По-богатому. Донецк – рай для тех, кто любит тратить деньги с размахом

Самый состоятельный город Украины по версии Фокуса — рай для тех, кто любит тратить деньги с размахом. Но чтобы жить в Донецке, не обязательно быть миллионером

Related video

Несмотря на то, что в столице Донбасса находится самый дорогой отель Украины — Donbass Palace, где президентский люкс стоит 60 000 грн. за ночь, большинство местных жителей понятия не имеют, как эта городская достопримечательность выглядит изнутри. Та же история с многочисленными элитными ресторанами, бутиками и салонами красоты. "У многих людей из других городов сложилось ошибочное мнение о дончанах — будто у каждого второго есть золотой унитаз и собственный самолет, — говорит 35-летний бухгалтер Виталий Гор. — На самом же деле многие жители лишь понаслышке знают, что рядом с ними есть такая роскошь. И, по правде говоря, не все, кто знает, стремятся заполучить ее себе. Мир богатых очень специфический, там ты всегда будешь чужим".

Однако богачей в мегаполисе уже сейчас достаточно для того, чтобы составить широкий круг общения исключительно из них. За последние два года Донецк стал вторым после Киева городом страны по количеству местных миллионеров: если в 2010-м их было 162, то в 2011-м зарегистрирован уже 271 человек с официальным доходом более 1 000 000 грн.

На широкую ногу
Средняя зарплата в Донецке — 3352 грн. Это три порции мяса с лобстером в стейк-хаусе The Grill, пятая часть бутылки "Шато Марго" (фр. Château Margaux) в ресторане Di Vino и две процедуры пилинга в салоне красоты Day Spa. И чтобы попасть во все эти заведения, нужно записываться заранее — куда-то за день, куда-то за неделю. Что касается самых дорогих бутиков — Domino Taylor, Canali, Gold Fashion, Felice, то попасть внутрь можно лишь в том случае, если бутик не перекрыт на время шопинга какого-нибудь местного олигарха.

Опора экономики Донецка и источник богатства избранных жителей столицы Донбасса — мощная промышленность.

В городе 204 предприятия, на которых занято более 117 000 человек, а также 20 000 предприятий малого и среднего бизнеса.

В 2011 году тут было реализовано 22% всего объема товаров и услуг Украины, а это почти 222 млрд грн. Здесь также находится центральный офис "Систем Кэпитал Менеджмент" (System Capital Management) — многоотраслевой финансово-промышленной группы, которая принадлежит самому богатому человеку страны — Ринату Ахметову. В компаниях СКМ работает 260 000 человек из разных городов Украины.

Жители Донецка не любят говорить о деньгах, это касается и представителей среднего класса, и местных богачей. "Доход — это личное дело каждого, — считает Виталий Гор. — Скажем так, я зарабатываю достаточно, чтобы ходить на закупки в "Донецк-Сити" (крупнейший торгово-развлекательный комплекс. — Фокус), но недостаточно, чтобы зайти в бутик Lagerfeld. Мне скорее по карману Colins и O"stin. И я вряд ли пойду ужинать в "ПушкинЪ" или "Маринад" (элитные донецкие рестораны), но и в McDonalds питаться не буду". Можно накопить определенную сумму и заранее заказать столик в каком-нибудь роскошном заведении, но все равно будешь там чужим. "Я должен неделю работать, чтобы так отобедать, а постоянные клиенты едят там чуть ли не три раза в день. Администратор, официанты знают их по именам, помнят их любимый столик, блюда и напитки. Находиться там — значит быть не в своей тарелке", — объясняет Гор.

На сайте вышеупомянутого "ПушкинЪ" значится: "Ресторан с радостью примет в гости Господ". И это отнюдь не преувеличение. Фотографировать внутри запрещено, получить информацию о клиентах невозможно. "Дорогуша, в Донецке вам никто не скажет, кто посещает заведения такого уровня и сколько они здесь тратят", — сообщает администратор. О том, что ресторан пользуется популярностью, предлагает судить самостоятельно и устраивает небольшую экскурсию. На часах около 15.00, но все столики уже зарезервированы на вечер. На столах — свежие розы, под столами — пуфики для маленьких собачек. В глубине заведения — кабинет с длинным столом и огромным плазменным телевизором. Доступ сюда имеют только те, с кем у руководства ресторана особые договоренности. "Чтобы осознать, какого уровня данное заведение, посмотрите на две вещи — как сервирован стол и как выглядит туалетная комната, — продолжает администратор. — В достойном месте будут только тканевые салфетки, а в туалете — дорогая туалетная бумага. Это то, на чем в элитных заведениях не экономят". Горячая пора в "ПушкинЪ" начинается в конце августа, на День шахтера, который совпадает с Днем города, столики стоит заказывать за месяц. Главный праздник Донбасса отмечается не только концертами под открытым небом и народными гуляньями, но и дружескими посиделками местных олигархов.

