Завтра будет: новая профессия "трендвотчер" набирает обороты

У украинцев, желающих заглянуть в будущее, есть три пути: довериться интуиции, пойти к гадалке или найти трендвотчера

Related video

"Меня как-то спросили: "Что украинцы будут есть завтра?" – с улыбкой вспоминает трендвотчер Михаил Черняк. Он отслеживает тренды в туризме, сфере развлечений, образовании и дает прогнозы, какими будут украинцы и страна через 5–10 лет. Конкретных рекомендаций, что делать и как жить, у Михаила нет, поэтому брак в его работе отсутствует. "Пойдем в бар напротив – здесь вкусно и книги продают. Мультиформатность – самый настоящий тренд будущего", – приглашает он.

Внедриться и разузнать

На трендвотчеров в Украине не учат, да и специальности такой нет, поэтому Черняк в трудовой книжке именуется специалистом по стратегическому планированию. Перспективы в этой профессии есть у людей с хорошей интуицией, маркетинговым образованием, широким кругозором и знанием иностранных языков. Некоторые навыки можно получить на его тренингах – Черняк читает курс Trendwatching в Школе рекламных технологий, Маркетинг-школе Be First и на курсе MBA в Kиево-Могилянской академии. О трендвотчинге Михаил говорит подолгу и увлеченно. "Самое безумное исследование провела компания МТV в Польше, – рассказывает он. – Они на три месяца подселили своего специалиста к обычным ребятам из целевой аудитории канала. Представь: жить три месяца в тусовке четырех друзей, гулять с ними, ходить в кино было его работой. Он отслеживал все: как они одеваются, какое кино смотрят, в котором часу ложатся спать, что едят, какую информацию ищут в интернете. По окончании эксперимента трендвотчер подготовил отчет, а на канале изменили программную политику".

В служебные обязанности Михаила входит посещение клубов, выставок и концертов. Он наблюдает и фотографирует. Основной источник новостей из будущего – опрос трендсеттеров, то есть носителей прогрессивных новаторских идей. Черняка консультируют десятки экспертов, среди которых рекламисты, банковские сотрудники, представители аудиторских компаний, врачи, рестораторы, музыканты, айтишники, преподаватели, бизнес-тренеры.

Все и сразу

Поколение будущего – homo creativus – главный тренд будущего, – считает Черняк. "Демонстрировать свои таланты считается хорошим тоном, это зачастую больше говорит о статусе человека, чем толщина его кошелька или даже профессиональные успехи", – считает аналитик. В этом смысле он сам – лучший пример: в студенческие годы был фронтменом рок-группы. Коллектив даже успел дать пять концертов, но вскоре распался.

У трендвотчера не дорогой, но современный телефон – со множеством функций. Это так называемая новая роскошь. Многофункциональные товары, сервисы и услуги. Вроде кроссовок Nike Plus, в которых встроен специальный сенсор от Apple, благодаря чему во время бега на плеер или телефон транслируется информация о пробежке. "В любой стране примерно 13% населения, кому по душе такие вещи, их называют адапторами. Задача трендвотчера их найти, – отмечает Михаил. – Но законодателей моды – всего 2%".

Мобильный город

Коллеги аналитика говорят: есть три вещи, за которыми Черняк может наблюдать вечно: вода, женщины и тренды. Михаил мало напоминает офисного клерка: небрежная прическа, велосипед. И, кажется, он вовсе не торопится. Хотя как профессионал знает: миром правит тренд "время – деньги". "Люди ищут все, что помогает сэкономить время: маникюр и педикюр возле дома, круглосуточный солярий, – объясняет трендвотчер. – Или мобильная кофейня – зачем искать кофе, если он приедет к тебе сам?" Не использовать спрос на мобильность накануне Евро-2012 – преступление, уверен Черняк. "Мобильный отель – новый хит в мире, – подчеркивает он. – Это автомобиль-конструктор, платформа, на которой стоит дом. Его можно поставить возле ночного клуба, в парке, на улице. В числе мобильных бизнесов – бары на колесах".

Исчезнет и потребность в огромных торговых центрах: "Молы, которые у нас так любят, превратятся в логистические центры, потому что все будет заказываться через интернет. Это перспектива 5–10 лет".

Гендерный туризм

Роль семьи существенно усилится. Многие будут работать дома, и постепенно уйдут в прошлое няни. Возрастет роль женщины, вернется культ дома, пророчит Черняк. "Этот тренд скажется на туризме, – уверен он. – Наряду с вошедшими в моду индивидуальными планировщиками появятся гендерные туры. Особенно популярным станет женский отдых. Через пять лет девушка будет приезжать в отель только для женщин и наслаждаться уединением, не стремясь флиртовать все дни отпуска".

По прогнозам Черняка, в ближайшие годы три четверти всех туров станут заказывать через интернет, а это уже другой тренд, связанный с виртуальностью. "Хороший пример этого тренда – идея газеты будущего, которая уже воплотилась в проект российской "Газеты 2020", – говорит аналитик. – Открывая газету, ты будешь видеть движущиеся картинки, то есть видео вместо фото. Электронную и обычную бумагу, по словам авторов этой идеи, даже сравнить нельзя, это все равно что сравнивать лошадь и автомобиль".

Новая роскошь

Еще один тренд грядущего десятилетия – здоровый образ жизни, убежден Михаил. Правда, его исследования показывают, что в украинских условиях он пока не приживается. "Сам я – тому пример: ем здоровую еду, езжу на работу на велосипеде, но это только по будням. А в выходные ухожу в отрыв", – рассказывает Черняк.

С заботой об экологии и зеленым мышлением дела обстоят аналогично, но, к примеру, уже появляются сервисы вроде экотеста – за небольшие деньги любой человек может проверить качест­во воды, земли, уровень загрязнения воздуха в квартире, доме или районе.

Михаил надеется, что в Украине будет развиваться сеть магазинов органических продуктов. "Думаю, страна станет экспортером таких продуктов уже совсем скоро", – уверен он.

Евгения Даниленко, Фокус