Звездный десант. Политики готовы тратить миллионы на туры поп-исполнителей в свою поддержку
Еще до старта предвыборной кампании политики начали тратить сотни тысяч долларов на туры поп-исполнителей в свою поддержку. Приводит ли это к реальному повышению рейтинга — сказать не берется никто
"Сейчас большинство артистов заняты. Можно попробовать тех, кого никто не позвал... Расходы на дорогу ваши. Для экономии можно подумать о шоу двойников", — озвучивает условия сотрудничества отечественных звезд с политиками в нынешней предвыборной кампании Лилия Романова, сотрудница "КМ Студии", которая занимается организацией концертов знаменитостей. Журналисту Фокуса, который представился помощником нардепа, она сходу приводит расценки и сетует, что договариваться о таком важном деле нужно было еще зимой.
Для любителей бесплатных концертов с участием отечественных и российских звезд шоу-бизнеса настала золотая пора. Много и безвозмездно слушать любимых исполнителей потенциальному электорату предлагают кандидаты в нардепы Рады нового созыва. До официального начала кампании они под прикрытием культурных мероприятий устраивают собственные промоакции.
В мае тур "Песни победы" с участием Олега Газманова и группы "Друга ріка" в четырех крупных городах организовала глава партии "Україна – Вперед" Наталия Королевская. Тогда же при поддержке потенциального кандидата-мажоритарщика, лидера партии "Родина" Игоря Маркова в Одессе выступали россияне Лев Лещенко и Александр Маршал. А депутат-регионал Херсонского облсовета Михаил Опанащенко учредил в своем округе фестиваль "Каховские купалии", куда пригласил женский коллектив "Алиби" и победителя "Х-фактора" Виктора Романченко.
По оценке Ассоциации политических консультантов, многие кандидаты уже предусмотрели 10–15% предвыборных бюджетов, то есть от $50 000 до $500 000, на звездную поддержку. "Цель очевидна: на политические митинги люди уже не ходят, а на концерты — с удовольствием", — говорит политолог Михаил Погребинский. И тут же добавляет, что конвертировать потраченное в голоса на выборах удастся единицам.
С песней по жизни
6 июля представители Партии регионов сделали своей главной политической базе —
Донецкой области — грандиозный подарок. К 80-летию региона они привезли в его столицу солидный звездный десант. Со сцены толпу зрителей, размахивавших партийными флагами ПР, бесплатно развлекали Юрий Шатунов, Наталья Могилевская, Светлана Лобода, Виталий Козловский и группа "НеАнгелы". Гвоздем программы стало совместное выступление Иосифа Кобзона и главного гостя действа — президента Виктора Януковича. Благодаря выступлению главного регионала и обилию партийной символики мероприятие больше походило на съезд ПР, чем на юбилей области.
Обошлось оно недешево. Особенно приглашенная российская знаменитость. По словам специалиста по местным выборам Павла Карайченцева, из-за любви к Кобзону самой активной части избирателей — тех, кому за 50, в парламентскую кампанию его гонорар может превышать $50 000 за выступление. Аппетиты младших коллег российского мэтра в горячий предвыборный период тоже растут. По словам известного организатора предвыборных туров, пожелавшего остаться неназванным, в два-три раза. К примеру, за один агитационный выход Верка Сердючка может запросить свыше $50 000, востребованная во все времена троица поп-див — Тина Кароль, Наталья Могилевская и Ани Лорак — до $40 000, утратившая былую форму Ирина Билык — до $30 000. Исполнители второго эшелона, к примеру, группы "НеАнгелы", "Никита" и "Арктика", довольствуются скромными $10 000 за выход. И это не окончательные суммы. За прямой призыв агитировать за спонсора тура кандидатам придется умножить гонорар звезды минимум на пять.
Впрочем, трехлетней давности тур в поддержку кандидата в президенты Юлии Тимошенко "З УкраїноЮ в серці", который, по данным Фокуса, обошелся примерно в
$50 млн, пока никто не превзошел по размаху. Майские "Песни Победы", проходившие в Запорожье, Николаеве, Мариуполе и Луганске при поддержке партии Королевской, по подсчетам управляющего партнера агентства политического консалтинга Дениса Кудина, могли потянуть всего на $250 000.
