Евангелие от Facebook. Украинская церковь активно переходит в интернет

Украинская церковь уверенно осваивает интернет. Святые отцы проповедуют и возносят молитвы в социальных сетях, а прихожане исповедуются одним кликом в виртуальных часовнях

Related video

Протоиерей Украинской православной церкви Захария Керстюк — один из первых священнослужителей в нашей стране, зарегистрировавшихся в социальных сетях. Сейчас у него около 4000 друзей и в два раза больше подписчиков. Его посты собирают сотни "лайков" и десятки комментариев. Особой популярностью пользуются записи с фотографиями из мест военных конфликтов.

Керстюк работает в церковном отделе по иностранным делам и использует аккаунты в Facebook, "ВКонтакте" и "Одноклассниках" для общения с зарубежными коллегами и прихожанами. "Мое второе образование — специалист по компьютерным технологиям, поэтому освоить виртуальное пространство для меня было просто", — говорит Захария. Нередко он посещает исламские страны, где доступ к Facebook закрыт, и тогда заходит на страничку "ВКонтакте". "В церкви верующие на многие темы боятся общаться, интернет же настраивает их на более откровенный разговор", — считает протоиерей.

Украинская православная церковь активно формирует виртуальную епархию в интернете. По подсчетам отдела внешних церковных связей (ОВЦС) УПЦ КП, сегодня уже более 500 из 12 000 священников зарегистрированы в социальных сетях и активно ведут блоги. Это на 90% больше, чем три года назад. ОВЦС сообщает, что посредством интернета со священнослужителями активно общается уже до 25% прихожан. "Православный ресурс постоянно растет. Свои сайты и форумы имеют епархии, монастыри, приходы и отдельные миссионеры", — отмечает насельник Киево-Печерской лавры Лонгин Чернуха. Кроме того, по словам руководителя пресс-службы УПЦ МП Василия Анисимова, в последнее время наблюдается виртуализация прихожан и духовенства. "В сети значительно больше священников, чем числится официально. Но многие прячутся за выдуманными именами и никами", — констатирует Анисимов.

Молитва online
Одним кликом созвать прихожан на коллективную молитву удается главе синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерею Георгию Коваленко. Для этого он создал в Facebook закрытую группу, члены которой выбирают время и тему для совместной молитвы. "Сейчас в группе около 80 участников, — рассказывает Коваленко. — Каждый из них просит помочь близкому для него человеку". Затем составляется график: за кого и когда все начнут дружно молиться. "Раньше апостолы проповедовали на площадях и народных собраниях, сейчас люди собираются в интернете, значит, и мы должны проповедовать именно там", — уверен настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы возле Алушты Игорь Сильченков. Правда, Захария Керстюк отмечает, что интернет не сближает человека и Бога, а всего лишь объединяет людей. "Социальные сети — это лишь средство коммуникации", — убежден он. С их помощью, по его мнению, духовенству удается удержать и увеличить паству.

Священник Луганской епархии Александр Авдюгин когда-то был одним из самых активных православных блогеров на Livejournal. Писал под ником rebrik, его страничку читали более 2000 интернет-пользователей. Сейчас rebrik отдает предпочтение социальным сетям. Говорит, они более оперативны и удобны для общения. К тому же многие коллеги из других епархий регулярно заходят именно в Facebook и "ВКонтакте", а не в Livejournal. Ежедневно после работы Авдюгин просиживает в социальных сетях по 3-4 часа. Там он в режиме онлайн проповедует своим прихожанам, молится вместе с ними и отвечает на их вопросы. За день на его адрес приходит несколько десятков сообщений с просьбой помолиться за того или иного человека. "У меня всегда при себе ручка с блокнотом. Записываю в него имена, и когда правлю службу, молю Господа за этих людей", — рассказывает Авдюгин. Когда же он едет в Киево-Печерскую лавру, на его призыв перечислить тех, кто нуждается в молитве, отзываются сотни верующих, в том числе из Америки.

