Не место под солнцем. Украина может лишиться единственной астрофизической обсерватории

Украина может потерять единственную астрофизическую обсерваторию, изучающую астероиды, ближний космос и черные дыры

Related video

По ночам территория Крымской астрофизической обсерватории (КрАО) почти не освещается, поэтому сотрудникам и посетителям научного учреждения приходится пользоваться фонариками. "Искусственное освещение может помешать наблюдениям за звездным небом", — объясняет астроном и научный сотрудник обсерватории Сергей Назаров. Ученый работает на самом крупном в Украине зеркальном телескопе — диаметр его зеркала 2,6 метра. На дежурство астроном заступает в ночь. "Я участвую в программе изучения активных ядер галактик. По одной из гипотез, каждое такое ядро — это гигантская черная дыра", — рассказывает астрофизик.

Научно-исследовательский институт "Крымская астрофизическая обсерватория" расположен в поселке Научный в получасе езды от Симферополя. Ученые уверяют, что именно здесь, на высоте 600 метров над уровнем моря, самый подходящий для наблюдений за звездным небом астроклимат: прозрачный воздух, отсутствие фонового свечения и слабый ветер. "Условия для астрономических наблюдений — одни из лучших в Евразии", — говорит ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института при КрАО доктор наук Юрий Цап. Однако сейчас, по словам сотрудников института, над учреждением нависла угроза уничтожения. Правительство пытается лишить институт статуса самостоятельного юридического лица путем присоединения к Киевскому национальному университету. Астрономы опасаются, что затеянная чиновниками реорганизация — не более чем повод для застройки коммерческой недвижимостью 100 гектаров горного плато, которые сейчас занимает обсерватория.

На высоте
В Научном заметно прохладнее, чем в Симферополе или на Южном берегу Крыма. "Разница температур может достигать 5 градусов", — шагая по направлению к башне большого телескопа, рассказывает Сергей Назаров. Зато в самой башне, внутри которой установлен огромный рефлектор (он назван в честь известного астрофизика Григория Шайна), температура воздуха всегда неизменна. "Стены здания устроены по тому же принципу, что и стеклопакеты, — они многослойные", — говорит ведущий инженер КрАО Евгений Нехай, отвечающий за работоспособность большого зеркального телескопа.

В общей сложности наблюдения в обсерватории ведутся с помощью 26 оптических и радиотелескопов. Девять из них внесены в Государственный реестр научных объектов, представляющих национальное достояние Украины. В отдельной башне находится солнечный телескоп с зеркалом 0,9 м. Он относится к службе Солнца, ведущей мониторинг активности светила.

Кроме этого, ученые КрАО изучают физику звезд и черные дыры, планеты, астероиды и малые тела Солнечной системы. "Основная база обсерватории была заложена в 60-е годы прошлого века. С чистого листа строились научные объекты и вся инфраструктура, включая поселок, в котором проживают сотрудники института", — стоя у окна с видом на разбитый вокруг научного городка парк, рассказывает Юрий Цап. По его словам, создание такого дорогостоящего научного центра было возможно в Советском Союзе, но вряд ли под силу современной Украине.

"Другой уникальный инструмент изучения космоса — 22-метровый радиотелескоп. Он расположен отдельно от основной базы — на берегу Черного моря в Симеизе", — говорит астроном. Кстати, именно эти 17 гектаров ценной земли на южном побережье Крыма и являются предметом конфликта. Ученые предполагают, что ради того, чтобы получить доступ к участкам, чиновники и затеяли реорганизацию научного учреждения.

Черная дыра
В декабре 2012 года Минобразования издало приказ "О прекращении НИИ "Крымская астрофизическая обсерватория". Если судить по названию документа, его авторы решили "прекратить" деятельность крупнейшей в стране обсерватории. Если приказ будет выполнен, обсерватория потеряет статус юридического лица и на правах структурного подразделения будет присоединена к Киевскому национальному университету. "Охранная зона КрАО, в которой сейчас запрещена любая хозяйственная деятельность, будет потеряна. Значит, на землях обсерватории можно будет строить", — высказывает свои опасения Сергей Назаров. С ним соглашается Юрий Цап, также сомневающийся в том, что с ликвидацией юрлица эта земля останется площадкой для научных исследований.

В 2009 году строительная фирма "Консоль" уже пыталась строить на территории научного учреждения. Рядом с телескопами планировалось возвести коттеджи, отель и ресторан. "Тогда нам удалось остановить застройку, но только благодаря тому, что ученые буквально бросались под тяжелую технику", — вспоминает Назаров.

Еще один не внушающий оптимизма пример — недавняя судьба, постигшая Национальный институт винограда и вина "Магарач". В прошлом году, несмотря на протесты коллектива, учреждение с 200-летней историей было выселено из своих помещений на южном побережье Крыма в поселке Отрадный.

Обсерватория находится в подчинении Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. Несмотря на то, что КрАО — это единственная в стране наблюдательная база, основного финансирования в последние годы она не получала. "Деньги из госбюджета выделяются только на конкретные научные программы. В прошлом году только часть из них прошла через министерский конкурс. И если в 2012 году исследовательские проекты были профинансированы на 12,5 млн грн., то в 2013-м планируется выделить почти в два раза меньше — 7,5 млн грн.", — излагает финансовую арифметику КрАО Юрий Цап.

По данным Сергея Назарова, возглавляющего профсоюзный комитет института, в учреждении работает 90 ученых и 240 человек инженерно-технического персонала. Многие из них вышли на акцию протеста 5 февраля в Симферополе. Вооружившись самодельными плакатами и транспарантами "Без науки нет будущего" и "Остановим дерибан науки", сотрудники митинговали у стен представительства президента в Крыму. Их главное требование — отмена постановления Кабмина о реорганизации обсерватории. "Сейчас людям предлагают увольняться по собственному желанию. Единственная гарантия, что их снова возьмут на работу, — устные обещания чиновников", — жалуется научный сотрудник лаборатории физики Солнца Ольга Андреева.

Протест пока не изменил намерений министерства. Директор департамента научной деятельности и лицензирования Минобразования Александр Якименко обвинения ученых отметает, называя их дезинформацией. Он утверждает, что реорганизация нужна самим ученым, поскольку выведет отечественную астрофизику из тупика и придаст ей новый импульс. По мнению Якименко, КрАО должна больше внимания уделять прикладным разработкам.

Сохранить обсерваторию, которая принимает участие во многих международных проектах, могла бы передача КрАО в ведение Национальной академии наук Украины, уверены сотрудники учреждения. "Минобразования заинтересовано в том, чтобы зарабатывать на студентах. Но у нас академическое учреждение, которое занимается фундаментальной наукой. Это как раз то, за что отвечает Академия наук", — убежден научный сотрудник лаборатории физики звезд Дмитрий Поклад. Сейчас коллектив обсерватории судится с Минобразования — ученые подали иск в Окружной административный суд Киева, в котором просят признать ликвидацию их учреждения незаконной.

Суперглаз
Крымская астрофизическая обсерватория занимается не только фундаментальной наукой, но и темами, важными для человечества уже сегодня
– Служба Солнца прогнозирует солнечные вспышки, которые могут приводить к магнитным бурям, выходу из строя спутников, гибели космонавтов и повреждению трансформаторных станций.
– Наблюдает за космическим мусором, что позволяет избежать повреждений космических аппаратов.
– Следит за астероидами, предупреждая катастрофические последствия столкновений малых тел Солнечной системы с Землей. Астероид диаметром 1 км может уничтожить все живое на планете.

Виталий Атанасов, Фокус