Война за дома. К чему приведет перевод многоэтажек в ОСМД

К 2015 году в Украине планируют ликвидировать жэки и передать дома владельцам квартир. Это неминуемо приведет к конфликтам жильцов с застройщиками и местными властями

Related video

Оборудованная спортивная площадка, цветник, зал для собраний, аккуратные мусорные баки и своя парковка. Образцово-показательная инфраструктура устроена не за счет застройщика, а за счет владельцев квартир нового многоэтажного дома на столичной улице Драгоманова.

"В конкурсе на лучший двор Киева мы на втором месте", – с гордостью говорит Оксана Тихонович. Гордится она вдвойне: как житель дома и как председатель ОСМД – объединения совладельцев многоквартирного дома.

На такую форму управления жильем в ближайшие пять лет переведут всю страну, обещает министр ЖКХ Юрий Хиврич. Жильцы должны создать домовое самоуправление, на баланс которого и передается дом, а также придомовая территория, служебные помещения, творческие мастерские и пр.

По данным Министерства ЖКХ, в Украине пока 10,6 тысячи организаций собственников – не более 5% от общего числа многоквартирных домов.

Бег с препятствиями

Министр Хиврич заявляет, что украинцы не спешат объединяться, избегая ответственности за свое жилье. Г-жа Тихонович в ответ на такие заявления только головой качает. ОСМД "Позняки-комфорт", которое она возглавляет, создавалось еще пока дом строился. "Только на регистрацию документов и формирование штата ушло почти два года", – говорит она. Сейчас Тихонович судится с налоговой инспекцией и районной администрацией. Фискальные органы не хотят признавать организацию совладельцев дома по ул. Драгоманова как неприбыльную и требуют уплаты налога. А районная администрация отказывается оформлять придомовую территорию в собственность.

"Нам предлагают арендовать землю на пять лет. Хотя это наша земля, которую мы оплатили, покупая квартиру", – утверждает председатель. Посовещавшись, жильцы вышли на улицу с лопатами, расчистили пустырь возле дома, засыпали гравием и натянули сетку. Так у них появилась своя парковка, а местная милиция возбудила уголовное дело.

При районной администрации, к которой относится и улица Драгоманова, недавно открылся центр содействия жилищно-коммунальной реформе. Его глава Анатолий Яросевич рассказывает новичкам, как создать ОСМД. Однако когда речь заходит об оформлении придомовой территории, разводит руками: "Ну, это же деньги".

Бухгалтер МЧС и по совместительству домоправительница Оксана Тихонович сдаваться не собирается. Сейчас у нее в штате семь человек. Кроме председателя, сантехник, электрик, бухгалтер, паспортист, уборщик и комендант. Коммунальная плата – 2,50 гривны за квадратный метр. "В киевском информационно-вычислительном центре нам насчитали 3,50. Я пересчитала: со всеми расходами и зарплатой сотрудников – 2,10. На общем собрании было решено платить на 40 копеек больше. Эти деньги откладываются на депозит – это наш накопительный фонд", – объясняет Тихонович. На эти средства в начале лета оборудовали спортивную площадку. Раз в квартал Тихонович отчитывается перед ревизионной комиссией, созданной из жильцов дома. Кстати, предыдущий председатель покинул свой пост именно потому, что жильцы недосчитались нескольких тысяч гривен. Как ни крути, в новой системе домоуправления человеческий фактор – самое слабое место.

Соседняя новостройка находится в управлении жэка. Первое, что бросается в глаза, – переполненные мусорные баки. "У нас четыре бака, три раза в неделю вывоз мусора. У них три бака, и мусор вывозят два раза. Чувствуете разницу. При том, что платят за квадратный метр больше трех гривен", – гордится один из членов ОСМД "Позняки-комфорт" Александр Ивахнюк.

Мертвая хватка

У инициативной группы жильцов комплекса "Лесная песня" другая проблема – с застройщиком. Инвестиционная компания "Новоград", возводившая этот комплекс, создала собственную обслуживающую организацию – "Домсервис". Именно этой организации, по словам жильцов, было передано 2% жилого фонда, который полагается ОСМД, по распоряжению Киевсовета от 2002 года.

"Это четыре квартиры. Сейчас они проданы, так же как и технические помещения, где располагаются общие стояки. Их зашили гипсокартоном, и теперь мы к ним даже подступиться не сможем", – рассказывает глава самоуправления Наталья Задер.

