Попробуй тронь. Кого посадят после отмены депутатской неприкосновенности

Осенью власть обещает выполнить один из своих главных предвыборных лозунгов — отменить депутатскую неприкосновенность. Ради этого регионалы готовы прервать летний отдых и привлечь административный ресурс

Закончить нынешнюю сессию депутаты решили в новом статусе: власть и оппозиция пообещали избирателям лишить себя неприкосновенности. Для этого регионалы достали из партийных закромов зарегистрированный в 2008 году законопроект Виктора Януковича и нынешнего главы Минюста Александра Лавриновича, а оппозиция в мае внесла на рассмотрение Рады собственный альтернативный документ.

Принципиально проекты отличает одно: соратники Юлии Тимошенко, в отличие от власти, требуют вместе с депутатами лишить иммунитета и самого президента. И хотя это требование Конституционный суд (КС) еще в 2010 году признал незаконным, отступать и тем более поддерживать законопроект оппонентов лидеры оппозиции отказываются. Тем не менее проект регионалов, вероятнее всего, будет принят. Но не факт, что он принесет ПР достаточно политических очков, чтобы оправдать затраченные усилия и компенсировать возможные материальные потери.

Хата с краю
В том, что депутатская неприкосновенность — не лишняя опция в льготном соцпакете власти, нардепы фракции НУ-НС Андрей Парубий и Юрий Грымчак убедились на собственном опыте. 27 апреля 2010 года, в день ратификации "харьковских соглашений", в зале парламента с помощью дымовых шашек они устроили настоящее пиротехническое шоу. Чтобы наказать виновных, Генпрокуратура возбудила уголовное дело и обратилась в парламентский комитет с представлением о снятии с нардепов депутатского иммунитета. От суда дуэт спасли неточности при оформлении документов. Прокуратура об инциденте на время "забыла", но уголовное дело не закрыла.

Несмотря на это, "регионального" законопроекта о "прикосновенности" нунсовцы не боятся. В некотором смысле он сделает их положение более стабильным. Если сейчас задержать подозреваемых парламентариев с согласия Рады можно на любом этапе следствия, то по проекту регионалов арестовать депутата можно будет, лишь когда вступит в силу приговор суда. "Таким образом, на свободе депутат сможет влиять на принятие решений или попросту скрыться от правосудия", — говорит замглавы комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Юрий Кармазин.

Оппозиционеры подошли к делу радикальнее. В переданном на рассмотрение КС законопроекте они предлагают одним махом лишить неприкосновенности не только себя и президента, но и судей. В том, что смелая даже для прогрессивной Европы инициатива не пройдет КС, эксперты не сомневаются. Политолог Владимир Фесенко объясняет: президент, в отличие депутатов, несет персональную ответственность за свои решения, и процедура его наказания уже существует — импичмент, за которым может последовать и уголовное преследование.

Впрочем, и сами оппозиционеры не верят в "проходимость" своего детища. Не опасаясь обвинений в предвыборном популизме, нунсовец Тарас Стецькив прямо говорит: задача его соратников — выполнить давнее обещание и просто предложить законопроект. Если он не пройдет КС, это уже будет проблема судей. К тому же, по словам первого замглавы фракции "БЮТ-Батьківщина" Сергея Соболева, согласно Конституции и закону о регламенте, вносить изменения в Основной Закон на последней парламентской сессии нельзя, поэтому долгоиграющую историю придется отложить как минимум до начала работы Верховной Рады 7-го созыва.

Иммунодефицит
Ждать до конца осени власть не намерена. Замглавы фракции ПР Михаил Чечетов утверждает, что изменения в Конституцию Рада может внести, главное, чтобы до последней осенней сессии документ прошел первое чтение. Чтобы успеть в срок, регионалам придется поторопиться. Чечетов объясняет: в начале июля законопроект будет направлен на рассмотрение в КС, затем его соратники соберут внеочередную сессию — предположительно в августе — и тогда же 226-ю голосами одобрят документ в первом чтении.

Что делать дальше, в ПР тоже знают. Необходимое для утверждения во втором чтении конституционное большинство власть намерена сколачивать из коммунистов, членов Народной партии и группы "Реформы ради будущего" Игоря Рыбакова (в сумме три фракции и ПР получат 256 голосов). Представители всех этих фракций, кроме группы Рыбакова, подтвердили Фокусу готовность помочь власти.

