Территория в кавычках. Прошел год с "основания" "Донецкой народной республики"

За этот год даже самые большие оптимисты поняли: "ДНР" — это надолго

Фото: Reuters
Фото: Reuters
Related video

Сначала это была история глупости, трусости и жадности. Затем она превратилась в историю страха, голода и отчаяния. Ненависть в избытке присутствовала с самого начала. Сейчас она пустила глубокие корни.

Некоторое время не покидало ощущение, что удастся все уладить. Кого-то уговорить, кого-то заставить, кого-то купить. Но не хватало слов, не было сил, и совершенно отсутствовали деньги. С той стороны всего этого добра было завались: российская пропаганда, силовая поддержка и какие-то несусветные суммы — говорили, что Януковича заставили раскупорить на это дело свою безразмерную кубышку в обмен на предоставление убежища. Кто был никем на глазах становился всем: автомат и зарплата за "постоять" — ощутимый аргумент в ситуации, когда нужно только подождать, пока подтянутся российские войска.

Год прошел — от надежд местного населения, что Путин вот-вот возьмет к себе и тогда наступит жизнь, до публичного заявления российского президента о том, как он отмахнулся от якобы сделанного ему Порошенко предложения: "Сбрендил, что ли? Мне Донбасс не нужен".

За этот год даже самые большие оптимисты поняли: "ДНР" — это надолго. "Раскавычивать" эту отравленную землю нам придется десятилетия

Тысячи уже не ждут вообще ничего, умерли или убиты. Сотни тысяч подались прочь, чтобы не умереть или не быть убитыми. Оставшиеся не знают, чего ждать. В российско-украинской войне, которую даже завзятые "новороссы" не называют больше гражданской, они оказались между линией фронта и границей чужого государства.

Российские войска в их гибридном виде, и вполне откровенном, подтянулись, а граница осталась на прежнем месте. Всю эту жрущую, пьющую, палящую, лечащуюся и регулярно сдыхающую на украинской земле ораву давно уже содержит не Янукович, а всамделишный российский бюджет. Но оставшимся и не палящим в нашу сторону от этого не легче.

Мы здесь тоже ждали, что все вот-вот закончится. Наши выбьют поналезшее, а со своими как-то уж договоримся. Но поналезло намного больше, чем наша наскоро слепленная армия могла справиться. Те, что остались между кавычками фронта и границы, становились все дальше и дальше. Путина можно обвинять в чем угодно, но то, что мы, с этой стороны, взаимному отдалению мало препятствовали, а порой и способствовали — факт. Связи рвутся, сигнал не долетает, а где долетает — обнадеживающего сказать нечего. Вы думаете, почему Минстець все никак не наладит туда вещание? Волны есть — слов нет.

За этот год даже самые большие оптимисты поняли: "ДНР" — это надолго. Даже когда убегут или застрелятся самозваные донецкие правители и границу в ту сторону пересечет последний исправный российский танк, "раскавычивать" эту отравленную землю нам придется десятилетия. И не нужно себя обманывать, будто кто-то знает как.