Развиваем страну по принципам стратегий типа Civilization
3 шага, которые нужно пройти перед тем, как давать рецепты всеобщего счастья и эффективных реформ
На просторах интернета, в беседах с коллегами и друзьями я регулярно слышу, что надо сделать "вот это и вот то", и тогда уж точно настанет всем счастье, и наша страна (впишите название страны) станет самой замечательной и привлекательной, самой-самой потрясающей и здоровской, ну и так далее. И, видимо, предел насыщения у меня оказался достигнут, результатом чего и явилась данная статья.
Те, кто играл в любые стратегии (реального времени или пошаговые), четко понимают, что если на первых ходах или минутах упустить темп развития – в дальнейшем будет очень сложно догнать других игроков, а уж про обогнать речь иногда и совсем не идет – тут бы живым остаться и не проиграть. Иногда, вырваться вперед помогает некий "рояль в кустах" – открытие какого-то очень крутого артефакта, супер-технологии и тому подобное.
Давайте мы с вами мысленно поиграем в такую тактико-стратегическую игру и представим, что у нас есть некий файл сохранения, который достался нам от предыдущего игрока, и теперь мы можем продолжить играть за него.
Что нам это дает? Мы сможем трезвым взглядом посмотреть на то, что же действительно происходит. Причем посмотреть не в тактическом режиме "здесь и сейчас я один живу вот так", а в стратегическом: как же выглядит наше игровое государство со стороны, какие у него перспективы, какое состояние и, самое главное, а куда же нам надо развивать и двигать наше государство, чтобы стать тем самым "супер мега крутым образованием" в нашей игре.
Эмоционально нам будет легко принимать любые решения, ведь "это же игра, и все, что там – это просто нарисованные пиксели". Ну что, вперед?
ШАГ 1. Первое, что делает игрок, долго не игравший и загрузивший "сохранялку", – это проводит ревизию имеющегося у него хозяйства. Если есть возможность – сравнивает имеющееся хозяйство и текущие перспективы с хозяйством и перспективами других игроков, чтобы понять, а кто же круче, и вообще, кто на каком месте. То есть составляет рейтинг. В бизнесе такая операция называется аудитом имеющихся активов и пассивов, а также оценкой их рентабельности.
Задам здесь всего один вопрос, для примера, а дальше вы, уважаемые читатели, сможете сами проводить подходящие параллели с реальностью и задавать аналогичные вопросы к каждому дальнейшему шагу нашей игры. "Знаете ли вы лично или кто-то из ваших знакомых о том, проводился ли такой аудит активов и пассивов, а также их рентабельности нашим правительством?" Если знаете, ставим себе +1 балл, если не знаете, ничего не плюсуем.
ШАГ 2. Следующим шагом у любого игрока идет этап планирования. Игрок думает, какие здания и учреждения ему надо построить, какие технологии изучить, какие типы роботов начинать строить в первую очередь, а какие во вторую, что делать с общественным мнением, религией и прочими социальными штуками. И на все это ему где-то надо изыскать необходимое и четко известное количество ресурсов.
На основании чего мы планируем наши действия? Что является первопричиной наших планов, их фундаментом?
У игрока это – желание победить соперников, стать самым лучшим. Мотиваций игроков есть всего 4, и подробнее можно почитать об этом в статье о теории Ричарда Бартла.
Что же такое победа в игре? В каждой игре она своя. Где-то это – остаться единственным, где-то – подружиться со всеми соседями, где-то – распространить свою культуру на все игровое пространство, и так далее.
Мы всегда заранее, до начала игры, знаем, в чем заключается победа. Соответственно, свою игровую стратегию и действия в игре мы строим, основываясь на этом знании. И все наши действия, так или иначе, быстрее или медленнее, более успешно или менее успешно приближают нас к победе.
Сами действия у разных игроков разные. Общее у них только одно: знание критериев победы. Достиг их – победил. Все критерии всегда четко измеримы и поддаются описанию по SMART критериям (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bounded - Конкретны, Измеримы, Достижимы, Осмысленны, Четко ограничены по времени).
Если у вас есть четкие критерии победы в игре (можете прямо сейчас записать их на листке бумаги?), ставим себе +1, если нет – просто идем дальше.
ШАГ 3. Третий и все дальнейшие шаги будут шагами и действиями в направлении цели, будут дорогой к победе. И ничто не сможет заставить нас изменить это направление. Ведь цель "победить" не изменяется в процессе игры.
Могут изменяться игровые стратегии, вы можете отступать, перегруппировываться, контратаковать, залегать в засаде и делать подкопы, но цель всегда неизменна: победить. Критерии победы всегда четко известны до начала игры.
Если все действия, которые вы запланировали и собираетесь выполнить на шаге 3, ведут вас к достижению целей, озвученных на шаге 2, с помощью активов и пассивов, оцененных на шаге 1, ставьте себе +1 балл, если нет – пропускаем.
Теперь вернемся к нашей "сохранялке".
А в чем же заключается победа в нашей игровой реальности? А мы не знаем. У нас до сих пор нет критериев. Все вокруг предлагают делать какие-то действия из шага 3 и далее – что-то воплощать, что-то строить, менять что-то на что-то.
Но простите, а где же шаги 1 и 2? Где анализ текущего состояния и, главное, где же четкое определение, чем является "победа"? В нашей с вами игре у нас отсутствуют критерии победы. И выиграть при их отсутствии невозможно.
Любые действия, даже сделанные с самыми благими намерениями и побуждениями, не приведут ни к чему хорошему, так как у нас нет критериев, что же такое хорошо. Мы просто не сможем определить, пришли ли мы уже к хорошему, или еще нет, и как долго осталось идти, и куда идти?
Нельзя прийти к успеху, не определив для себя, что такое быть успешным. Невозможно построить "новый светлый мир", не определив, что это такое в измеримых критериях. Какого он цвета? Сколько в нем квадратных километров? Какая в нем температура? Сколько в нем живет людей? Какие это люди, с каким конкретно образованием, какими конкретно навыками, и так далее.
Предположим, что у нас с вами есть игровая возможность придумать свои собственные критерии победы, успеха, счастья, величия для нашей страны. Какой же должна стать наша игровая страна, чтобы мы смогли сказать: "Да, вот теперь моя страна великая!"?
Без данных точных критериев мы не сможем спланировать шаг 2. Не сможем составить дорожную карту, что делать в первую очередь, что делать во вторую и так далее. А не составив такую карту и не заручившись поддержкой всех друзей и коллег, которые вместе с нами играют за эту страну в нашем игровом акаунте, мы будем как лебедь, рак и щука, строить каждый что-то свое, не приближаясь к победе, к великой стране.
Начинать надо с критериев победы, критериев успеха, критериев величия, которые отвечают на вопрос "ЧТО". И только тогда можно переходить к шагу планирования, отвечая на вопрос "КАК" реализовать это "ЧТО".
Есть еще вопрос "ЗАЧЕМ", без которого никак нельзя составить список этих самых критериев, и именно из-за этого вопроса "зачем" критерии у разных людей получаются разными.
Суммируя набранные баллы, оцените свой баланс.
0 баллов – а вы уверены, что именно вы управляете этим игровым аккаунтом?
1 балл – все очень грустно, и скорее всего вы проиграете.
2 балла – хорошие шансы на победу.
3 балла – скорее всего, победа будет за вами!
Так давайте же начнем с составления списка наших общих критериев победы! Без них – беда. С ними – успех.
Успеха нам!