Откликается на такие просьбы он бесплатно. Однако не скрывает, что за услуги нередко поступают пожертвования в виде оплаты различных счетов. "Деньги перечисляют через webmoney или кладут на мой или церковный счет, — признается rebrik-Авдюгин. — Так, прихожане уже оплатили мне операцию на глазах, а сейчас намерены приобрести для церкви дарохранительницу стоимостью 9000 гривен".

Глобализация и смотрящие
Заявку на молитву за упокой или за здравие можно подать на сайтах многих епархий. Для этого нужно вписать имена в специальную форму. "Способ подачи заявки не имеет значения, церковь не осуждает такое явление", — подчеркивает Анисимов. Правда, протоиерей Волынской епархии Валентин Марчук с ним не согласен: "Если человек лежит в больнице и не может прийти в церковь, я с радостью помолюсь за него. Но если он здоров и живет рядом с храмом, просить о таком в интернете неправильно. Человек должен вести активную духовную жизнь". А чтобы эта жизнь не нарушала каноны, Марчук мониторит профили в социальных сетях священников из своей епархии. Он уверен, что кто-то делает это в каждой епархии. "Слово для священника — как скальпель для хирурга. Поэтому он должен им работать очень осторожно", — поясняет обязанности Марчука Лонгин Чернуха.

Юрист из Киева Ирина Васькова рассказывает, что общение со священниками в интернете позволило ей понять, что они такие же люди, как и все остальные, со своими проблемами и переживаниями. "Беседа со священником в храме ограничивается исповедью. А в интернете я получаю общение немного другого уровня — более непосредственное, доверительное и оперативное", — рассказывает Ирина. Она участвует в дискуссиях, задает волнующие ее вопросы и тут же получает на них ответы. "Если церковь хочет выжить в современных условиях, она должна сверять свою стратегию с тенденциями современности: компьютеризацией, глобализацией, информатизацией, — считает религиовед Людмила Филиппович. — Если священник может это сделать — честь ему и хвала". В то же время, по ее мнению, все должно быть сбалансировано: если служитель церкви станет круглосуточно находиться в сети, он попросту забудет о своих традиционных обязанностях.

Церковь на диване
На Западе мало кого удивишь исповедью по скайпу. Для католиков, по словам Керстюка, это обычное дело. Считается, что исповедь должна осуществляться при зрительном контакте священника с прихожанином, и веб-камера позволяет выполнить это условие. Православная церковь более консервативна в этом плане и запрещает исповедь на расстоянии. Максимум, для чего сгодится видеосвязь, это доверительная беседа между верующим и священником. "Если сравнивать с телефонной связью, то скайп лучше тем, что видны эмоции человека, он более открыт для тебя", — говорит Марчук. По его мнению, лучше, чтобы такой разговор происходил в пределах одной виртуальной епархии, "где все друг с другом знакомы".

Из-за своего консерватизма православная церковь начала осваивать интернет позже своих более гибких конкурентов. В социальных сетях множество сообществ протестантских церквей с тысячами участников. Например, у странички Макеевской протестантской церкви в Facebook 2384 читателя. "Христианская церковь "Божий мир" с 2007 года имеет свой сайт в интернете. Там регулярно обновляются проповеди. Проповеди различных церквей также круглосуточно транслируют по трем интернет-каналам: cnlnews.tv, svitle.org, video.emmanuil.tv", — рассказывает священнослужитель церкви Григорий Кореновский. А религиовед Филиппович отмечает: "Если православная церковь не займет эту виртуальную нишу, ее займут другие конфессии".

Другие — это те, которые быстрее избавятся от ограничений на виртуальное общение с высшим существом. В этом смысле впереди всех даже не организованные церкви, а просто люди, не считающие церковное посредничество обязательным.

