Болгарская рулетка. Почему автобусы с украинскими туристами регулярно попадают в ДТП

Фото: kp.ua
Фото: kp.ua

Желание перевозчиков больше заработать за сезон, а туристов – сэкономить на поездке приводит к регулярным ДТП

Related video

В ночь на 9 августа на дороге Констанца — Бухарест в 53 километрах от столицы Румынии разбился автобус с украинскими туристами, которые возвращались из Болгарии домой. По информации посольства Украины в Румынии, двое пассажиров погибли в результате ДТП, еще 48 получили травмы разной степени тяжести. При этом пятеро украинцев находятся в тяжелом состоянии, у семи — травмы средней степени тяжести. Остальных в ближайшее время отправят домой.

"Болгарский перевозчик, который осуществлял рейс автобуса, потерпевшего крушение, предоставил (другой) автобус для перевозки граждан Украины на родину", — рассказала пресс-секретарь МИД Украины Марьяна Беца.

Нездоровый сон

Как утверждает румынская полиция, трагедия произошла из-за того, что водитель автобуса, который вез с отдыха домой жителей нескольких областей Западной Украины, разогнался на неосвещенной дороге до 110 км в час, после чего заснул за рулем.

Трагедию трудно списать на случайность. Как пояснили Фокусу в Укртрансинспекции, попавший в ДТП автобус хорошо знаком украинским инспекторам — его водители регулярно проводили за рулем больше положенных по правилам четырех часов. За это их лишь в июле в Черновицкой и Закарпатской областях оштрафовали восемь раз. Причем, по словам и. о. начальника Укртрансинспекции в Черновицкой области Константина Романова, водитель злополучного автобуса однажды уже засыпал за рулем.

Автобусные ДТП с украинскими туристами, которые едут на море или возвращаются домой, происходят регулярно.

К примеру, два года назад болгарский автобус, везущий домой украинских пассажиров, перевернулся ночью в румынском уезде Вранча. Двое погибли на месте. В 2012 году инцидент произошел в уезде Брезила, а в 2011-м на трассе Варна — Бургас. Во всех случаях аварии происходили по вине водителя, уснувшего за рулем.

Эксперты не рекомендуют украинцам ездить на автобусах дальнего следования по ночам

Виной всему — жадность перевозчиков и стремление украинцев купить билеты как можно дешевле, пренебрегая собственной безопасностью, уверена Елена Коба, директор туроператора "Дельта-тревел", который специализируется на автобусных турах.

Каждый из двух водителей в экипаже автобуса дальнего следования по правилам имеет право находиться за рулем четыре часа, затем должна быть остановка на 40 мин и пересменка. После следующих четырех часов езды и сорокаминутного отдыха водители снова меняются. Затем оба водителя должны отдохнуть не менее девяти часов. Если спит лишь один водитель — это так называемый "технический" отдых, который не считается полноценным.

Однако на практике режим работы водителей не соблюдается перевозчиками, категорична Коба. "На болгарском направлении это просто невозможно. Мелкие перевозчики стараются заработать за туристический сезон, который длится три месяца в году. А пассажиры хотят, чтобы их довезли как можно быстрее, — говорит она. — Поэтому водители включают тахометры лишь на молдавской границе, в Рени, и там отмечают начало поездки. Никто в Европе не может зафиксировать нарушение. Хотя перед этим автобус может уже проехать 850 км по украинской территории".

Непройденный маршрут

Украина давно присоединилась к Конвенции о работе экипажей транспортных средств, которая предполагает жесткий контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей со стороны государства. Но на практике положения конвенции в нашей стране не работают.

"Мы пока плохо контролируем выполнение режима труда и отдыха", — признает первый заместитель главы Укртрансинспекции Владимир Балин.

Виной всему — жадность перевозчиков и стремление украинцев купить билеты как можно дешевле

Инспекторы ловят и штрафуют провинившихся водителей, однако украинский штраф — всего 340 грн (20 необлагаемых налогом минимумов). Эта сумма несопоставима с потерей прибыли за пропущенный рейс. Более того, Укртрансинспекция может штрафовать только автобусы, принадлежащие компаниям-нерезидентам. С прошлого года в Украине действует мораторий на нефискальные проверки бизнеса. Поэтому чиновники Укртрансинспекции не имеют права проверять показания тахометров на автобусах украинских компаний.

В соседней Польше транспортные инспекторы имеют право в любой момент потребовать для контроля все диски тахографа за время рейса, а штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя пассажирского автобуса — около 1,5 тыс. евро. "Водитель обязан оплатить его на месте. Если такой суммы у него нет, транспортное средство ставят на штрафную стоянку", — рассказывает глава дорожно-транспортной инспекции Польши Михаил Жеменевский.

Пока же эксперты туротрасли рекомендуют украинским путешественникам не ездить на автобусах дальнего следования по ночам. "Многие европейские компании принципиально отказались от ночных переездов. Это вопрос безопасности", — утверждает глава Центра туристической информации Владимир Царук.

Впрочем, других вариантов дешево добраться до Болгарии нет. Авиабилеты из Киева на курорты Болгарии стоят от 160 евро, как минимум в два раза дороже, чем автобусный билет. Так что выбор невелик: рискнуть собственной жизнью или переплатить за безопасность.