Корысти ради. Как депутаты становятся миллионерами

Мандат народного депутата помимо заработной платы и привилегий дает возможность еще и дополнительного заработка. Стать миллионером можно на политической измене, лоббизме и продвижении своих предприятий на тендере госзакупок

Депутат Игорь Рыбаков за время работы в Раде прошлого созыва официально заработал более $100 тыс. Но если верить его декларации о доходах за 2011 год, у депутата появились внедорожник BMW X5, прогулочно-рыболовецкий катер класса люкс Princecraft, а в собственности членов семьи — прогулочно-глиссирующее судно Four Wins.

Как народный избранник, официально не имея дополнительных доходов, на депутатское жалованье и скромный заработок жены (согласно декларации около 2000 грн. в месяц) смог приобрести элитные средства передвижения, остается секретом — в пресс-службе депутата не нашли возможности прокомментировать ситуацию. Однако ответ на вопрос финансового благосостояния может крыться в политической биографии — в 2009 году он стал одним из первых депутатов, сменивших политические убеждения.

Смена политической ориентации — не единственный способ заработка на статусе народного депутата. Тратя на выборах миллионы долларов, многие народные избранники надеются не только их компенсировать, но и приумножить. Зарабатывают на сводничестве, знакомя бизнесменов с политиками, бомбардировкой депутатскими запросами и даже телефонными звонками нужным людям. Отбить избирательную кампанию можно уже в первые месяцы депутатской работы. Для этого необходим авторитет, связи в верхах и политическая гибкость.
Фокус изучил самые популярные способы дополнительного заработка народных депутатов.

Политическая гибкость
Доход: до $10 млн за переход
Как показывает опыт предыдущих созывов, за переход в другую политическую силу, синхронное голосование и даже отсутствие на важном голосовании переговорщики обещали до $10 млн. О подобных предложениях, поступавших им, заявляли оппозиционные депутаты Олесь Доний, Виктор Уколов, Владимир Арьев. Как вариант предлагали разовые выплаты с дальнейшим ежемесячным содержанием. Так, Донию обещали миллион долларов плюс
$20 тыс. в месяц, Роману Забзалюку — $500 000 разово, а потом $20–25 тыс. ежемесячно. Предусматривались надбавки за критику бывших коллег и премия в полмиллиона за вербовку новых тушек.

В новом созыве депутат от "УДАРа" Сергей Каплин заявлял, что получил предложение стать тушкой за $5 млн. Его коллеге по фракции Федору Негою деньги не предлагали, но обещали содействие бизнесу, дотации округу, решение вопросов на уровне губернатора и органов внутренних дел.

Депутатский запрос
Доход: до $10 000 за запрос
Заработок на депутатских запросах — удел небогатых парламентариев. Они отличаются высокой производительностью в написании, один и тот же запрос для придания резонанса отправляют во все контролирующие органы и не привязываются к одному региону. Об этом Фокусу рассказал Назар Бойко, руководитель мониторингово-аналитической группы "Цифра", которая проанализировала запросы, направленные депутатами в 2007–2012 годах. Если следовать их логике, к таким парламентариям среди прочих можно отнести депутата от НУ-НС Юрия Кармазина, на счету которого 471 официальное обращение за пять лет.

Он не имеет собственного бизнеса и занимает второе место по продуктивности (на первом — регионал Эдуард Прутник с 527 запросами). География запросов охватывает многие регионы Украины: Львовскую, Донецкую, Днепропетровскую, Киевскую, Тернопольскую, Ровенскую и другие области.

К депутатскому запросу может прилагаться "абонемент" — комплекс дополнительных услуг. К примеру, сопровождение запроса выступлением с парламентской трибуны, по данным редактора издания "Наші гроші" Алексея Шалайского, будет стоить около
$5 тыс., выезд депутата на место события — до $10 тыс.

