Три выходных в декабре-январе, магазины, работающие с полудня, отгулы за сверхурочные и законный отпуск. Как работали и отдыхали киевляне 100 лет назад
2 января, встав пораньше, киевлянин завтракает и мчится на работу. Это не описка — на работу. И не дай бог опоздать! Строгое начальство может и оштрафовать. В офисе полно народу. И это тоже не описка. Коллеги занимают рабочие места и приступают к исполнению обязанностей. Думаете, они все отчаянные трудоголики? Как бы не так. Обычные люди: в меру ленивы, в меру исполнительны. Охотнее они бы провели время в семейном кругу. Почему же они вместо этого дружно "пашут"? Да потому, что живут сто лет назад. А в начале ХХ века 2 января — обычный день, рабочий.
Три дня вместо месяца
Все-таки скучно люди жили при царе-батюшке: рождественских каникул не было, новогодних — тем более. Рождество праздновали и православные, и католики, и протестанты в один день — 25 декабря. Новый год отмечали один раз, а словосочетание "старый Новый год" могло показаться неумной шуткой.
И что уж совсем огорчительно: в интервале с 20 декабря по 20 января, когда у нас деловая активность замирает практически на месяц, тогдашние трудящиеся довольствовались всего тремя (!) нерабочими праздничными днями: 25 декабря (Рождество), 1 января (Новый год) и 6 января (Крещение). А дальше — суровые трудовые будни аж до 2 февраля (Сретение). И никаких переносов рабочих дней с последующими отработками! Отпраздновали, а утром на работу. Киевляне вкалывали примерно 310 дней в году.
Но это в сфере бизнеса.
Государственный сектор жил совсем другой жизнью: там праздновали (и не работали) намного активнее. Помимо важнейших религиозных праздников (Благовещение, Вознесение, Троица, Преображение Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи и других), выходными были дни рождения Николая II (6 мая), его супруги (25 мая), наследника Алексея (30 июля), а также дни их ангелов, годовщины восшествия императора на престол (21 октября) и коронации царской четы (14 мая).
В целом госслужащие получали дополнительно около 40 нерабочих дней — это было одним из преимуществ "государевой" службы, в большинстве своем низкооплачиваемой. К примеру, уровни жизни скромного клерка частной компании и чиновника, занимавшего ответственный пост, были сопоставимы.
Но пусть читатель не думает, что тогдашние наемные работники были бесправными. Они обладали правами, и немалыми. И хотя профсоюзов в сегодняшнем понимании не было (по крайней мере в Киеве), на страже интересов людей стояли городские власти. Работа в праздничные и предпраздничные дни, длительность рабочего дня, отгулы, компенсация за сверхурочные работы — все это жестко регулировалось циркулярами Киевской думы. И работодатели этим требованиям подчинялись.
Накануне праздников
Впервые Городская дума озаботилась интересами наемных работников в 1892 году, когда утвердила "Обязательные постановления о нормировке торгового дня и о праздничных днях отдыха". В 1909-м и 1910-м они подверглись изменениям и дополнениям — но после эти правила действовали вплоть до прихода большевиков.
Работникам гарантировались выходные дни — по воскресеньям. Суббота стала нерабочей лишь в 1967 году, так что сто лет назад вкалывали шесть дней в неделю.
Загруженность в предпраздничные дни регулировалась особым образом. Те, кто торговал мясом и мясопродуктами, рыбой, овощами, зеленью, бакалейными товарами и кормом для скота, имели право открывать свои заведения не ранее 7 утра и работать не позднее полудня (летом — с 6 до 11 часов). Тогда же могли работать и цветочные лавки.
"Спаивать народ" накануне любого праздника разрешалось на протяжении только четырех часов. Ровно в 16:00 на входной двери магазина должен был висеть замок
Сотрудники винно-водочных магазинов, наоборот, могли не торопиться — их заведения могли открыться только в полдень. Причем "спаивать народ" накануне любого праздника разрешалось на протяжении только четырех часов. Ровно в 16:00 на входной двери заведения должен был висеть замок, а в окне появлялась табличка: "Магазин закрыт". Полиция эти требования контролировала с особым усердием и при малейшем поводе содрать штраф своего не упускала.
К продавцам алкоголя приравняли торговцев предметами народного промысла ("крестьянскими украшениями", по тогдашней терминологии) — лавки, ими торгующие, имели право работать с 12:00 до 16:00.
Также в полдень, но с правом трудиться до 20:00 приступали к работе торговцы "в разнос" и "из передвижных помещений" продуктами питания, табаком и курительными принадлежностями, прохладительными напитками, минеральной водой, квасом, мороженым, цветами, фруктами и сладостями, а также печатной продукцией, за исключением газет. А если в предпраздничный день кто-то надумал продавать товары, не упомянутые в этом перечне, пусть пеняет на себя — оштрафуют (такая торговля незаконна), а то и отберут торговое свидетельство.
Газетные киоскеры могли работать накануне праздника только с 8:00 до 13:00. Исходя из этого корректировался труд журналистов, редакторов и типографских рабочих — выходили только утренние газеты. Разносчики прессы (а это фрилансеры) могли сами себя занимать и после 13:00, но и для них имелось ограничение — закругляться следовало в 20:00.
