Чем закончилась для Аргентины аннексия британских Фолклендских островов в 1982 году
Сидя за столиком в кафе на набережной Буэнос-Айреса, старик Армандо смотрел на океанский залив и думал о том, как ничтожны человеческие желания и как легко люди попадают во власть иллюзий. Скажи им, что они вправе рассчитывать на полмира, и вот они уже готовы выписать себе свидетельство о праве собственности и защищать "свою исконную землю" с оружием в руках. На самом деле люди принадлежат земле, а не наоборот. Мир остается таким же, как был тысячи лет назад, какие бы флаги ни пестрели посреди материков или на островах в океане.
80 дней
длился Фолклендский конфликт. Ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войну, поскольку считали военные действия "восстановлением контроля над своей территорией". Победила Великобритания, которая контролирует острова по сей день
Ссора двух лысых из-за расчески
В 1981 году, когда Армандо был лейтенантом аргентинских ВВС, он думал иначе. Вместе со всеми он восхищался генералом Леопольдо Галтьери, пришедшим к власти в Аргентине в результате очередного военного переворота.
"Следующий год должен стать годом Мальвин! — провозгласил Галтьери под восхищенные крики толпы. — Возврат Мальвинских островов поможет нам преодолеть экономический кризис!".
И все, как ни странно, поверили в эту чушь. Армандо хорошо помнил грандиозные демонстрации в Буэнос-Айресе после того, как 2 апреля 1982 года стало известно, что британские морские пехотинцы на островах, атакованные аргентинским спецназом, сложили оружие.
"Мальвины наши!" — скандировала толпа, забыв о растущих ценах на хлеб, об инфляции, которая грозила достичь 100%, и "грязной войне", развязанной аргентинской армией против собственного народа: каждый день десятки неугодных "пропадали без вести".
Мальвины в те дни занимали всех — от мала до велика. Благодаря их захвату даже нищий неожиданно почувствовал себя частью великой победоносной нации, способной надавать пинков всесильному британскому льву.
Британские войска высаживаются на Фолклендских островах в мае 1982 года. С момента аннексии островов Аргентиной прошло меньше 60 дней
Самое смешное, что почти восемь сотен больших и малых островов и скал, из-за которых все началось, не стоили и выеденного яйца. Пустынные и неприветливые — температура там редко опускается ниже нуля и редко поднимается выше 10 градусов Цельсия, — они находятся посреди Южной Атлантики в пятистах километрах от аргентинского побережья. Две тысячи населения, рыбный промысел да овцеводство. Прав был писатель Хорхе Луис Борхес, когда назвал британско-аргентинский конфликт из-за Фолклендов-Мальвин "ссорой двух лысых из-за расчески".
Эти земли всегда были малопригодными для жизни. Мореплаватели, причаливавшие к их берегам в XVI–XVIII веках, устанавливали таблички о принадлежности этих территорий той или иной короне и отправлялись дальше. Были среди них и англичане, и испанцы, и французы. Когда в 1816 году Аргентина объявила о независимости, то провозгласила фактически бесхозные острова своей суверенной территорией. Однако в 1833 году британцы, вновь высадившись на островном побережье, уведомили аргентинские власти о том, что восстанавливают свою власть на Фолклендах — так на их картах назывались Мальвинские острова.
Но Аргентина никогда не отказывалась от своих претензий на этот продуваемый холодными ветрами, забытый Богом уголок Атлантики. Даже при подписании Устава ООН в 1945 году аргентинский представитель заявил, что его страна сохраняет за собой право на возврат Мальвинских островов. МИД Великобритании ответил, что для этого жители островов должны проголосовать за выход из состава страны. В Лондоне хорошо знали, что обитатели пустынных островов гораздо больше хотят считаться гражданами далекой богатой Англии, чем близкой неблагополучной Аргентины.
Маленькая победоносная война
В 1970-х годах острова, находящиеся в 12 000 км от британских берегов, охраняли лишь несколько десятков морских пехотинцев. Когда в 1973 году британское министерство обороны пыталось ответить на вопрос, возможно ли защитить Фолкленды от вероятного нападения Аргентины, вердикт специальной комиссии был коротким: "Невозможно".
