На волоске: IT-гиганты, которые могут превратиться в карликов

Компания Nokia утратила лидирующие позиции на рынке мобильных телефонов, а некогда легендарный гигант Sony безнадежно растерял свою былую мощь. В лидеры вырвались более инновационные и креативные компании. Фокус.ua представляет список IT-гигантов, которые вскоре могут утратить былую славу и стать нишевыми игроками

Компания Samsung смогла продать 10 млн. экземпляров нового смартфона Samsung Galaxy SIII всего за два месяца. А компания Nokia за второй квартал смогла отгрузить лишь 4 млн. смартфонов своей топовой линейки Lumia. Пять лет назад такое сравнение приняли бы за шутку. Но сегодня новостные ленты сайтов hi-tech тематики переполнены новостями о триумфах корейских и тайваньских производителей, а также о том, как катается в масле абсолютный лидер рынка Apple. Новости о вчерашних гигантах, например, Nokia и Sony, как правило, окрашены в мрачные тона. И не случайно. Рынок стремительно меняется, выживают только сильнейшие. Сильные позиции на рынке сегодня вовсе не гарантируют светлого будущего. Пример той же Nokia показывает, что можно быть абсолютным лидером, год спустя уже оказаться догоняющим, а еще чеерз пару лет и вовсе скатиться до уровня середнячка, не имеющего ярких продуктов. Фокус.ua проанализировал историю падения некоторых вчерашних гигантов индустрии и попытаться предсказать, что ждет их в будущем.

Nokia

Финская компания – первый кандидат на путевку в забвение. Компания, некогда занимавшая, казалось бы, непоколебимые позиции на рынке, сегодня превратилась в мальчика для битья. Каждый раз, когда приходит время оглашать результаты очередного отчетного квартала, аналитики довольно потирают руки, а фанаты компании хватаются за валидол.

Правда, согласно этим же отчетам фанатов у компании становится все меньше. Каждый квартал компания терпит убытки на миллиард долларов, продажи телефонов и смартфонов сокращаются. Например, смартфонов во втором квартале 2012-го было продано на 39% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

На фондовом рынке ситуация для компании становится критической. С 2007 года, который можно считать отправной точкой для эпического падения Nokia – именно тогда вышел Apple iPhone, перевернувший индустрию, – компания утратила 95% своей стоимости, а это около $150 млрд. Сейчас стоимость Nokia по разным оценкам составляет около $6 млрд, что едва превышает сумму, которую компания имеет на счетах плюс активы в виде недвижимости и т.д.

О причинах падения Nokia можно говорить долго. Как и большинство других компаний на рынке, Nokia не смогла вовремя оценить революционность iPhone, угрозу, которую несли некоторые его функции и особенности – полностью сенсорное управление, интерфейс, браузер, не уступающий десктопному, отличный плеер и т.д. Ну и самое главное – красота и простота. Это как раз то, чего не хватало смартфонам на платформе Symbian, которые были венцом инженерной мысли Nokia.

Потребовалось пару лет, чтобы мир окончательно и бесповоротно переметнулся на сторону Apple и платформы Android от Google, которая была создана по образу и подобию "яблочной" мобильной платформы, но с рядом особенностей, которые позволили успешно конкурировать с ней.

А Nokia осталась на обочине прогресса. Платформа Symbian оказалась археологической древностью в сравнении с iPhone и Android, попытки склепать новые платформы – сначала Maemo, а затем MeeGo в партнерстве с Intel – провалились.

Еще в 2010-м эксперты рекомендовали руководству Nokia прийти в лагерь Android и использовать тогда еще не утраченную репутацию для того, чтобы остаться если не лидером, то хотя бы одним из ключевых игроков на рынке.

Однако после смены менеджмента у руля компании оказался бывший сотрудник Microsoft Стивен Элоп, который привел Nokia к решающей сделке с компанией из Редмонда. Сегодня Nokia – флагман платформы Windows Phone, успехи которой за два года существования на рынке можно назвать минимальными. За второй квартал 2012 года Nokia поставила на рынок, т.е. еще не продала, а лишь отгрузила в торговые сети, 4 млн. смартфонов Lumia на Windows Phone. Для сравнения Samsung продал 10 млн. штук нового смартфона Galaxy S III только за два первых месяца продаж.

