Дело техники. Кто придумывает стратегии и креатив выборов-2012

Политтехнологи-ветераны, иностранные консультанты и перспективные новички развернули борьбу за голоса избирателей. Фокус выяснил, кто формирует стратегии и придумывает предвыборный креатив для проходных партий

Related video

Съезд партии "Украина — Вперед!" надолго запомнится не только сторонникам ее лидера Наталии Королевской, но и простым зрителям. Вместо привычного зала — кукурузное поле, вместо небольшой трибуны — просторная сцена с видом на поспевающие початки, вместо скучных спикеров заметно — нервничающие лидеры избирательного списка: футболист Андрей Шевченко и артист Остап Ступка.

Автор идеи, российский политтехнолог Николай Гастелло, своим вкладом в действо не хвастался. Вместо того чтобы давать интервью, на съезде он собственным телом защищал украинского форварда от атак журналистов. Для "товстуна в розовой футболке", как он сам себя называет, это не первый опыт работы в Украине: в 2009 году он успел поработать на "третьего призера" гонки — вице-премьера Сергея Тигипко. Но рассказывать о своем нынешнем проекте, партии Королевской, Гастелло наотрез отказывается: дескать, его роль и обязанности — секрет вплоть до окончания кампании.

Политтехнологи, услугами которых уже вовсю пользуются все проходные политические партии, для их лидеров — закрытая тема. И неспроста. Руководитель школы политической аналитики НАУКМА Алексей Гарань объясняет: стратегия и тактика каждой отдельной кампании — информация для внутреннего пользования. Ее разглашение может сыграть на руку конкурентам и сорвать планы по привлечению новых избирателей. "Да и не хотят они, чтобы кто-то оценивал их работу во время кампании — как говорится, цыплят по осени считают", — объясняет эксперт позицию политтехнологов.

Не дожидаясь выборов, Фокус выяснил имена политконсультантов ведущих партий и уловки, на которые они готовы идти, чтобы заставить украинцев проголосовать "правильно".

Вперед и с песней
Королевская ветрена в выборе политтехнологов — с момента основания собственной партии она сменила как минимум три команды. Виной тому, по словам близкого к штабу "Украина — Вперед!" источника, желание молодого политика контролировать все и вся: с публичной деятельностью она пытается совмещать роль собственного пресс-секретаря, спичрайтера и политконсультанта. С конца осени минувшего года по февраль нынешнего с экс-соратницей Тимошенко якобы работали издатель журнала "ТОП-10" и медиаконсультант экс-мэра столицы Леонида Черновецкого Казбек Бектурсунов и известный журналист Дмитрий Джангиров.

Последний писал для Королевской тексты выступлений. Джангиров это отрицает, а вот Бектурсунов заявил, что не дает комментариев, потому что "это делают безработные".
На смену отечественным спецам в декабре пришли американские, которых "штабистам" представили как бывших консультантов американского президента Барака Обамы. Директор компании Berta Communications политтехнолог Тарас Березовец предполагает, что речь идет о компании AKPD Message&Media, руководителем которой является нынешний советник главы Белого дома Дэвид Аксельрод. Эта компания, вспоминает Березовец, на парламентских выборах 2007 года предлагала свои услуги и экс-премьеру Юлии Тимошенко. "Особенность американцев в том, что они пытаются пропихнуть универсальные идеи, совершенно не работающие в украинских реалиях", — объясняет эксперт. Он считает, что именно поэтому Королевская, как и Тимошенко, быстро отказалась от сотрудничества с иностранцами.

Зато российские политтехнологи — Гастелло, Николай Доронин и аналитик Михаил Грищенко, начавшие сотрудничать с Королевской после Нового года, пришлись ей по душе. И хотя неожиданная идея включить в список Шевченко и Ступку принадлежит не им, а первому номеру партии, нестандартный съезд на кукурузном поле в Буках, заметно выделявшийся на фоне скучных политических собраний конкурентов, — целиком их идея. И, скорее всего, не последняя. Вскоре к команде приглашенных консультантов, по словам Березовца, может присоединиться еще одна российская звезда — политтехнолог Ефим Островский.

Частая смена политтехнологов и стратегий делает кампанию пестрой и непоследовательной, говорит Гарань. Но он уверен, что Королевской это не повредит, ведь четкой идеологии у ее партии нет, а высокий для новичка уровень поддержки — 4,4% согласно июльскому опросу соцгруппы "Рейтинг" — результат больших финансовых вливаний и колоссальной медиаподдержки. "Эта партия — отличный пример сугубо технического проекта в красивой упаковке", — считает политолог. Сама Королевская времени ответить на вопросы Фокуса за три дня не нашла.