В последнее время в интернете начали массово появляться онлайн-часовни. В них можно помолиться за ближнего своего без участия священнослужителей. Для этого, например, в часовне, созданной Денисом Капраловым, размещены молитвы на все случаи жизни. Там можно также поставить виртуальную свечку (в некоторых часовнях эта услуга платная: от 1 до 3 голосов "ВКонтакте"). "Если есть возможность, сходите в храм", — гласит приветствие при входе в часовню. Ее "строитель" предупреждает, что проект создан прежде всего для людей, которые не могут лично прийти в церковь. "Среди прихожан очень много инвалидов. Господь вездесущ, и не имеет значения, где к нему обращаться, в реале или в сети", — пояснил свою позицию Фокусу Капралов. Сегодня в его виртуальной часовне 28 икон, в сутки ее посещает до 10 000 прихожан: 53% из России, 25% из других стран бывшего СССР, остальные — из дальнего зарубежья. За три года существования проекта было поставлено более 12 000 000 свечей и прочитано свыше 130 000 молитв. "Хотелось бы получить благословение от православной церкви, но там пока нас не слышат", — сокрушается Капралов. На что священник Игорь Сильченков отвечает, что Господь слышит человека без всяких средств связи — просто глядя в его сердце. "Настоящая христианская жизнь происходит в храме при непосредственном контакте с Богом, со священником и собратья-ми во Христе", — уверен он.

Понравившуюся онлайн-часовню можно разместить на своем сайте с помощью специального кода вставки. Недавно такой возможностью начали пользоваться даже церковные организации. Виртуальные святыни появились, например, на страничках Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря, храма святого Николая Чудотворца в городе Рощино (Россия) и других церквей. "У меня тяжело болен отец, — рассказывает интернет-прихожанка 29-летняя Виктория Гунька из Ивано-Франковска. — Я регулярно хожу молиться в реальную церковь поблизости, но там нет икон тех святых, которые мне нужны. Поэтому приходится молиться и ставить виртуальные свечки в онлайн-часовнях".

Многим священникам такая практика кажется богопротивной. "Я против виртуальных церквушек, — говорит протоиерей Александр Овчаренко. — Если онлайн-богослужение еще можно понять, то из-за интернет-часовен происходит десакрализация таинств". Его позицию разделяет и насельник лавры Лонгин Чернуха. По его словам, одна мысль о Боге может считаться молитвой. Поэтому информация в интернете, наталкивающая человека на богомыслие, может содействовать такой молитве. Однако пока невозможно совершать через интернет таинства: крещение, миропомазание и причастие.

Приложиться к иконке
В 2011 году компания Little iApps выпустила приложение для iPhone, которое, по словам создателей, поможет верующим исповедоваться без помощи церкви. Новинка называется Confession: A Roman Catholic App ("Исповедь: римо-католическое приложение") и продается в iTunes за $2. Чтобы использовать приложение, верующему нужно ввести личные данные: имя, возраст, пол и семейное положение, а затем составить свой список грехов, выбрав их из общего перечня или же добавив свои варианты. Автор сразу ставшей скандально известной программы Патрик Лейнен объяснил, что на создание необычного приложения его натолкнула проповедь Папы Римского Бенедикта, в которой он отметил, что использование современных средств коммуникации полезно для общества. "Я призываю молодежь правильно использовать возможности, которые нам дают современные технологии, — заявил понтифик. — Но нельзя забывать, что виртуальное общение никогда не заменит непосредственного контакта с другими людьми". После выхода приложения на рынок католическая церковь отметила, что с его помощью человек сможет подготовиться к исповеди у священника.

Иисус в сетях
Христианские онлайн-проекты на английском
Интернет-часовня греческой православной архиепархии Америки:
goarch.org/chapel
Христианская киберцерковь:
web-church.com
Христианская церковь в Facebook:
facebook.com/JesusDaily

Господу покликаем
Русскоязычные православные интернет-ресурсы
Онлайн-часовня:
chasovnya.msk.ru
Домашний иконостас:
vk.com/app2021186
Богоблоги:
bogoblog.ru

Сергей Одаренко, Фокус