Дети, идентичные натуральным. Среди украинок появилась мода на искусственных младенцев

В Украину пришла странная мода: взрослые и психически здоровые женщины находят радость в куклах, которых не отличить от реальных младенцев

Related video

У Анны Алексенко из Сум двое родных детей и два пупса, сделанных по образу и подобию девятимесячных малышей. Со своими реборнами (от англ. reborn — заново рожденный) Анна регулярно выходит на прогулку и с удовольствием наблюдает за реакцией прохожих. "Однажды мы с младшим сыном специально не надели пупсу одну босоножку. Каждый второй останавливался и сообщал о потере обуви, многие предлагали свою помощь в ее поисках, а одна беременная девушка не удержалась и потрогала малыша за голую пяточку. И что, вы думаете, она сказала? Что босиком ему даже лучше!" — рассказывает Анна.

Женщины не просто носятся с искусственными младенцами, но и делятся опытом на тематических форумах и в социальных сетях. На крупнейшем российском портале Doll Planet зарегистрировано более 30 000 любителей кукол. По числу пользователей Украина вторая после России, сразу за ней — Белоруссия и Казахстан. На портале "Бэйбики" — почти 10 000 постоянных посетителей, а в группе "Коллекционные куклы реборн" "ВКонтакте" состоят более 1300 человек. Участницы обсуждают уход за пупсами, продают и покупают одежду, аксессуары, коляски и даже памперсы.

Купить в интернете молд (фабричную виниловую заготовку — руки, ноги, голову) и сделать куклу самостоятельно может любая рукодельница. Большинство продавцов именно так и начинают — видят реборн на форуме или выставке и загораются идеей смастерить подобное своими руками. Такая кукла — не детская игрушка. Пупс весит как настоящий младенец — 3–4 кг, а цена его колеблется от 500 до 2000 евро. И вообще, реборны не делаются, они "рождаются". Стандартное сообщение о продаже куклы выглядит так: "Малышка Сашенька родилась 18 марта. У нее пухленькие щечки, голубые глаза и натуральные русые волосы. Есть вены и капилляры. В комплекте к доченьке идут инструкция по уходу, соска и свидетельство о рождении". И пока демографы хватаются за головы и преду-преждают об уменьшении численности населения страны, на улицах городов появляется все больше искусственных детей. Если еще в прошлом году коллекционерам приходилось заказывать кукол у московских мастеров, то в 2012-м сайты объявлений Slando и "Клумба" пестрят предложениями от украинских изготовителей пупсов.

Суррогатные мамы
Мастер Людмила Данилова делает реборнов на продажу. По ее словам, "рождение" одного малыша занимает как минимум месяц. "Сначала надо помыть и обезжирить молд. Потом вырезать глаза и просверлить нос, — рассказывает она. — После этого наносятся вены, слои кожи, тона, полутона. Если использовать масляные краски, то каждый слой нужно запекать. В конце рисую брови, мелкие сосудики, царапинки, затем делаю рутинг — прошиваю волосы специальными иголками. Вклеиваю глаза и, если кукла не спящая, делаю ресницы. Набиваю малыша синтепоном и утяжеляю гранулятом. Последний штрих — подстригаю и укладываю волосы, покрываю лаком губы, ногти, рисую влагу и слезки в глазах".

34-летняя Юлия Дашковская начала делать младенцев реборн в 2010 году. Говорит, что показатель качества куклы — схожесть с настоящим ребенком даже на ощупь. Для достижения такого эффекта используются специальные материалы, которые при нанесении дают эффект мягкой кожи. И кожа эта требует соответствующего ухода. "Важно, чтобы кукла не находилась долгое время под прямыми лучами солнца, — подчеркивает Юля. — Можно мыть ей голову детским шампунем и регулярно вытирать, чтобы пыль не оседала в поры". Дашковскую часто просят сделать реборна по образу реального ребенка. Тогда она ищет заготовки, максимально похожие на предоставленную фотографию. В интернете подобные просьбы не редкость. Многие женщины, становясь матерями, хотят запечатлеть своего малыша в образе куклы, пока он не вырос из младенческого возраста. Данилова тоже охотно соглашается на такие предложения. "Куклы, в отличие от детей, не растут и не уезжают от своих родителей. Они остаются навсегда и напоминают о том времени, когда детки были маленькими. Своего рода объемная картина собственного ребенка в 3D", — говорит Людмила.