Развязавший Фолклендскую войну глава военной хунты генерал Леопольдо Галтьери в результате был смещен и отдан под суд
Вряд ли Леопольдо Галтьери было известно об этом заключении военных, но он определенно знал о глобальных сокращениях, начатых в 1981 году в Военно-морском флоте Великобритании министром обороны Джоном Ноттом. Министр решил избавиться от девяти эсминцев и фрегатов, сократить до 10 тысяч личный состав, но главное — продать оба английских авианосца. Без них вернуть острова было бы нереально: две сотни аргентинских самолетов уничтожили бы любой флот еще на подходе к островам.
Казалось, Галтьери все хорошо рассчитал. Наверняка захват Мальвин из президентского дворца Каса Росада казался беспроигрышной лотереей, "маленькой победоносной войной", которая будет так кстати для поднятия пошатнувшегося рейтинга. Прежде всего генерал заручился поддержкой президента США Рональда Рейгана, тепло принявшего его в 1981 году. Без помощи американцев накануне антарктической зимы с ее штормами британцы вряд ли что-нибудь предпримут. Британский премьер-министр Маргарет Тэтчер затеяла непопулярные реформы, и деньги на дорогостоящую военную операцию у нее вряд ли найдутся. Десять против одного, что англичане просто вынуждены будут принять поражение без единого выстрела.
Капитан эсминца "Энтрим" Брайан Янг (справа), премьер-министр Маргарет Тэтчер и контр-адмирал Джон Вудвард
Но Маргарет Тэтчер неожиданно проявила мужской характер. Она понимала, что потеря Фолклендских островов будет стоить ей карьеры, и решила пустить в игру свой единственный козырь — современный флот, который еще не успел "сократить" Джон Нотт. Продажу авианосцев остановили, правительство и парламент неожиданно быстро приняли решение о выделении необходимых на военную операцию средств — и уже через двое суток после вторжения к островам спешила британская ударная группа, сопровождаемая сотней кораблей снабжения, среди которых можно было встретить гражданские суда, от круизного лайнера до рыболовецкого траулера, мобилизованные по приказу Маргарет Тэтчер.
Все пошло не так
На международной арене все тоже пошло не так, как рассчитывал Галтьери. Совет Безопасности ООН осудил боевые действия и потребовал немедленного вывода аргентинских войск с островов. Против резолюции выступила только Панама, а Китай, Советский Союз, Польша и Испания воздержались. В СССР не знали, как относиться к этому конфликту: между собой сцепились два врага Страны Советов. В конце концов было решено ограничиться разведкой и наблюдением.
Англию поддержали Содружество наций и Европейское экономическое сообщество, которые ввели против Аргентины экономические санкции. Еще один звоночек для Галтьери прозвенел, когда санкции неожиданно ввел Рональд Рейган. Кроме того, с его согласия США поставили Великобритании современные управляемые ракеты "Сайдвиндер" класса "воздух-воздух", впоследствии отправившие в океан два десятка лучших аргентинских самолетов вместе с пилотами. Англичане также получили возможность использовать базу арендуемого американцами острова Вознесения, который находился примерно на полпути от Туманного Альбиона к Фолклендским островам.
Великобритания заморозила средства всех аргентинских вкладчиков в английских банках, и бизнесмены стали поглядывать на Галтьери без энтузиазма. Ответное решение генерала наложить запрет на перевод денег через английские банки только подлило масла в огонь.
Франция, которая до захвата островов активно поставляла Аргентине вооружение и обучала пилотов аргентинских ВВС, прекратила всякое военное сотрудничество с ней. Попытка купить французские ракеты через Перу провалилась. В итоге перед вторжением британской эскадры аргентинские ВВС располагали лишь пятью современными противокорабельными ракетами "Экзосет".
Кое-какое вооружение Галтьери удалось получить в Ливии и Перу, но в целом эти поставки ничего не решили. Чтобы не стать жертвами британских ПВО, аргентинские самолеты наносили удары по английскому флоту со сверхмалых высот, и большая часть сброшенных ими авиабомб не взорвалась.