Эксперты указывают на то, что Nokia прошла путь, который в свое время прошел Siemens, в итоге полностью отказавшийся от мобильного рынка. Есть аналогии и Motorola, которая пока еще держится на плаву благодаря Google.

Но вряд ли Nokia в ближайшее время обанкротится или окончательно исчезнет с рынка. Компания по-прежнему делает неплохие простые телефоны – из разряда тех, которые в последнее время называют "звонилками". Да и инерция, и запас прочности у бренда все-таки есть. Однако что случится через пять лет, пока предсказать сложно. Возможно, оправдаются слухи о том, что Microsoft собирается купить Nokia и сделать ее своим мобильным подразделением. И это может оказаться бесславным концом для компании, которую еще десять лет назад величали "мерседесом" рынка мобильных телефонов.

RIM
Руководство канадской компании, выпускающей смартфоны под брендом Blackberry, недооценило выход на рынок iPhone. Как и в случае с Nokia, это стало роковой ошибкой для компании. За несколько лет было утрачено 87% рыночной капитализации компании. Резко сократилась доля рынка. Были потеряны лидерские позиции в корпоративном сегменте, который всегда кормил компанию. Неудачные попытки выйти в массовый сегмент поклонники компании предпочитают не вспоминать. А обыкновенные потребители и вовсе не в состоянии вспомнить, что такие попытки были.

Вот основные штрихи, из которых складывает эпическая картина падения RIM. На текущий момент даже на родном для себя североамериканском рынке смартфоны Blackberry безнадежно отстают по популярности от Android (51%) и iPhone (26%). Их доля составляет по разным оценкам порядка 4–7%.

Мировую статистику поклонниками компании лучше вообще не видеть, чтобы избежать инфаркта. Причина крушения RIM не оригинальна. Компания слишком медленно реагировала на перемены. Пользователи хотели сенсорных экранов, удобного интерфейса, расширенных мультимедийных возможностей. А в RIM считали, что обычный потребитель по-прежнему покупает дорогой смартфон в основном для того, чтобы отправлять письма по email, да непременно с совершенной защитой от злоумышленников.

Аналог iPhone от RIM – модель Blackberry Storm с сенсорным экраном и без аппаратной клавиатуры – пользователям не понравилась. Она проигрывала и iPhone, и многим аппаратам на Android подчистую. Но ничего лучше RIM предложить не смогла.

Сегодня уже никого не удивишь слухами о том, что RIM может быть приобретена кем-то из крупных игроков рынка. Опять таки, среди тех, кто эти слухи обсуждает, наиболее популярна версия о том, что вероятным покупателем RIM станет Microsoft.

Вряд ли компании из Редмонда нужны одновременно два крупнейших неудачника мобильного рынка – Nokia и RIM. Но на то они и слухи, чтобы можно было оставить в стороне логику и здравый смысл.

Motorola
Эту компанию часто называют родоначальницей сотовой связи. Было время, когда Nokia была догоняющей, а позиции Motorola на рынке казались неколебимыми. Но это было очень давно, и уже с конца 1990-х Nokia вырвалась вперед, а затем подтянулись Sony Ericsson и Samsung.

Далеко позади остались культовые "раскладушки" Motorola StarTac и RAZR. В конце 2000-х, когда мир заболел смартфонами и большинство производителей устремилось в погоню за iPhone, некогда культовая компания Motorola уже была подзабыта пользователями.

В 2009 году менеджмент компании предпринял единственно верное решение, перейдя на Android. Motorola тряхнула стариной, собрала все свои лучшие наработки и остатки былого стиля и выпустила первый настоящий "антиайфон". Модель называлась Droid. У нее был оригинальный дизайн, металлический корпус и выдвижная клавиатура.

Американский оператор Verizon, который горел желанием конкурировать с оператором AT&T, в сетях которого работал iPhone, стал ключевым партнером Motorola по продвижению Droid.

Успех был огромным. О Motorola вновь заговорили. Казалось бы, путь в высшую лигу вновь свободен.

Но дважды в одну и ту же реку не войдешь. Во всяком случае, в мире высоких технологий такое получалось когда-то только у Стива Джобса. А у Motorola не получилось. Ни одна следующая модель не могла повторить успех Droid. Относительно неплохие продажи у компании были только в США. На других рынках компания практически не представлена.