Лоббирование законопроектов
Доход: до $100 000 за закон
В перечень услуг входит написание законопроекта, его регистрация, согласование в профильном комитете, принятие в зале Верховной Рады и дальнейшее обеспечение документа подзаконными актами правительства. Главная задача лоббистов, по словам политического консультанта Сергея Слободчука, договориться с нужным количеством народных депутатов, чтобы обеспечить необходимую численность в 226 голосов. Поэтому отстаивать до логического конца законопроекты по силам парламентариям, которые либо имеют политический вес, либо обладают необходимыми связями и знаниями. К таким можно отнести депутата от "Батькивщины" Сергея Терехина. Он известен как человек, который может добиться проведения через парламент нужного экономического законопроекта и заручиться правительстенной поддержкой, причем при любом составе Кабмина.

Подозрения в небескорыстном лоббировании вызывают законопроекты, приносящие материальную выгоду крупным предприятиям. К примеру, принятие закона, позволяющего списать 24 млрд грн. задолжности за потребленный газ с крупнейших предприятий ТЭК, побудило оппозицию обвинить лоббистов документа — лидеров Партии регионов — в личной заинтересованности в реализации "мегакоррупционной схемы". Не раз критиковали коммуниста Евгения Мармазова за то, что он отстаивал законы, якобы выгодные миллионеру Константину Григоришину. Так было, когда депутат внес проект закона о продаже акций предприятия "Турбоатом", на которое тогда претендовал российский предприниматель. А депутат-регионал VI созыва Василий Грицак был автором законопроектов, например, о введении биометрических паспортов, сулящих сверхприбыли консорциуму ЕДАПС, который связывают с его именем.

Государственные закупки
Доход: от $10 000 за тендер (без учета предпринимательской прибыли)
Один из самых прибыльных видов бизнеса. На госзакупках накручивают до 40% стоимости. Для того чтобы зарабатывать на тендерах, одного депутатского мандата мало — необходимо иметь связи в правительстве и исполнительной власти, авторитет в регионе и быть близким к бизнесу. В Верховной Раде, по мнению политолога Владимира Фесенко, не более десятка людей, соответствующих этим условиям, а значит, способных зарабатывать на госзакупках. В их числе могут быть председатели некоторых комитетов, способных влиять на законодательную политику. Рядовые же парламентарии могут подработать, получив свой процент, к примеру, за знакомство бизнесмена с чиновником, отвечающим за проведение тендера.

Однако ключевыми фигурами на рынке госзакупок, по версии Forbes.ua, являются непубличные парламентарии — депутат прошлого созыва Ринат Ахметов и нынешнего Юрий Иванющенко. Если компании первого в 2012 году получили заказ на 2,5 млрд грн., то структуры второго довольствовались суммой в 2,3 млрд грн. В рейтинге тендерных чемпионов компанию им составил глава парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов. Правда, сам депутат отрицает свою причастность к тендерным процедурам.

Субвенции и дотации
Доход: до $2 млн за субвенцию
Когда народный депутат Олег Ляшко работал замглавы бюджетного комитета, он был в числе депутатов – лидеров по выбиванию дотаций и субвенций, говорит один из бывших членов комитета. Ляшко тогда мог бы неплохо заработать на откатах, предварительно договорившись о вознаграждении за финансовые вливания в регион с местным руководством. Учитывая, что выделяемые суммы колеблются в пределах десятков миллионов, даже 5% от транша является значительным доходом. Сам депутат получение многомиллионных дотаций называет результатом упорного труда.

Большие деньги в регионы уходят в результате перераспределения бюджетных статей, в частности, на строительство дорог и возведение государственных объектов. Но получить материальную помощь государства без связей в правительстве практически нереально — для этого должна быть налажена прямая связь с министром финансов и премьер-министром, от которых зависит процесс распределения бюджетных средств.

Сэкономить
Доход: 200 000 грн. в год
Каждому депутату кроме зарплаты дополнительно оплачиваются представительские расходы. Выплаты могут составлять свыше 17 тыс. грн. в месяц, выдаются наличными и никем не контролируются. Деньги можно потратить на работу с избирателями, а можно придержать. Два года экономии — и депутат может идти в автосалон за Toyota Саmry премиум-класса. А трехгодичное терпение будет вознаграждено новым внедорожником Lexus RX350.

Дмитрий Орлов, Фокус