На круги своя
24 мая от взрыва аргентинской бомбы ушел на дно британский фрегат "Антилоуп". Днем ранее в него попали две авиабомбы, но они не взорвались. Одна из них сдетонировала только при попытке ее обезвредить
Старик Армандо закрыл глаза и увидел убегающие из-под брюха своего самолета океанские волны, над которыми низко, рискуя свалиться в воду, летела пара аргентинских штурмовиков. Каждый из "Супер-Этандардов" французского производства был вооружен французской же противокорабельной ракетой "Экзосет". После пуска которой нужно было уйти в крутой вираж, чтобы избежать смертоносных схваток с истребителями, взлетавшими с британских авианосцев. И все же аргентинские пилоты сработали на отлично. По крайней мере, три из пяти "Экзосетов" нашли свои цели, поразив два британских корабля. Первым из них стал эскадренный миноносец "Шеффилд", полностью выведенный из строя 4 мая и затонувший несмотря на все старания спасательных партий шесть дней спустя. Вторым — груженый оружием контейнеровоз "Атлантик Конвейер". Затем бомбами были отправлены на дно Атлантики эсминец "Ковентри", фрегаты "Ардент" и "Антилоуп", десантный "Сэр Галахад". А если бы аргентинские бомбы были результативными для бомбометания со сверхмалых высот, вслед за ними могли бы отправиться "Энтрим", "Плимут", "Аргонавт", "Броудсворд" и "Глазго"…
Открыв глаза и увидев мирную набережную, старик вздрогнул, отгоняя нахлынувшие воспоминания. За что мы воевали тогда, подумал Армандо, зачем гибли и убивали британских моряков? Кому из нас были нужны эти проклятые острова? Почему мы не слушали тех немногих, кто говорил, что лучшая гарантия мира — это соблюдение международного права?
Пленные аргентинские военнослужащие на Фолклендских островах
Война действительно оказалась недолгой: 11 июля 1982 года Аргентина, а на следующий день и Великобритания объявили об окончании военных действий. К этому времени Леопольдо Галтьери уже был низложен, но это никак не могло исправить последствия "маленькой победоносной войны". За 74 дня активных военных действий англичане уничтожили большую часть самых боеспособных подразделений аргентинских ВВС, потопили крейсер "Генерал Бельграно", подводную лодку "Санта-Фе" и еще шесть аргентинских кораблей и катеров, высадили на острова свой десант, окружили и вынудили капитулировать 13-тысячный гарнизон. 649 аргентинских солдат, моряков и пилотов погибли или пропали без вести. А Мальвинские острова так и остались Фолклендскими.
В том же году в Аргентине прошли первые после почти сорока лет диктатуры демократические выборы президента, на которых победил Рауль Альфонсин. Через пять дней после вступления в должность он распорядился арестовать полководцев "грязной войны". Галтьери вместе с соратниками и многими другими военными оказался в тюрьме. После пяти лет заключения он был помилован, но потом обвинен в похищениях, пытках и убийствах оппозиционеров. В 2003 году, находясь под домашним арестом, 76-летний экс-диктатор умер, и только это спасло его от нового срока.
С тех пор многое изменилось. На аргентинцев в мире уже давно не смотрят, как на изгоев. Улучшились отношения со Штатами, которые теперь прочно входят в тройку крупнейших экономических партнеров. И лишь изредка какие-нибудь радикалы кричат: "Мальвинские острова — наши!".
Великобритания потеряла в той войне 255 человек, семь кораблей и катеров, 35 самолетов и вертолетов. Маргарет Тэтчер провела в Лондоне парад победы и вскоре триумфально победила на внеочередных выборах. А в апреле нынешнего года на шельфе Фолклендских островов открыли большие месторождения нефти и газа. Чтобы никто не посягнул на британские завоевания, теперь на архипелаге размещены военно-воздушная и военно-морская базы. В постоянную группировку входит 1200 военнослужащих.
Старик Армандо подозвал официанта, чтобы расплатиться по счету.
— Вы случайно не тот героический летчик, который в восемьдесят втором сражался за наши Мальвины? — спросил, смущенно улыбаясь, официант. — Мне кажется, я видел вас по телевизору.
— Нет, — сухо ответил старик Армандо, протягивая деньги. — Вы ошиблись.
Фото: Getty Images