалось под ноги, никто и не заметил, что Коноплеву стало плохо. Донецкий губернатор Андрей Шишацкий тут же поспешил возложить вину за произошедшее на некие "политические силы (надо полагать, оппозиционные), которые переформатировали первоначальную акцию в инструмент дестабилизации ситуации в регионе". Со своей стороны лидеры протестующих потребовали возбудить уголовные дела против стражей порядка, устроивших ночной налет на палаточный лагерь. Вскрылась и любопытная, как по мне, весьма красноречивая деталь: уже после смерти Коноплева СМИ сообщили, что он оставил предсмертную записку, в которой обвинил во всем президента, Раду, Кабмин и Пенсионный фонд. Ну как после такого и не умереть! И впрямь, очень удобно: есть и жертва, и заранее назначенные виновники.

А тем временем по Донецку уже с позднего вечера начали распространяться слухи:огибшего чернобыльца будто затоптали милиционеры, его же будто бы отравили газом. Как-то весьма оперативно для таких случаев сработали социальные сети. Уже в 20:00 в воскресенье информация об этом инциденте появилась на множестве сайтов. Отписались в своих блогах "профессиональные революционеры" типа Александра Данилюка. А как же - ведь провокация - мать революции!

А утром в понедельник оппозиционная интеллигенция развернула настоящую психологическую атаку на умы сограждан, причем, зачастую, лексика этих постов в блогах и статей на сайтах мало чем отличалась от инвектив столетней давности в адрес царя Николая.

Глядя на все это со стороны, так и хочется вслед за Станиславским сказать: "Не верю!" Не верю потому, что не ощущаю искренности в этих притворных словах сочувствия. Где эти господа были последние пять, двадцать лет, когда приватизировали за бесценок заводы и фабрики, когда протаскивали законы, отбирающие у этих людей льготы, когда не мытьем, так катаньем протаскивали через парламент антирабочий Трудовой кодекс? Даже в день трагедии оппозиционеры были не с голодающими чернобыльцами в их палатках, а под стенами Лукьяновского СИЗО, развлекая плясками и хоровым пением Юлию Тимошенко. Вот такие у них приоритеты.

Так что вряд ли те идеи, за которые мерз в палатке Коноплев имеют что-то общее с тем, под что норовят "подписать" оторопевшее от ужаса перед фактом человеческой трагедии общество "борцы с режимом". Их меньше всего волнуют судьбы простых людей. А вот знамя для борьбы с нынешней властью им позарез нужно. И желательно новое, неистрепанное в гнусных междусобойчиках помаранчевой пятилетки и орошенное кровью мученика. Потому как под их собственные, нынешние партийные знамена большая часть общества становиться не желает, как ни зазывают профессиональные рекрутеры от политики присоединяться к борьбе "за нашу и ее свободу".

Кстати, о Гапоне. В своих речах он неизменно переводил стрелки с самодержавия на бюрократию, указывая, что капиталисты одерживают верх над рабочими, потому что на их стороне стоит чиновничье правительство. Поэтому рабочие должны обратиться к царю и потребовать от него ликвидировать чиновничье "средостение" между ним и его народом. "И отныне да будет нашим лозунгом: "Долой чиновничье правительство!" — говорил Гапон.

Вам это ничего не напоминает из нынешних реалий? Мне - да. Очень многие авторы обратили внимание на то, что в последние месяцы как будто специально для выпускания пара и упреждения настоящего социального взрыва в стране активизировались десятки невесть откуда взявшихся и донедавна никак не обнаруживавших своих инсургентских настроений организаций с весьма радикальными названиями, аккумулировавших протестную энергию разных социальных групп и уводящих ее в буквальном смысле, в никуда. И в самом деле - зачем доведенным до отчаяния людоедскими реформами власти людям роспуск парламента? Что он им даст? Равно как и призывы поменять шило на мыло - Азарова и Тигипко на каких-нибудь новых, более последовательных и радикальных "реформаторов".

Все мы были свидетелями (хотя бы в качестве телезрителей) регулярного паломничества ведомых своими гапонами протестных масс к пресловутому парламентскому забору, после чего ничего в стране, по сути, не менялось, зато как бы исподволь легитимизировалось как применение насилия протестующими, так и ответное применение насилия уже по отношению к ним. И если раньше жестокие силовые расправы над недовольными были чем-то чрезвычайным, из ряда вон выходящим, то теперь этим никого не удивишь. Эка невидаль! Нас как будто специально приучают к виду крови, чтобы оправдать насилие со стороны власти, сделать его привычным и будничным, а потому не вызывающим шока и гнева.

У каждого правителя должно быть свое 9 января. И если еще год назад отдельные журналисты гадали, кого из их коллег "замочат", чтобы обвинить в этом власть, то теперь очевидно, что дело сделано. Янукович получил своего Гонгадзе. Кровь должна была пролиться, и она пролилась. Пусть даже жертва умерла от сердечного приступа вследствие невовремя оказанной медицинской помощи. Украинские гапоны поработали на славу.

Фокус.ua