Ложная беременность
Схожесть реборнов с настоящими младенцами не раз создавала неловкие ситуации для людей, не знающих об их существовании. Мастер Данилова рассказывает, как у ее клиентов разбивали окна в машинах, когда в сильную жару видели закрытого внутри пупса — думали, что ребенок может задохнуться. Или прохожие делали замечания, если хозяйка куклы одевала ее не по погоде. "У меня была заказчица, у которой грудной ребенок начинал плакать и ревновать, когда видел, что мама берет реборна на руки, — вспоминает Людмила. — Видимо, принимал его за настоящего малыша". Интересная история приключилась и с клиенткой мастера Юлии Дашковской. Девушка ехала на реставрацию куклы, и ее остановили милиционеры. Хотели оштрафовать за то, что ребенок не пристегнут и без детского кресла. Когда узнали, что это кукла, удивились, посмеялись и отпустили.

По словам Дашковской, кукол-реборнов покупают и бездетные женщины, и мужчины-коллекционеры, и женщины, чьи отпрыски уже выросли. В последнее время берут кукол и для девочек 9–12 лет.

Психолог Алевтина Шевченко считает, что для взрослой женщины покупка реборна — в первую очередь суррогат, подмена. Таким образом она удовлетворяет потребность заботиться о ком-то. С одной стороны, это безобидная игра, с другой — скрытая опасность, но, чтобы ее выявить, нужно рассматривать каждый конкретный случай. "В последнее время участилось количество женщин, которые обращаются к психологам из-за страха перед родами, — рассказывает Шевченко. — Девушке 30 лет, у нее есть семья, и она очень хочет детей, но ужасно боится, а потребность отдавать кому-то свою любовь остается. Вот кто-то и заводит котят и собачек, а кто-то кукол".

Но дело далеко не всегда в страхе перед реальным материнством. Первой куклой Анны Алексенко стала девочка по имени Софийка. "Я очень люблю маленьких деток, но они почему-то имеют свойство расти и меняться, а реборн всегда такой, каким ты хочешь его видеть, — говорит коллекционер. — Софийка поразила меня своим пытливым взглядом, слегка приоткрытым ротиком и естественностью". Анна уверена, что у пупса есть свои преимущества перед живыми младенцами: "Содержание реборна обходится дешевле содержания детей. Своих нужно кормить каждый день и удовлетворять мелкие прихоти, а куклы неприхотливы и довольствуются тем, что есть. И при этом ничего не попросят, всегда промолчат, и в этом их большое достоинство". Одновременно, считает Алексенко, пупс может научить ее детей проявлять заботу и внимание к маленьким и беззащитным. Покупает одежду ребенку — покупает и кукле, ведь все должны быть на равных. Если идут на прогулку — костюмчик один, если отдыхают дома — другой.

Молодых мам с более традиционным подходом к детям "почти живые" куклы возмущают и пугают. Вот что пишут посетительницы одного из николаевских форумов: "Мои первые ассоциации — ребенок, который не шевелится и не дышит. А некоторые похожи на куклу Чаки из известного фильма ужасов", "Показала мужу фотографии реборнов, он попросил больше такого не скидывать — еще приснится", "Я в шоке: одни детей бросают, а другие из детства выйти не могут. Куда мир катится?"

Мама дорогая
Содержать реборна — удовольствие не из дешевых. Стоимость варьируется в зависимости от тонкости работы: волосы кукол могут быть настоящими или сделанными из мохера, глаза — стеклянными или акриловыми, личико — без мелких деталей или со слезинками и сопельками

  • Набор бутылочек — в среднем 250 грн.
  • Пинетки — 260 грн.
  • Ползунки — 260 грн.
  • Сережки-гвоздики для девочек — 270 грн.
  • Постельный комплект — 270 грн.
  • Комплект "Эмо" — черное платье и шляпа — 450 грн.
  • Платье для куклы в "возрасте" до трех месяцев – 450 грн.


Ольга Шиленко,
Фокус