Юлю — навсегда. Кто защитит Тимошенко

Власть готова торговать свободой Тимошенко и возможностью эмиграции под видом лечения за границей. А вот торга вокруг ее участия в украинской политике, похоже, не будет

Related video

Пока Генпрокуратура форсирует обвинение Юлии Тимошенко в организации заказного убийства, из Брюсселя пришла плохая новость для власти. Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбиньский заявил, что обсуждение судьбы Тимошенко войдет в обязательную программу саммита ЕС — Украина 25 февраля.

Ожидается, что аккурат к саммиту Европейский суд по правам человека, по ускоренной процедуре рассматривающий заявление Тимошенко о незаконном аресте, огласит свое решение. И, скорее всего, это будет признание незаконности ареста и нарушение права гражданки Тимошенко на справедливый суд. В Украине к такому повороту событий готовы: экс-премьеру инкриминируют новое дело. На этот раз ее подозревают в преступном сговоре с экс-премьером Павлом Лазаренко с целью ликвидации бизнесмена Евгения Щербаня. И пусть уже оба — и Тимошенко, и Лазаренко — заявили о нелепости обвинений, выйти на свободу экс-премьеру не удастся, что бы ни решил Европейский суд.

22 января дочь Юлии Владимировны Евгения заявила, что ее мать непричастна к убийству бизнесмена Евгения Щербаня. Двумя неделями ранее Тимошенко, возмущенная изобилием камер слежения, объявила акцию гражданского неповиновения. И отказалась покидать душевую в палате Харьковской железнодорожной больницы, куда была доставлена для оказания медицинской помощи. К акции присоединились народные депутаты Александра Кужель, Людмила Денисова и Татьяна Слюз, пришедшие на встречу с экс-премьером и отказавшиеся покидать ее больницу. Через два дня депутатов силой спустили с лестницы (подробнее об этом — от участницы событий Александры Кужель.

По версии Генпрокуратуры, тогдашний вице-премьер Павел Лазаренко и президент корпорации ЕЭСУ Юлия Тимошенко наняли киллеров, чтобы те застрелили влиятельного в середине 90-х донецкого бизнесмена Евгения Щербаня. Убийство, согласно той же версии, совершила банда криминального авторитета Александра Мильченко по кличке Матрос. Мотивом, предполагают в ГПУ, стал конфликт бизнес-интересов Щербаня с интересами Тимошенко и Лазаренко — якобы депутат не хотел подчинять свой бизнес корпорации ЕЭСУ. Кроме того, бизнесмен якобы инициировал вытеснение с газового рынка Донецкой области корпорации ЕЭСУ, что было чревато снижением доходов Тимошенко и Лазаренко. За убийство Щербаня, по данным ГПУ, заказчики заплатили $3 млн несколькими траншами.

Генпрокурор Виктор Пшонка также заявил, что экс-премьеру могут дать пожизненное заключение. "Мы ожидали, что рано или поздно ей предъявят такое обвинение. Ведь тема давно и активно муссировалась Генпрокуратурой и СМИ", — заявил Фокусу один из защитников Тимошенко, депутат Сергей Сас. Избегая конкретики, Сас обещает, что оппозиция продумает механизм защиты своего лидера и уже 30 января соберется на внеочередную парламентскую сессию.

Пока оппозиционеры неспешно начинают планировать действия, власть наносит удары по людям, обеспечивающим коммуникацию экс-премьера с внешним миром. В конце декабря были арестованы счета чешских компаний мужа Тимошенко — Александра. 21 января адвокат экс-премьера Сергей Власенко заявил, что хотят арестовать и его. "Главная задача — сдать представление в Верховную Раду об отмене депутатской неприкосновенности (необходимо 300 голосов депутатов. — Фокус), получить согласие и арестовать", — предполагает Власенко, демонстрируя в телекамеру средний палец. По прогнозу адвоката, ему вменят невыплату долга в бракоразводном процессе с экс-моделью Наталией Окунской, разбой в отношении нее и похищение машины. Такие радикальные действия в преддверии февральского саммита Украина — ЕС, где вновь ожидается подписание соглашения об Ассоциации, выглядят не очень разумными, поскольку обостряют и без того сложные внешнеполитические отношения.

