До основанья! А за чем?

Главным аргументом в пользу назначения «гражданских» министров в силовых ведомствах еще совсем недавно было утверждение, что министры — фигуры политические, а их заместители и среднее звено управленцев должны быть крепкими профессионалами, далекими от политической конъюнктуры. Но сегодня уже практически все ключевые назначения в силовых структурах происходят в результате политического торга или интриг. А главным критерием при этом становится личная преданность кандидата на ту или иную должность либо его политическая ориентация

…плюс милиционизация всей СБУ
Вот уже два месяца Служба безопасности Украины остается без полноправного руководства. И хотя Президент наконец-то воспользовался своим конституционным правом и внес на рассмотрение парламента кандидатуру Виктора Короля, народные депутаты решили в первую сессионную неделю не принимать кадровых решений по главе СБУ. А, судя по настроениям, преобладающим в "антикризисной коалиции", шансов возглавить службу у Виктора Николаевича пока немного. Парламентарий Король не без оснований считается человеком, близким к экс-секретарю СНБОУ Петру Порошенко. И одного этого обстоятельства достаточно, чтобы проправительственные силы не поддержали выдвиженца главы государства, дав таким образом понять, что желает видеть во главе СБУ более нейтральную фигуру.

Впрочем, Виктор Ющенко не проявляет особой активности в "продвижении" своего кандидата. Глава государства так и не удосужился встретиться с парламентскими фракциями ни до, ни после внесения кандидатуры Короля, чтобы депутаты услышали его аргументы и смогли, как это водится, выставить свои условия. А кроме того, только ленивый сейчас не говорит о засилье в СБУ выходцев из Министерства внутренних дел — ведомства, которое службисты невзлюбили еще со времен СССР.

Виктор Король — генерал-лейтенант милиции, имеющий в своем послужном списке должность замминистра МВД и пост начальника налоговой милиции. Как известно, место заместителя главы СБУ уже занял другой генерал-лейтенант милиции — Геннадий Москаль, а на руководящие должности в управлениях СБУ Крыма, Киева и Киевской области назначены также выходцы из МВД. Секретарь комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Василий Волга (СПУ), не умаляя профессиональных и человеческих качеств Виктора Короля (который в этом же комитете трудится первым заместителем председателя), все же считает его "слишком преданным Президенту". Это, по мнению г-на Волги, высказанному в комментарии Фокусу, "может превратить Службу безопасности Украины в службу безопасности Президента Украины". Тенденцию, когда уволенные милиционеры в массовом порядке идут работать в спецслужбу, Волга называет "явной подготовкой к боевым действиям между СБУ и МВД".

Разумеется, предположения о том, что глава государства озабочен укреплением СБУ как своего последнего оплота, небезосновательны. Но пока идеологам революционных изменений в службе — а таковыми принято считать Виктора Балогу и Арсения Яценюка — не удается достигнуть желаемого результата. Новые руководители только входят в курс дел чужого для них ведомства, не имея при этом компетентных, политически незаангажированных советников. Среднее руководящее звено, утверждают осведомленные источники, тихо саботирует поручения столь не милых их сердцу "ментов". Служба переполнена интригами, многие сотрудники, пользуясь моментом, спешат решить собственные кадровые вопросы в условиях полной неопределенности в верхах. К тому же в секретариате Президента, в силу объективных и субъективных причин, просто не уделяют достаточного времени анализу ситуации в ведомстве и разработке плана дальнейших действий. О неэффективности использования сегодняшней СБУ в качестве инструмента в борьбе с политическими конкурентами красноречиво свидетельствует следующий факт. По информации Фокуса, целью назначения верного Виктору Ющенко Александра Скипальского в СБУ Донецкой области, кроме всего прочего, было если не контролирование, то хотя бы информирование центра об активности местных властей и финансово-политических группировок. Но по истечении шести недель генерал Скипальский так и не смог отчитаться о результатах своей деятельности в этом направлении.

В то же время, назначение близкого и понятного для "службистов" Владимира Радченко вице-премьером, курирующим силовые структуры, переориентировало многих сотрудников СБУ на другую ветвь власти. Речь, конечно, не идет о том, что кадрами СБУ будут непосредственно руководить из правительственных кабинетов (хотя, в отдельных случаях это не исключено). Однако в том, что силовой вице-премьер будет всесторонне проинформирован о состоянии дел в службе, сомневаться не приходится.

Свадебный министр МВД
Пока СБУ пребывает в состоянии глубокой кадровой прострации, ожидая нового главу и завершения пертурбаций, в министерстве внутренних дел этот процесс уже почти подошел к концу. Его главная особенность заключалась в том, что если кто-то и влиял меньше всего на назначение новых-старых кадров в милицейское руководство, так это был, собственно, министр Василий Цушко. Стодневный мораторий на общение с прессой новый главный "социалистический" милиционер взял потому, что ему попросту нечего сказать. О том, что Василий Иванович максимально отстранен от кадровой политики в МВД, впервые заявил экс-министр внутренних дел Юрий Луценко. Эту же информацию в неформальных беседах Фокусу подтвердили несколько народных депутатов, пытавшихся использовать очередную чистку в министерстве для трудоустройства своих протеже. Ходят слухи, что договариваться относительно назначений уровня замминистров и начальников областных управлений с г-ном Цушко было бесполезно, с этим нужно было обращаться напрямую к вице-премьеру Андрею Клюеву, отвечающему за ТЭК и не имеющему формального отношения к системе правоохранительных органов. А непосредственно перед назначением каждый кандидат на высокую милицейскую должность проходил собеседование с премьер?министром Виктором Януковичем и вице-премьером Владимиром Радченко.