Поддержать инициативу регионалов готовы также некоторые оппозиционеры и внефракционные депутаты, к примеру, Андрей Парубий и Тарас Чорновил.
Глава регламентного комитета регионал Владимир Макеенко не скрывает, что, если понадобится, ПР задействует свои специфические ресурсы, чтобы набрать необходимое количество голосов. В частности, проведет переговоры с нардепами, которые не попадут в следующий созыв. "Вы же понимаете, жизнь не останавливается, если ты не попал в Раду. Ты можешь стать заместителем министра или губернатора, возглавить райадминистрацию", — откровенничает Макеенко.

Вопрос в том, стоит ли регионалам так уж стараться. Фесенко полагает: ощутимо нарастить рейтинг на отмене неприкосновенности, далекой от важных для избирателей экономических проблем, ПР не удастся. Поэтому, подняв вопрос накануне выборов, она разве что выставит в дурном свете оппозицию, которая, отказавшись поддержать проект "бело-голубых", фактически нарушит и свое обещание.

С другой стороны, отмена неприкосновенности может нанести удар по самим регионалам. Нардеп-коммунист Евгений Царьков предполагает, что в случае принятия законопроекта от похода в будущую фракцию ПР могут отказаться состоятельные бизнесмены, которые под куполом Рады надеются получить личный иммунитет. Другой вариант — цена места в проходной части списка значительно снизится. Впрочем, если после первого чтения власть сумеет использовать тему неприкосновенности в свою пользу, материальные издержки ее не испугают. В будущем парламенте все они окупятся с лихвой.

С вещами на вход

Кто из парламентариев может отправиться за решетку в случае отмены депутатской неприкосновенности
Андрей Парубий (ФЗ) и Юрий Грымчак (НУ-НС)
27 апреля 2010 года, в день ратификации "харьковских соглашений" бросали дымовые шашки в сессионном зале Рады. По факту случившегося ГПУ было возбуждено уголовное дело. За вмешательство в деятельность парламента путем использования служебного положения им грозит до пяти лет тюрьмы (ст. 344).

Игорь Рыбаков ("Реформы ради будущего")
По утверждению депутата БЮТ-Б Романа Забзалюка, Рыбаков пытался его подкупить и за переход в провластную депутат-скую группу "Реформы ради будущего" дал взятку $450 000. Соответствующие материалы и доказательства были направлены в ГПУ, которая, не обнаружив состава преступления, квалифицировала инцидент как политическую коррупцию. Если свое решение силовики пересмотрят, за дачу взятки Рыбакову грозит до пяти лет
тюрьмы (ст. 369).

Олег Ляшко, внефракционный
В Гайвороне Кировоградской области бил местных чиновников папкой по голове, душил галстуком, лил воду на голову и ругался матом. За хулиганство Ляшко грозит до шести месяцев ареста или пяти лет ограничения свободы (ст. 296).

Петр Цюрко, Александр Пеклушенко, Анатолий Горбатюк, Вадим Столар, Александр Волков, Олег Царев – члены ПР
16 декабря 2011 года ворвались в зал Рады и с боем вытеснили нардепов-бютовцев, блокировавших президиум. Пятеро пострадавших обратились в ГПУ с просьбой привлечь избивших их к уголовной ответственности за превышение полномочий и физическое насилие. Если обвинения подтвердятся, нардепы могут получить до 12 лет тюрьмы за умышленное избиение, превышение власти и вмешательство в работу коллег-парламентариев (ст. 112, 344, 346, 365).

Андрей Павловский (БЮТ-Б)
Во время празднования Нового года на майдане Незалежности с помощью лазера на здании консерватории и стеле Независимости написал "Юле — волю!" и "Юля — с Новым годом!". В отношении нардепа и его помощника возбуждено уголовное дело. За нарушение общественного порядка, содеянное группой лиц, подозреваемым грозит до четырех лет тюрьмы (ст. 296).

Антонина Болюра (БЮТ-Б)
В 2002-м главного бухгалтера компании Юлии Тимошенко "Единые энергетические системы" обвинили в хищении госсредств, подлоге документов и уклонении от уплаты налогов. В 2003 году дело закрыли в связи с истечением срока давности, но в ноябре 2011 года это решение было признано незаконным. По ранее предъявленным обвинениям ей грозит до 12 лет тюрьмы (ст. 191, 366).

Дмитрий Орлов, Фокус