В итальянском ресторане Di Vino в разное время бывают футболисты ФК "Шахтер", бизнесмены, политики и артисты. "Вот за тем крайним на летней веранде сидел Святослав Вакарчук", — показывает официант Максим Долгих. Самое дорогое блюдо ресторана — флорентийский стейк за 780 грн., цены на вина достигают почти 20 000 грн. Не меньшие суммы регулярно тратят клиенты ресторана La Terazza при самом дорогом отеле Украины Donbass Palace. Именно здесь подают "Шато Петрюс" (фр. Château Pétrus) — по словам администратора, любимое вино Рината Ахметова. Чтобы провести ночь в самом отеле, нужно выложить как минимум среднюю зарплату дончанина: цены здесь начинаются от 2800 грн. и достигают 60 000 за президентский люкс, в котором есть собственный 3D-кинотеатр, библиотека и турецкая баня хамам. По словам администрации Donbass Palace, самым популярным все же является номер делюкс за 3400 грн., а вот президентский люкс иногда неделями ждет своих постояльцев.

Материально обеспеченные. Фокус определил 20 самых богатых городов Украины

Обычные ребята
Директор донецкого агентства перевозок "Интерлайн" Юрий Незвиский утверждает, что при высоком уровне индустриализации город остается относительно тихим и спокойным. В нем нет утомительной суеты мегаполиса, как в Киеве или Днепропетровске. "Заработать деньги вряд ли легко, гораздо легче от них избавиться, — отмечает Незвиский. — Но Донецк не оставляет без средств тех, кто стремится их заработать. И хоть престижную, высокооплачиваемую работу получить непросто, все же особых трудностей с занятостью и зарабатыванием денег в городе не ощущается". Менеджер считает, что семье из трех человек для комфортного существования в столице Донбасса необходимо иметь доход порядка 10 000 грн. в месяц. Это при условии оплаты жилья (часто съемного), регулярных занятий спортом, полноценного питания и поездок на отдых (не обязательно за границей). Естественно, такой уровень дохода имеют не все семьи, и в чем-то приходится себе отказывать — в автомобиле, квартире в центре города, спортивных клубах.

Донецк уже несколько лет остается лидером по дороговизне жилья среди региональных центров Украины. В элитном жилом комплексе "Панорамный" цена за квадратный метр варьируется от 9900 до 13 000 грн., в комплексе "Империал" — от 15500 грн. Самая дорогая квартира в Донецке была выставлена на продажу в 2011 году, ее стоимость превышала 3 390 000 грн., тогда как самые дорогие апартаменты в Киеве продавали за 71,7 млн. грн. Посмотреть элитные квартиры может далеко не каждый — риелторы сами решают, какого клиента пускать, а кто чисто визуально "не потянет" необходимую сумму или просто хочет "поглазеть". Но от этого спрос на элитные квартиры не уменьшается — у хорошего риелтора здесь бывает до десяти просмотров в день и столько же сделок в месяц.

А вот с автомобилями в Донецке совсем другая история. По словам представителя компании Avtohome — крупнейшего в Донецке поставщика статусных авто, с 2007 года наблюдается ощутимый спад продаж. "Наши основные покупатели — футболисты. Раньше были политики, но сейчас никто не покупает — боятся светиться перед выборами, — рассказывает на условии анонимности сотрудник компании. — Из последних продаж — Lamborghini за $400 000. Популярны мерседесы по $100 000–120 000". На улицах города дорогостоящих машин немало, и что примечательно: чем дороже автомобиль, тем грубее он нарушает правила дорожного движения. Жители города лишь пожимают плечами — увы, такие манеры в Донецке прижились, и простым пешеходам просто пришлось привыкнуть.

Ольга Шиленко, Фокус