Впрочем, товарищ министра по Соцпартии Василий Волга категорически опроверг эту информацию. Он утверждает, что назначение в МВД новых руководителей — результат "активной консультационной деятельности Цушко с партиями, которые вошли в коалицию". При этом о такой мелочи, как указ Президента об обязательном согласовании с ним кандидатур на посты в министерстве, после принятия закона о Кабмине уже никто и не вспоминает. Также игнорируется норма закона о милиции, где записано, что "работники милиции независимы от влияния любых политических и общественных объединений". А упорные разговоры, что все кадровые назначения вписываются в формулу "30% социалистам, 10% — КПУ, остальное — "регионалам"", находят все больше подтверждения.

Как показывает практика, при назначении на ключевые должности в МВД коалиционеры особо не обращали внимания не только на правовые формальности, но и на общественное мнение. Представители оппозиции горло сорвали, заявляя о недопустимости возвращения в милицейское ведомство одиозных персонажей, "антигероев 2004-го", Николая Плеханова и Сергея Попкова, но те продолжают занимать свои должности. Среди других кадровых назначений немало имен, известных еще со времен Кучмы.

Насколько справедливы обвинения в том, что милицию готовят для использования в политическом противостоянии, мы узнаем уже в ближайшем будущем. Борьба за полномочия между ветвями власти может иметь разные последствия — будь-то анонсированные Юрием Луценко уличные акции протеста или столь желанные для Юлии Тимошенко досрочные выборы. Единственное, в чем можно быть уверенным наверняка, так это то, что "громкие" дела, перспективы раскрытия которых не внушали оптимизма еще при руководстве милицией Луценко, и будут окончательно "похоронены".

МЧС(о)
В отличие от "стреноженного" в кадровых решениях Василия Цушко, министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич, похоже, получил полную свободу действий во вверенном ему ведомстве, считающемся одним из наиболее "хлебных" во всем Кабмине. Несмотря на обещания Нестора Ивановича не устраивать в МЧС "чрезвычайных кадровых ситуаций", никто не питал иллюзий по поводу того, что, приступив к работе, он оставит кадры, которые привели туда его предшественники — Давид Жвания и Виктор Балога. Но мало кто мог предвидеть, что за неполных два месяца пребывания у руля МЧС Нестора Шуфрича министерство превратится в нечто среднее между партийной ячейкой СДПУ(о) и "кадровым резервом" налоговой администрации.

В канун нового года своим заместителем Нестор Шуфрич назначил Андрея Скибьяка, работавшего заместителем налоговой администрации Львовской области в те времена, когда саму администрацию возглавлял Сергей Медведчук, брат тогдашнего главы администрации Президента. Еще один львовский "налоговик" Сергей Вус возглавил департамент зоны отчуждения вместо уволенного Шуфричем бывшего директора ЧАЭС и члена ПРП Сергея Парашина. Нашлось место в МЧС и "правой руке" главы СДПУ(о) Игорю Пачкиву — он возглавил департамент организации управления и мониторинга. Пачкив в свое время руководил секретариатом сначала вице-спикера, а потом главы президентской администрации Виктора Медведчука и был у него, что называется, "главным по особым поручениям". Такая откровенная "эсдепизация" министерства породила было слухи о том, что еще одним заместителем Нестора Шуфрича скоро станет экс-губернатор Закарпатской области Иван Ризак. Но пока они, похоже, не оправдались.

И если кадровые рокировки по политическим соображениям в управленческом звене министерства еще как-то можно понять, то назначение далеких от чрезвычайных ситуаций людей на руководящие посты в региональных управлениях МЧС ставит под угрозу жизнь и здоровье тысяч людей, как потерпевших, так и спасателей. Специфика органов МЧС состоит в том, что при возникновении более?менее значимой чрезвычайной ситуации на место происшествия немедленно должен прибыть начальник управления соответствующего региона, и с момента прибытия он автоматически начинает руководить операцией по ликвидации этого происшествия. Однако трудно представить, как с этими обязанностями будет справляться, например, в Киеве, бывший школьный учитель и народный депутат от СДПУ(о) Владимир Заец, а в Донецкой области — бизнесмен и депутат горсовета от Партии регионов Андрей Бондаренко, имеющий такое же отношение к чрезвычайным ситуациям, как и его жена — народный депутат-"регионал" Елена Бондаренко.

Но самым ярким воплощением наведения новых порядков в министерстве стал проект новой структуры МЧС, предложенный Кабмину. Отделу обеспечения деятельности министра со штатом в три десятка человек планировалось присвоить статус департамента. Впрочем, этот документ правительство так и не утвердило, вернув Шуфричу на доработку.

Как долго еще будет лихорадить украинские силовые структуры — неизвестно. Сейчас очевидно одно: общий кризис власти глубоко проник в ведомства, представители которых, согласно тексту присяги, должны служить исключительно народу Украины. А это, в конечном итоге, не может не отразиться на их эффективности, а значит безопасности каждого из нас.