Приносить и распивать спиртное разрешено. Новое в ресторанах

Украинские рестораторы поняли, что скидками, дисконтными картами и бизнес-ланчами уже никого не удивишь. Кроме вкусной еды и демократичных цен клиентам хочется чего-то особенного

Related video

Киевлянка Ирина Дорошенко часто путешествует по Европе и привыкла к тому, что многие тамошние кафе, рестораны и клубы прибегают к оригинальным способам привлечь посетителей. Популярные в Европе услуги вроде "алкоголь с собой" или "сделай сам" наконец появились и в Украине. Ирина уже опробовала одно из таких новшеств. "Заплатив несколько сотен гривен, мы с друзьями весь вечер пили принесенное с собой вино. Это сэкономило сумму размером в полсчета", – рассказывает г-жа Дорошенко.

Со своим самоваром

Украинские заведения берут на вооружение популярную в мире систему cork-fee (дословно – "плата за пробку"), когда гостям разрешено приносить с собой сколько угодно алкоголя. У нас сумма "оплаты за пробку" обычно варьируется от 70 до 200 гривен. "Этот сервис пришел из тех стран, где сложно и дорого получить лицензию на продажу алкоголя. Например, в Британии у меня шесть лет был свой ресторан, и я на ровном месте зарабатывала по три фунта с каждой "пробки", – говорит кулинарный эксперт и телеведущая Даша Малахова.

Столичное Deep Cafе – одно из первых мест в Украине, которое начало работать в новом формате. Алкогольные напитки посетители приносят с собой, но платят за вход около 200 грн. Взять можно сколько угодно алкоголя, заведение, в свою очередь, угощает закусками и фруктами. Такая услуга подразумевает реальную экономию, правда, рестораторы понимают ее по-разному – далеко не все будут в восторге, если клиент явится с ящиком пива. "Сorkage fee – это еще один способ поухаживать за нашим гостем. Скажем, вам подарили бутылку неординарного вина, а дома нет условий, чтобы им насладиться. Вы смело можете привезти эту бутылку в наше заведение, а сомелье ее охладит, подаст и посоветует достойное гастрономическое сопровождение. В этом суть сервиса", – объясняет Алла Ошкукова, PR-менеджер ресторана Napule.

По мнению Дмитрия Борисова, владельца гастрономического бара "Барсук", cork-fee пользуется особым спросом у больших компаний во время вечеринок. В своем заведении г-н Борисов установил "плату за пробку" в размере 70 грн., но с собой можно брать только тот алкоголь, которого нет в меню. "Раньше за алкоголь на праздниках приходилось переплачивать. А в этом году я собираюсь, захватив с собой выпивку, существенно сэкономить", – резюмирует Ирина Дорошенко.

Ручная работа

Социологи утверждают: приготовлению пищи дома все чаще предпочитают ресторанную еду. Как компромисс – ресторанное блюдо, приготовленное клиентами заведений. Самое приятное для них в том, что в счет входит только стоимость ингредиентов, а за советы поваров и время, проведенное на кухне, отдельно платить не нужно. Маркетолог Ирина Чиркова об этой услуге узнала случайно – во время обеда в ресторане. Теперь вместе с подругами пользуется ею регулярно. "Это не просто завтрак, обед и ужин, приготовленный своими руками под руководством шеф-повара, но еще и возможность пообщаться с людьми. Важно, что дилетантам все подробно объясняют, поэтому готовить сложные блюда становится легко", – рассказывает Ирина. Такие проекты обычно нацелены на привлечение новых посетителей, а не на быструю коммерческую выгоду. В этом и заключается принципиальная разница между бесплатной услугой "сделай сам" и недешевыми кулинарными мастер-классами. Дорогих семинаров в Украине существует немало и на любой вкус, но лишь некоторые заведения предлагают учиться кулинарному искусству, не платя за это. К примеру, в донецком ресторане "Ариран" посетители могут сами приготовить мясо, а персонал подскажет, как это сделать лучше.

Еще одно заведение, взявшее на вооружение новую услугу, – львовская кофейня "На бамбетлі". Посетителям предлагают самим приготовить оригинальный напиток, например, кофе по-восточному с черным перцем и мускатным орехом. Весь процесс проходит под руководством бариста, а денег за кофейный ликбез не берут. Постоянные клиенты уверяют, что после такого мастер-класса особенно чувствуется разница между кофе, сделанным в эспрессо-машине и сваренным классическим способом. Киевлянин Олег Ткачук, приехавший во Львов на выходные, был приятно удивлен таким новшеством. "Когда я впервые варил кофе в турке на песке, понял, что раньше напрасно считал себя гурманом. Напиток, который делаешь сам по всем правилам, кажется гораздо вкуснее, чем тот, который приносят готовым", – рассказывает Олег. Владелица заведения Юлия Сыроватская не сомневается в перспективности этой услуги и считает, что новинка не только привлекает внимание посетителей, но и повышает культуру потребителей. "Ресторанному бизнесу нужны новые оригинальные идеи, а не шаги, направленные на расслабление публики", – говорит хозяйка кофейни.

Оригинальные рецепты

Рестораторы заняты поиском оригинальных способов привлечения и удержания клиента

Плати сколько хочешь. Ресторатор из Югославии и владелец известного лондонского заведения Little Bay Питер Илич провёл акцию, на месяц отменив счета и предложив посетителям самим определять сумму, которую они оставят в ресторане. Хозяин Little Bay заявил, что его устроит любая цена, будь-то сто фунтов или один пенни.
Штраф за недоедание. Владелица японского ресторана Wafu в Австралии Юкако Ичикава установила штраф за недоедание. В меню указано, что обязательным к съедению на тарелке является всё, кроме лимонных корок, маринованного имбиря и васаби. Тем, кто съест всё, включая овощное украшение на краях тарелки, гарантирована 30% скидка.
Бездонная чашка. Подача кофе на завтрак в неограниченном количестве принята в американских ресторанах. Под влиянием растущей конкуренции сеть кофеен Starbucks проводит эксперимент. Теперь в её заведениях в Сиэтле за один доллар можно купить чашку кофе с неограниченной бесплатной добавкой.
Сделай сам. В Париже открылся ресторан под названием L’Atelier des Chefs , где шефами выступают не повара, а сами посетители. Заплатив 17 евро, в обеденный перерыв клиенты осваивают кулинарную технику, учатся готовить блюда французской, итальянской, японской, камбоджийской кухни и сразу съедают свои шедевры.

Юлия Смидович, Анастасия Морозова, Фокус