Хроника обвинений
В чем подозревали лидера оппозиции

12 мая 2010 г. было восстановлено уголовное дело 2004 г., согласно которому Тимошенко якобы пыталась дать взятку судьям с целью освобождения ее тестя, задержанного по делу ЕЭСУ.

2 декабря 2010 г. Генпрокуратура обвинила ее в нецелевом использовании средств. Якобы 320 млн евро, которые Украина впервые получила от продажи квоты на выброс парниковых газов, были направлены в Пенсионный фонд, а не на высадку лесов, как того требует Киотский протокол.

1 апреля 2011 г. ГПУ возбудила уголовное дело "за превышение власти и служебных полномочий при заключении газовых соглашений с Россией в 2009 году".

6 июля 2011 г. СБУ возбудила уголовное дело по факту покушения на растрату средств госбюджета в 1997 г. в особо крупных размерах — на общую сумму $405 млн.

9 июля 2011 г. Киевский апелляционный админсуд возобновил уголовное дело по иску экс-главы Фонда госимущества Валентины Семенюк-Самсоненко, оспаривавшей законность действий премьера Тимошенко при перепродаже "Криворожстали".

За жену
Фокус разыскал мужа Юлии Тимошенко — Александра, проживающего в Чехии, и попросил прокомментировать происходящие события. Приводим выдержки из письменного интервью

О заявлении генпрокурора Виктора Пшонки касательно новых подозрений
в отношении Юлии Тимошенко и потенциальном пожизненном заключении

Такому трудно не удивиться. Это ложь ради дискредитации лидеров оппозиции. Показательно, что брифинг, где генпрокурор рассказал о новых подозрениях, собирался в срочном порядке, всего за час. А какие события были накануне? Депутатов-женщин, которые присоединились к Юлиной акции гражданского неповиновения, силой вышвырнули на лестницу. Скоро Европейский суд по правам человека должен огласить решение по жалобе моей жены. Власть что-то уже знает об этом решении, боится, что Юлию придется выпустить, поэтому и фабрикует новые обвинения. Не было бы дела Щербаня, придумали бы какое-нибудь другое.

О непоследовательности оппозиции и плане действий
Я не политик, но, как и многие, понимаю, что нельзя заигрывать с оккупантами. В связи с внутриполитической обстановкой все нормальные люди хотят одного: сильной и сплоченной оппозиции. Совместные действия оппозиции я буду поддерживать всеми возможными силами и средствами, насколько смогу это делать из Чехии. В этой сложной ситуации оппозиция должна быть едина. Сила в единстве. Необходимы международные расследования незаконной деятельности и аресты активов и счетов высших должностных лиц и их ближайшего окружения. Создана общественная организация "Батьківщина", которой я руковожу. Мы рассказываем миру, международным организациям и европейским лидерам о бесчинствах в Украине.

О том, почему оппозиция не обеспечила голосование в первом чтении законопроекта о декриминализации статей УК, по которым осуждена Юлия Тимошенко (364-я и 365-я статьи)
Это элементарное неумение организовать свою деятельность. 24 парламентария просто не успели попасть на голосование по такому важному вопросу. К тому же депутаты-оппозиционеры голосуют лично и никому не передают карточки. Вот, например, Сергей Соболев — преданный соратник моей жены, много сделал, чтобы в ПАСЕ узнали правду о ее деле, в день голосования находился в Страсбурге и не проголосовал, но это не означает, что он не хочет видеть Юлию на свободе. Конечно, эти "но" отдалили освобождение моей жены. Однако уверен, что ненадолго. Думаю, депутаты извлекут из этой истории уроки.

Об общении с женой и соратниками из-за границы
С Юлией общаемся, когда ей разрешают телефонный разговор. Со всей семьей очень часто. Невероятно скучаем друг по другу. Режим общения с партнерами и друзьями остался прежним. Контактирую с руководством оппозиции, депутатами и общественными деятелями.

О политическом будущем дочери
Я считаю, что дочь Евгения должна была идти в политику — быть депутатом Верховной Рады. У нее характер и дух борца, как у матери. Она боец твердый. Думаю, она была бы хорошим политиком и не пряталась бы от трудностей за чужими спинами.

Вместе с женой и спутниками в ноябре 1996 года был расстрелян на трапе самолета в аэропорту Донецка. Компания только что прилетела из Москвы, где участвовала в праздновании серебряной свадьбы Иосифа Кобзона.

Мария Жартовская, Фокус