Занятия с публикой
В будние дни занятость регулировалась иначе: офисы и конторы "могли быть открыты для занятий с публикой", то есть торговать, оказывать услуги или принимать посетителей, не ранее 10:00 и не позднее 19:00. Это граничные значения, "минимальное" и "максимальное" время работы. Каждый предприниматель сам устанавливал часы открытия-закрытия своего заведения, однако выходить за установленные Думой рамки не имел права.
Для сравнения: чиновники в государственных учреждениях имели шестичасовой рабочий день (с 10:00 до 16:00), однако и зарабатывали, как уже отмечалось, значительно меньше.
Газетные киоскеры работали накануне праздника только с 8:00 до 13:00. Исходя из этого корректировался труд журналистов, редакторов и типографских рабочих — выходили только утренние газеты
Те, кто работал в продовольственных лавках, булочных, хлебопекарнях, могли приступать к своим обязанностям уже в 6 утра. Отправляться на отдых они должны были не позднее 18 часов — и то и другое было четко регламентировано. Работники мясных лавок освобождались в 13:00. Приказчиков и продавцов непродовольственных магазинов можно было "занимать" с 8:00 до 20:00, аптекарей и провизоров — с 9:00 до 21:00, банщиков — с 9:00 до полуночи, а сотрудников рекрутинговых агентств (по тогдашней терминологии — "комиссионных контор по найму служащих и прислуги") — с 9:00 до 19:00.
Особый график был у работников дореволюционного "общепита". Молочные, кофейни, кондитерские-кофейни могли принимать первых посетителей уже в 7 часов утра и работать хоть до 2 часов ночи, но суточная "продолжительность времени торга" не могла превышать 15 часов.
До часу ночи могли работать сотрудники столовых и погребков, торгующих виноградными винами, а также заведения, "имеющие целью продажу кушаний и напитков для потребления на месте". Начинали они рабочий день в 10:00.
До полуночи трудились продавцы прохладительных напитков в специализированных павильонах. Они могли стать за прилавок не ранее 9 утра.
График работы торговцев пивом напрямую зависел от расположения заведения: если в центре, то с 9:00 до полуночи, а если на окраине — то с 7:00 до 22:00. Но это если заведение предлагает к пиву закуску. А если без закуски, то предписывалось открываться не ранее 8:00, а в 20:00 заведение следовало закрыть.
К 6 часам утра спешили на службу сотрудники чайных (работали до 21 часа), булочных и хлебопекарен (до 18 часов), а летом — пляжных купален (до 21 часа). Самыми ранними в Киеве пташками были работники складов, торгующих лесными материалами и топливом, — они начинали работу в 5:00. Правда, к 17 часам они уже были свободны.
Отгул не за прогул
Каждый работник имел право на обеденный перерыв длительностью 2 часа. Это время включалось в общую продолжительность рабочего дня. Поэтому, например, вышеупомянутый клерк, работающий в частной фирме с 10:00 до 19:00, в действительности решал служебные вопросы лишь на протяжении 7 часов, а еще 2 составляло "время для принятия пищи".
Малолетним работникам, не имеющим документа о начальном образовании, хозяин предоставлял ежедневно не менее трех часов для посещения учебного заведения.
Малолетним работникам без образования предоставлялось время для посещения учебного заведения
Мог ли 100 лет назад предприниматель привлечь сотрудника для сверхурочных работ "без особого вознаграждения"? Мог. Но только "при несчастных случаях", когда торговому помещению или товару (особенно скоропортящемуся) угрожала реальная опасность, и только на час. Сверхурочные работы, длившиеся более часа, уже оплачивались в обязательном порядке.
Человек, вышедший на работу в выходной по инициативе работодателя, получал право на отгулы. Причем если сотрудник работал менее 5 часов, ему "должен быть предоставлен за два праздничных (воскресных тоже) дня один совершенно свободный будний день". А если время работы в выходной день превысило 5 часов, то отгул работнику причитался за каждый такой день.
Кто не работает
И, наконец, самое приятное на работе — отпуск. Его, кстати, как это утверждалось при советской власти, законодательно ввел вовсе не Ленин в 1918 году. Отпуска существовали и до большевиков — при царе. Убедиться в этом легко: достаточно лишь вместо Полного собрания сочинений Ленина открыть Полный свод законов Российской империи. В томе XXVI, где представлены законодательные акты 1906 года, указана соответствующая норма: работники "могут пользоваться отпусками как кратковременным, на несколько дней, так и продолжительным, на срок не свыше шести недель".
Был ли "царский" отпуск оплачиваемым? А это смотря кому.
Сотрудники, непрерывно проработавшие на предприятии не менее трех лет, получали право "на месячный отпуск с сохранением половины условленной поденной платы за все время отпуска, с тем чтобы они пользовались такими отпусками не более одного раза в три года". При этом неоплачиваемый отпуск можно было брать хоть каждый год. Если, конечно, позволяли доходы.
- Читайте также: Записки архивариуса. Чему может научить украинцев история
Отпуск за свой счет "светил" и тем, кто проработал на одном месте менее трех лет. В частных фирмах нередко требовали, чтобы сотрудник оставил работодателю залог — половину своей месячной зарплаты. Ведь случалось и так, что человек уходил в отпуск и исчезал навсегда. А потом выяснялось, что отпускник прихватил с собой что-то ценное. Исчезнуть было легко — трудовых книжек в те времена не было.
Так что наши сегодняшние условия во многом лучше тех, что являлись нормой во времена, которые многие до сих пор считают "золотым веком".