В числе претензий к коммерческому жэку есть и такая: в доме установлен тепловой счетчик, а жильцам предлагается платить за тепло по городским тарифам. "Если по счетчику мы должны 50 тысяч гривен, то по общим тарифам 100 тысяч. Эта сумма раскидывается на всех жителей, а расчет – по счетчику. Разницу же себе в карман" – так описывают одну из схем махинаций жильцы дома. Один из них как-то возмутился высокими тарифами на метр – 5,25 грн. "Домсервис" оштрафовали на 120 тысяч гривен. Однако жильцы уверены, что штраф им приходится платить из собственного кармана. "Эту сумму просто вписывают нам в счета", – жалуются они. Прокомментировать эту ситуацию в компании "Новоград" отказались.

"Это такая тактика", – поясняет Фокусу бывший юрист другой строительной компании Оксана Коваль, которая сейчас ведет дела трех ОСМД. По ее словам, главная проблема – выбить документы у застройщиков. Те, в свою очередь, используют разные ухищрения, чтобы не передавать дома на баланс совладельцев. Например, подают в суд или подкупают кого-то из жильцов, чтобы те протестовали против объединения совладельцев дома, запугивают инициативную группу.

"Дело в том, что, передавая дом, строителям придется показать всю документацию: сколько служебных квартир, социального жилья, общую площадь квартир, в каком техническом состоянии дом передается. В этом случае сразу понятно, кто как строит и какие схемы проворачивает. Когда будут обнародованы все нарушения, не избежать уголовных дел", – комментирует г-жа Коваль.

Коммунальная порука

Юрист Наталья Горячева из консалтинговой компании Global consulting уже год судится, отстаивая права на подвал. Техническое помещение, где находятся общие трубы, приватизировал владелец одной из квартир. Теперь здесь работает фирма по заправке картриджей. "Это только один пример, по городу таких десятки тысяч. Создавая ОСМД, люди будут требовать возврата помещений, которые были незаконно отданы в аренду или проданы", – возмущается юрист. По ее словам, неудивительно, что администрации районов, декларируя поддержку объединениям жильцов, на самом деле тормозят их создание. Ведь тогда им придется возвращать придомовую территорию, подвалы, чердаки, другие технические помещения, в которых уже обосновался бизнес высокопоставленных людей.

"Если раньше на аренде помещений зарабатывали районы, то, получив их в собственность, будут зарабатывать жильцы. За счет этих средств они смогут провести ремонты, облагородить территорию", – прикидывает Горячева. Забавно, что инициативу сверху поддер­живают и коммунальщики. "Будем обслуживать дома, как и раньше, – только не за счет государства, а за счет граждан. Платят деньги – получают качественные услуги", – говорят инженеры столичного жэка №303.

По словам юриста, если реформа ЖКХ сдвинется с мертвой точки, это серьезно повлияет на сознание граждан. "Люди могут напрямую спросить у "Киевэнерго", как формируется тарифы, какие затраты несет предприятие и какую получает прибыль", – утверждает г-жа Горячева.

Как рассказал замминистра жилищно-коммунального хозяйства Виталий Шаповаленко (интервью с ним читайте на сайте focus.ua), новый законопроект об ОСМД уже принят в первом чтении. "Такая форма управления станет обязательной для новостроек, при этом строители не смогут навязывать услуги созданных ими жэков. Совладельцы многоквартирных домов также будут освобождены от налога на прибыль".

Идея, которая уже не первый год пытается прижиться в Украине, за границей давно стала обычной практикой. "В Германии каждый собственник квартиры является также собственником земли, на которой построен дом, и придомовой территории, – рассказывает Фокусу бывшая киевлянка Наталья Полякова, которая сейчас живет в Берлине и возглавляет компанию по продаже недвижимости. – Что построить и снести на придомовой территории – решает общее собрание владельцев. Они же выбирают и обслуживающие дом организации. Это частные фирмы, которые занимаются вывозом мусора, проверкой теплосетей, труб, текущим ремонтом, утеплением фасадов, ремонтом лифта, уборкой подъезда и территории. Чем лучше работает фирма, тем больше у нее клиентов-домов".

Анастасия Рингис, Фокус