Концерт "на районе"
Наилучшие шансы сэкономить на звездной поддержке — у кандидатов-мажоритарщиков. Чтобы обработать небольшую группу избирателей, им много не надо. Может хватить, к примеру, одного доктора Евгения Комаровского. Экс-секретарь Киевсовета Олесь Довгий, который планирует идти на выборы от Днепровского района столицы, сумел убедить самого известного педиатра страны встретиться с потенциальными избирателями и проконсультировать по профильной теме. Так бывший соратник экс-мэра Леонида Черновецкого убил сразу двух зайцев, уверен президент аналитического центра "Открытая политика" Игорь Жданов. Во-первых, он частично сгладил скандал с раздачей продуктовых пайков любимому электорату Черновецкого — киевским бабушкам, во-вторых, привлек внимание молодых избирателей, родителей маленьких детей. Сам Довгий не нашел времени прокомментировать материальную сторону своего сотрудничества с Комаровским. Но Карайченцев предполагает, что за одну такую встречу потенциальный кандидат мог выложить до $1500.
Еще дешевле личная промокампания с участием звезды обошлась нардепу-регионалу Виталию Журавскому, который собирается выдвигаться в Раду от Житомирской области. Бывший зам киевского мэра в качестве приглашенной знаменитости выбрал героя Евро-2012, форварда национальной сборной Андрея Шевченко. Календарь, на котором Шевченко по-дружески обнимает политика, раздавали его потенциальным избирателям. В окружении Журавского сообщили, что таких календарей было напечатано 5000 штук, но сам Шевченко, опрометчиво сделавший совместное с политиком фото в одном из киевских ресторанов, об этом ничего не знал и никакого гонорара не получил. "У Андрея не было с Журавским никаких договоренностей, — говорит Елена Шевченко, сестра и по совместительству пресс-секретарь футболиста. – С таким же успехом и вы можете сфотографироваться с братом и сделать потом календарь".
Впрочем, в регионах звезды разряда Шевченко — скорее исключение. В провинции на этих выборах больше востребованы более доступные знаменитости "советской закалки" — Павел Зибров, Василий Зинкевич, Алла Кудлай, выступления которых на агитационных концертах стоят от $3000 до $5000. Самый бюджетный вариант — местные исполнители, услугами которых, по данным Фокуса, уже вовсю пользуются мажоритарщики в регионах: в Тернопольской области — Степан Гига, на Луганщине — Михаил Голубович, в Закарпатье — Иван Попович. Ставка на местных кумиров 80-х оправдана. Руководитель соцгруппы "Рейтинг" Алексей Антипович объясняет: среди людей старше 55 на выборы планируют пойти 40%, а в возрастной категории до 30 — не больше 30%. Да и загнать на избирательные участки пассивную молодежь с помощью отечественных звезд не получится. "В Украине больше любят не Руслану, а Red Hot Chili Peppers, но на "перцев" денег нет, поэтому политики идут на сомнительный компромисс", — комментирует политолог Вадим Карасев.
Много шуму и ничего
Все звезды, с которыми связался Фокус, раскрывать нюансы сделок с политиками наотрез отказываются. Они готовы обсуждать разве что критерии выбора заказчиков. "Для меня важна личность кандидата, а не партия и политическая сила, от которой он выступает", — говорит Виталий Козловский.
Некоторые его коллеги, однако, обращают внимание на политическую ориентацию кандидатов, желающих воспользоваться их услугами. Как удалось выяснить Фокусу, в нынешней кампании Павел Зибров ни при каких условиях не будет сотрудничать с коммунистами, а также авторами скандального закона о языках регионалами Сергеем Киваловым и Вадимом Колесниченко. Таисия Повалий, по словам продюсера Игоря Лихуты, не станет агитировать за "Батьківщину". А фронтмен "Океана Эльзы" Святослав Вакарчук продолжит объявленный после сложения в 2008 году депутатских полномочий мораторий на участие в политических акциях.
Главный режиссер крупной столичной компании, которая почти 20 лет занимается организацией массовых мероприятий, поддерживает решение Вакарчука: в условиях грядущей политической мясорубки шоу-бизнесу лучше держаться подальше от выборов, говорит он. И вспоминает: после участия Могилевской в туре в поддержку Тимошенко на выборах-2010 певицу стали реже приглашать на частные выступления и корпоративные события, "что сказалось на ее финансовых делах". А политикам звездная поддержка ощутимых бонусов все равно не приносит. Глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко объясняет: практически все участники нынешней кампании избирателям давно знакомы, поэтому звездные концерты и поддержка именитых украинцев способны поднять рейтинг потенциальных кандидатов и партий от силы на половину процентного пункта. Если так, кандидаты в депутаты сильно переплачивают за музыку.
Дмитрий Орлов, Фокус