Мама не по годам. Украинки все чаще рожают первенца после 35 лет

Украинки все чаще становятся матерями после 35 и заставляют отечественных медиков подстраиваться под себя. Не все врачи готовы идти в ногу со временем, но самые профессиональные и предприимчивые уверенно говорят "да" поздним родам

Related video

Киевлянка Елена Кизюн родила первенца в 42 года. Когда узнала, что беременна, и пришла на консультацию к врачу, ей сразу намекнули на аборт. "Меня спросили, хочу ли я оставить ребенка, учитывая возможные аномалии, — говорит Кизюн. — Я ответила, что мое решение стать матерью полностью осознанно". Елена думала, что на этом подобные вопросы закончатся, но они преследовали ее на протяжении всех девяти месяцев беременности.
По статистике Института демографии и социальных исследований, рождаемость среди женщин старше 35 за последние десять лет увеличилась в 2,6 раза. И если до 2011 года средний возраст украинских рожениц составлял 20—24 года, то теперь он сместился в возрастную группу 25—29. Привычная для старшего поколения модель семьи, в которой мужчина зарабатывает деньги, а женщина занимается сугубо детьми, сменилась новой — теперь кормильцев двое, и каждый из них принимает участие и в финансовых вопросах, и в воспитании ребенка. Как следствие — мамы "сорок плюс" перестают быть диковинкой.
Поздние роды — вызов для отечественной медицины, считает научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Светлана Аксенова. По ее словам, недовольство украинских медиков увеличением возраста рожениц основано на несостоятельности отечественного здравоохранения. Медики старой закалки изначально пугаются того, что не смогут обеспечить беременной достойный уход, хотя на деле это постсоветские стереотипы. "Врачи должны адаптироваться под потребности общества, как это давно сделали в других странах. Даже понятие "старородящих" (так в роддомах называют рожениц старше 30 лет. — Фокус), которое до сих пор существует у нас, в цивилизованном мире не имеет места". В Украине же к поздним родам осталось настороженное отношение, и только сейчас начали постепенно приходить к тому, что ничего страшного в этом нет. Потенциальные мамы готовы вкладывать в это немалые деньги, а врачи рады их заработать.

Поздние пташки
Елена Кизюн легко перенесла беременность. "Молодец, что решилась", — поддерживали друзья и родственники, а когда пришло время рожать, изменилось и отношение медиков. На свет появился здоровый мальчик. Этот случай вовсе не единичный. Акушер-гинеколог столичной клиники "Исида" Константин Крючков говорит, что оптимальный возраст для рождения ребенка — до 30 лет, но это не значит, что здоровая женщина не может выносить и родить малыша в более позднем возрасте. "Да, после 40 лет выше риск рождения ребенка с синдромом Дауна и другими хромосомными аномалиями, но эти же риски ждут и тех девушек, которые беременеют слишком рано. Самое главное не сколько роженице лет, а то, какое у нее физическое и психологическое здоровье".

Глава Ассоциации осознанного родительства Лариса Чепрасова уверена, что в отечественной медицине есть случаи профдеформации врачей — психологического искажения личности, вследствие которого медики относятся к людям формально и функционально. "Когда беременная приходит на прием, она неминуемо сталкивается с неэтичными моментами, особенно если стоит вопрос возраста, — отмечает Лариса. — Украинским врачам испокон веков платили не за количество пациентов — у них есть четкая ставка, и каждая новая беременная — это по сути обуза. Но в последнее время медицина адаптируется под потребности женщин". В 90-х Чепрасова работала в одном из киевских роддомов. Говорит, ситуация с беременными старше 35 была гораздо напряженнее, чем сейчас, — врачи жестко критиковали их выбор и даже напрямую рекомендовали аборт. Лариса уверена: первое, что нужно делать, если врач не готов поддерживать роженицу, — искать другого, иначе возникает риск распространенного среди беременных заболевания — ятрогении (вид психогенного расстройства, возникающий как следствие неправильного поведения медицинских работников. — Фокус).

Женщина-оркестр
На прием к педиатру Ирине Волощук приходят мамы разного возраста. Врач уверена, что здоровье ребенка не зависит от того, родился он у молодой девушки или женщины постарше. "Поздние дети не слабее остальных, но их родители зачастую тратят безумные деньги на дополнительные исследования и профилактику несуществующих заболеваний", — говорит Ирина. Начинается эта гиперопека в период беременности и продолжается еще долгое время после родов. Отдельные врачи в городских больницах ставят женщин в такое положение, что они вынуждены искать другие варианты и бежать в частные клиники, где их носят на руках за их же деньги. Выходит, что абсолютно здоровая роженица платит за то, чтобы ее признали, наконец, полноценной матерью. Для женщин, которые хотят спокойно подготовиться к материнству, появилась альтернатива — страхование беременности. Это отличный вариант для тех, кто хочет избавиться от хлопот, считает Лариса Чепрасова. Страховая компания берет на себя все переговоры с врачами клиник и роддомов, обеспечивая полный сервис вплоть до самих родов. "В Украине страхование беременности только набирает обороты. Такую услугу предоставляют несколько компаний и только один киевский роддом, стоимость страховки в котором — около $1000. По сути это легализованная взятка врачу", — объясняет Чепрасова. В то же время нелегальная и ничего не гарантирующая взятка в государственном столичном роддоме может достигать и $5000, поэтому выбор самых прагматичных мам в пользу страховки выглядит вполне оправданным.

Светлана Аксенова прогнозирует: возраст рожениц будет расти. Это происходит в первую очередь из-за нестабильности современных браков. Женщина понимает, что, выходя замуж, не застрахована от риска остаться одной. Самый рациональный путь проходит по цепочке: образование, карьера, а потом уже семья и рождение детей. Во-вторых, в последнее время сильно возросли требования к матери. Она должна не только кормить и одевать своего ребенка, но и знать, как правильно развивать его и от чего защищать. Наконец, есть еще соображения престижа. "Парадокс нашего общества в том, что мы стремимся увеличить рождаемость, при этом не имея уважения к тем женщинам, которые ни в чем, кроме материнства, не преуспели, — говорит Аксенова. — Если десять лет назад можно было сказать: "Я — мать десяти детей" и услышать восхищенные отзывы, то сейчас услышишь скорее сочувственные". В почете лишь те женщины, которым удается сочетать материнство с карьерным успехом.

Ольга Шиленко, Фокус