В 2011-м компанию за баснословные $12 млрд. купила Google. Ни для кого не было секретом, что поисковому гиганту было нужно огромное патентное портфолио, которым располагала Motorola. Именно этот актив был наиболее ценным на фоне разгоравшейся патентной войны между Apple и производителями, поддерживающими Android.

Весной 2012-го отраслевая пресса уже полнилась слухами о том, что Google хочет продать Motorola, а потенциальным покупателем может стать китайская компания Huawei.

На сегодняшний день, слухи не подтверждаются. Однако показательно, что Google заказывает свои флагманские модели на Android у Samsung, а не доверяет их выпуск Motorola.

Последняя яркая на текущий момент модель Motorola – Droid RAZR – имела более чем скромный успех. Несмотря на уникальный дизайн и самый тонкий корпус – всего 7.1 мм. Видимо, компания окончательно утратила способность очаровывать покупателей.

Sony
Что бы не случилось с этой компанией в дальнейшем, она все равно останется легендой как индустрии электроники, так и мирового бизнеса в целом.

На тему того, как в разрушенной после Второй мировой Японии могли возникнуть такие великие компании, как Sony и Honda, еще долго будут писать диссертации. Роль Sony в отрасли потребительской электроники переоценить сложно. Достаточно вспомнить, сколько десятилетий компания была законодателем мод в разработке телевизоров и музыкальной аппаратуры. А затем и компьютеров.

Плеер Walkman и приставка Playstation – такие же легенды, как Macintosh и iPod. Долгое время такой же легендой был бренд Vaio, под которым Sony выпускала свои эталонные ноутбуки премиум-сегмента. Никому не нужно было объяснять, что такое "sony style" – фирменный дизайн от Sony, который делал неуловимо похожими все продукты компании, включая телевизоры, мониторы, плееры, ноутбуки или сотовые телефоны в альянсе Sony Ericsson.

Однако все это уже в прошлом. Сегодня у Sony не осталось ни одного козыря, ни одной фирменной черты, ни одного направления, в котором конкуренты все еще содрогались бы от упоминания имени некогда легендарной компании.

Сначала Стив Джобс украл у Sony музыкальный рынок, выпустив плеер iPod, музыку для которого можно было покупать в онлайн-магазине iTunes. Руководство Sony продолжало верить в компакт-диски, а затем в DVD, и в конце концов в Blu-ray. А потребители проголосовали за подход Джобса кошельком. Диски отошли в историю, а пользователи покупают контент в интернете.

Затем Samsung опередил Sony в технологиях производства телевизоров, а Apple нанесла еще один удар по Sony, убивая ноутбуки Vaio своим MacBook Air.

Sony выкупила у Ericsson долю в совместном предприятии, однако это не помогло. Доля компании на рынке смартфонов упала до нескольких процентов.

А ведь всего несколько лет назад такие модели как К750 и К800 считались эталонами. Как и Nokia и RIM, Sony запоздало и неудачно отреагировала на появление iPhone. А когда начал набирать обороты локомотив под названием Android, Sony пропустила вперед более инициативных – Samsung и HTC.

Рынок фото- и видеокамер также оказался немилосердным к некогда великой компании. Фотоаппараты сегодня выпускают все, кому не лень, качество даже самых недорогих из них устраивает непритязательного пользователя. Выделиться на этом фоне у Sony не очень получается. Компания не имеет лидерских позиций, она лишь один из многих производителей. И имеет соответствующие продажи.

В 2011 году убытки Sony составили $6,4 млрд. В 2012-м компания снова рапортует о ежеквартальных убытках и планирует сократить 10 тыс. сотрудников.

Сложно предсказать, что будет с компанией в ближайшие годы. Безусловно, как и Nokia, этот гигант слишком велик, чтобы просто так рухнуть. Сила бренда по-прежнему велика. Однако вернуть былое величие компании уже вряд ли удастся. Скорее всего, удел Sony – стать нишевым игроком на некоторых рынках и окончательно уйти с других. У нового поколения гаджетоманов уже вряд ли будет учащаться пульс при упоминании компании, которая когда-то была примером для подражания для молодого Стива Джобса, только мечтавшего об успехе.

Алексей Бондарев, Фокус.ua