За живое: сезон борьбы за права животных открыт

Зоозащитники собираются расклеивать в супермаркетах ярлыки c надписью "труп" на упаковки с мясом, а любителям роскошных шуб – напомнить, что братья наши меньшие – это не только ценный мех.

Related video

Украинские борцы за права животных рвут браконьерские сети, жгут охотничьи вышки, взламывают виварии и заклеивают штрих-коды на мясных продуктах стикерами "труп". Сегодня активисты намерены пикетировать открытие дельфинария в Киеве, в начале октября собираются кормить всех желающих вегетарианской едой, а ближе к зиме обещают акции протеста у меховых салонов по всей Украине.

Свиньям нужен пиар

"Впервые я подралась из-за собак год назад", – вспоминает киевлянка Алена Абрамова. Это случилось в Бородянском приюте под Киевом, где до недавнего времени она работала волонтером. "Пока персонал пил чай, я нашла четырех мертвых щенков. Закатила скандал, в результате получила сотрясение мозга и синяк под глазом. Досталось и обидчику", – вспоминает она. С тех пор, чтобы повидаться с собаками в Бородянке, ей приходится перелезать через забор.

Еще один активист, 30-летний донецкий рекламист Максим Науменко, увлекся борьбой за права животных после того как развелся – высвободилось много сил и времени. "Отношение к братьям нашим меньшим – показатель уровня гуманности в обществе, – считает он. – Мои соседи когда-то отдали собаку в приют. Они уже постарели, их дети выросли и сбагрили стариков в дом престарелых. Я вижу здесь параллели".

Максим в драки не лезет, лишь однажды испортил браконьерскую сеть. Как истинный рекламист парень понимает: животным в Украине нужен хороший пиар. "Особенно сельскохозяйственным. Ведь собак и кошек у нас любить научились, а на коров и свиней по-прежнему смотрят как на фарш, – возмущается он. – Вот бы создать настоящий приют для свинок и другой сельской живности. Вроде тех, которые уже существуют на Западе".

Первый украинский фронт

"Все, кто мучает животных, должны бояться – по крайней мере, общественного порицания", – говорит Фокусу не пожелавший назвать свою фамилию зоозащитник Юрий. Мирной раздаче агитационной литературы он предпочитает действие. Его единомышленники – участники международной подпольной организации "Фронт освобождения животных", члены которой крадут зверей из лабораторий и вредят всем причастным к опытам. "Сейчас на моем счету 60 спасенных собак", – гордится Юра. Около года назад, проходя мимо вивария, он услышал жалобный вой. "Перепрыгнув через забор, залез в окно. Помещение было похоже на общественный туалет, на коротких поводках сидели шитые-перешитые животные. Я снимал ошейники и помогал собакам выпрыгивать в окно". Каково же было его удивление, когда, попав в виварий снова, он увидел несколько знакомых морд. "Они предпочли вернуться туда, где хоть и издеваются, зато кормят", – разводит руками парень.

Зоолога Алексея Василюка, замдиректора Национального экологического центра Украины, дилетантизм доморощенных спасателей возмущает. "Юные романтики в масках выпускают белых мышей, собак, норок. Половина зверей погибнет в лесах от холода, половина – от стресса", – говорит Алексей. С его точки зрения, бороться следует в первую очередь с охотниками и браконьерами. "В Украине действуют несколько бригад, они собирают в лесах расставленные капканы, ломают и поджигают охотничьи вышки, даже расставляют на въезде в охотничьи угодья "ежи" с гвоздями", – рассказывает г-н Василюк.

Подопытные манекены

История жестокого обращения с животными минувшим летом всколыхнула Украину. В интернете появились фотографии, на которых две киевские студентки препарировали собаку, позируя с расчлененным псом. Расследовать это дело взялась милиция, а институты, где учились будущие ветеринар и дипломат, поспешили от них избавиться.

По мнению 23-летнего биолога Дмитрия Лепорского, партнера Украинского отделения Международной сети за гуманное образование "ИнтерНИЧ", такое поведение – результат негуманного образования. "Чтобы подготовить хорошего ветврача, не обязательно заставлять резать по живому. Намного эффективнее обучение на манекенах", – подчеркивает он. Студенты вузов, обучающиеся по этой программе, не ставят опыты на животных, они знакомятся с анатомией на манекенах, а препарирование лягушек и крыс проходят на компьютере. Два года назад курс на гуманное образование взяли два харьковских института, в конце сентября к этой инициативе присоединятся еще три вуза.

Доцент кафедры физиологии человека и животных биофака Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина Александр Наглов радуется, что с каждым годом сочувствующих крысам и лягушкам студентов становится все больше. "Да и учебным заведениям это выгодно", – считает г-н Наглов. В Харькове вузы могут взять напрокат манекен животного, модель почки или желудка. "Мы предлагаем проводить операции на животных, умерших естественной смертью. А лучше направлять студентов-ветеринаров в клиники, где они смогут ассистировать или наблюдать, как лечат их будущих пациентов", – резюмирует Дмитрий Лепорский.

Зоозащитники на тропе войны.

Хроника акций

Февраль 2009-го, акция "Звери не носят чужих шуб, или "Манькины слезы". Активисты пикетировали киевские магазины по продаже мехов. Прохожим дарили лис, сделанных из бумаги.

Май 2009-го, акция "За морских животных". Харьковчане пикетировали открытие дельфинария. 19 сентября, в день открытия столичного дельфинария, похожая акция состоится в Киеве.

Апрель 2009-го, "Стоп зооциду в Киеве". Зоозащитники вышли под стены мэрии, утверждая, что власть массово травит бездомных животных, экономя на стерилизации.

Июнь 2009-го. Изображая животных, активисты пикетировали Минприроды Украины с требованием включить в 3-е издание Красной книги лося, русского осетра и севрюгу.

Сентябрь 2009-го, акция "Начало сезона охоты – день траура и позора". Столичные зоозащитники обливали себя красной краской, раздевшись до белья.

Евгения Даниленко, Фокус