Немолодые Регионы
На технологии профессионалов, но не приглашенных, а собственных, рассчитывает и ПР. Кампанией партии руководят проверенные кадры. "Глава Администрации президента Сергей Левочкин и руководитель штаба Андрей Клюев — вот их главные политтехнологи и идеологи", — рассказывает Гарань. Роли внутри регионального штаба четко распределены. Главы предвыборного штаба и АП расписывают общие стратегии, а российский советник Левочкина Игорь Шувалов, по данным эксперта, отвечает за медиаподдержку на главных телеканалах страны и, по словам близкого к штабу ПР анонимного источника Фокуса, контролирует производство идеологических телепродуктов, к примеру, фильма о достижениях власти, показанного на съезде ПР. Работают опытные регионалы уверенно и без явных сбоев. "Если говорить о попадании лозунгов в базовый электорат партии, то пока ПР справляется с задачей лучше всех остальных", — комментирует Березовец, добавляя, что необходимости изобретать велосипед у регионалов нет. Их главная задача — сохранить свой устойчивый электорат.

Фронт перемен
На проверенные кадры ставку делает и оппозиция. Ее стратегию и тактику разрабатывают закаленные в нескольких кампаниях специалисты: нардепы Александр Абдуллин и Виктор Уколов и бывший советник Тимошенко Олег Медведев. Среди удачных ходов сплоченной команды — профессионально подготовленный с точки зрения пиара Форум на Михайловской площади, публичное обсуждение программы оппозиции с экспертами и обществом и эффектная присяга на верность украинскому народу, публично принесенная соратниками Тимошенко 5 августа.

И все же, помимо ветеранов, есть в оппозиционной команде и перспективные новые игроки. Близкий к "Фронту змін" источник Фокуса рассказывает: Арсений Яценюк, не доверяющий политтехнологам после неудачного опыта работы с ними во время президентской кампании, внимательно прислушивается к советам руководителя департамента коммуникаций ФЗ Алены Колгановой. Она принимает непосредственное участие в мозговых штурмах команды фронтмена, на которых обсуждаются реакция на информационные атаки конкурентов, заявления партии, организация ключевых мероприятий и креатив. Во многом за это Калганова получила условно проходное 72-е место в списке. Сама соратница Яценюка свое активное участие в формировании информационной политики партии подтвердила, отметив, что на звание политтехнолога все же не претендует.

Ударный отряд
Консультант Виталия Кличко по вопросам взаимодействия со СМИ и кандидат в депутаты (№6 в списке) Ирина Геращенко не скрывает: партия сотрудничает исключительно с украинскими специалистами. Один из них, как удалось выяснить Фокусу, — Ростислав Павленко, бывший руководитель службы Секретариата президента Виктора Ющенко. В комментарии Фокусу он скупо подтвердил, что работает с Кличко начиная с ноября 2011 года и руководит стратегическим департаментом.

Впрочем, на технологов "УДАР" не надеется. По словам Виталия Кличко, из-за отсутствия значительных средств главную ставку партия будет делать на личное общение с избирателями во время поездок по регионам. Аскетизм кампании должны подчеркнуть и скромные билборды с изображением Кличко. При их изготовлении, рассказывает Геращенко, были использованы элементы репортажных фото, сделанных личным фотографом Кличко Александром Косаревым. Не секрет и главный лозунг всей кампании — "Пора УДАРа". Он, уверен Гарань, попадет точно в цель. "У Кличко самое благодатное время, он, как и Тигипко в 2010 году, позиционирует себя как третья сила, что позволяет ему стремительно набирать рейтинг", — объясняет эксперт.

С коммунистическим приветом
У коммунистов, казалось бы, полная ясность и с лозунгами, и с электоратом. Можно было бы обойтись и без технологов. Но Фокус выяснил, что над имиджем КПУ в нынешней кампании работает Андрей Золотарев, в 1996 году помогавший Юлии Тимошенко во время ее первой парламентской кампании. Политтехнолог не скрывает, что билборды с лозунгами "Вернем страну народу" и "Страна миллионам, а не миллионерам" — его рук дело, и добавляет, что помимо него с коммунистами работает команда украинских специалистов из Днепропетровска, которая обеспечила политическое долголетие нынешнему мэру города Ивану Куличенко. "Не скрою, сейчас Компартия гораздо лучше подготовлена в материальном плане, однако ее ресурсы ограничены, поэтому приходится выкручиваться в плане креатива", — говорит Золотарев.

Коммерческая тайна
Вопрос денег для политтехнологов — запретная тема. Ни один из них не готов назвать не только сумму своего гонорара, но и порядок этой суммы. По словам украинского политтехнолога, работавшего на одну из проходных политических партий в нынешней кампании, минимальный оклад начинающего политконсультанта — $3000. Хотя российские специалисты могут получать до $50 000 в месяц плюс индивидуально оговоренный бонус в случае победы своего кандидата.
Правда, при желании расходы на пиар и продвижение партии можно значительно урезать. Золотарев, например, планирует создать группы молодых волонтеров, которые будут ездить по самым отдаленным селам и агитировать целевую аудиторию КПУ голосовать за коммунистов.

Если этот план сработает, Золотарев рассчитывает, что на выборах партия наберет 10% — на 2,3 процентных пункта больше нынешнего рейтинга КПУ.

Мария Жартовская, Фокус