Разделы
Материалы

Герои домашнего экрана. Что смотрели по телевидению в советской Украине

Станислав Цалик
Фото: Станислав Цалик

Всего три телеканала, отсутствие рекламы и ток-шоу, бесконечные репортажи о битве за урожай, темпах выполнения пятилетки и редкий гость — сериал. Таким было украинское телевидение полстолетия назад. Хотя о некоторых телепередачах зрители помнят до сих пор

Во времена позднего социализма — его официально именовали "развитым", а острословы дразнили "недоразвитым" — главным развлечением людей был "ящик", на официальном сленге — "голубой экран". Ни интернета, ни домашних компьютеров, ни фильмов на компакт-дисках тогда не было.

У многих дома стояли черно-белые телевизоры преимущественно советских марок: "Рубин", "Сигнал", "Горизонт", "Рекорд", "Янтарь". Импортные Sony или, например, Toshiba могли себе позволить немногие: кто ездил в загранкомандировки или имел доступ к валютному магазину "Каштан".

Элементом престижа считался цветной телевизор. Его серийно выпускали в СССР с 1967 года, но, тем не менее, попробуй-ка "достань"! Чтобы сбить ажиотаж, некоторые журналы (например, популярный ежемесячник "Здоровье") начали публиковать статьи о том, что цветные телевизоры вредны — портят зрение.

Желающие приобрести цветной телевизор записывались в магазине в очередь, раз в неделю (до работы) ходили на перекличку и однажды действительно увозили домой вожделенный "телек"! Спрос был бы еще выше, если бы не цена — от 700 руб. Причем при среднемесячной советской зарплате 144 руб.

Обычно в квартире имелся всего один телевизор. И если глава семьи хотел посмотреть футбол, его супруга по другой программе — фильм, а их чадо по третьей программе — вечернюю сказку для детей, то телевизор неизбежно становился яблоком раздора. Вот почему считалось роскошью иметь второй телевизор, лучше малогабаритный, переносной (например, черно-белый "Юность" за 220 руб.). Хочешь, бери его в другую комнату и смотри. А хочешь, поставь на кухне и ужинай, наблюдая за игрой любимой команды. Особым шиком было увозить переносной телевизор в выходные на дачу.

Мир без рекламы

Поначалу украинским зрителям доступно было только Центральное телевидение (ЦТ) из Москвы. В 1956 году начало регулярно вещать Украинское телевидение (УТ) из Киева. Передачи шли исключительно в прямом эфире. Однако в середине 1960-х появилась новая технология — видеозапись. Теперь программы записывали на пленку, потом монтировали, вырезая все лишнее, и только затем пускали в эфир.

Диктор Александр Сафонов перед началом выпуска новостей

В 1972 году, когда УТ перешло на двухканальное вещание, появились аббревиатуры УТ-1 и УТ-2. Второй канал УТ работал в режиме ретрансляции: показывал передачи московской программы ЦТ, а с 1982 года — 4-й программы ЦТ, ориентированной в основном на школьников и студентов. Помимо учебных программ из цикла "В помощь школе" (уроки, лекции, документальные фильмы) транслировали также образовательные передачи для взрослой аудитории — врачей, учителей и пр. Собственное производство на УТ-2 началось уже во времена независимости.

Формально украинский зритель в 1970-е годы смотрел три телевизионных канала. Но действительность оказалась сложнее, ведь покрытие каналов было далеко не стопроцентным. Например, в середине 1970-х канал ЦТ охватывал лишь 88% населения Украины, УТ-1 — 72%, а УТ-2 — всего 17%. С другой стороны, во Львове обычные телевизионные приемники запросто принимали сигналы польских каналов, а, скажем, в Мукачеве — венгерских. Так что количество каналов зависело от региона.

Телевидение не имело такой власти над зрителем, как сегодня. Причина — скука. С экрана бесконечно вещали о битве за урожай, повышении надоев молока, досрочном пуске доменной печи или ударном строительстве очередного энергоблока на какой-нибудь АЭС. Также регулярно сообщали о полетах советских космонавтов, опережающих темпах строительства Байкало-Амурской магистрали и неустанной борьбе руководителей СССР за мир во всем мире.

Зато отличительной особенностью тогдашнего телевидения было отсутствие рекламы. Никто не призывал купить импортное моющее средство, съездить за границу или накормить свою кошку особым кормом. И правда, какой смысл это рекламировать, если в стране развитого социализма — товарный дефицит, импортную продукцию разметают с прилавка без всякой рекламы, а зарубежных путевок "Интуриста" нет в свободной продаже?

Не было в тогдашнем эфире и ток-шоу — ни политических, ни социальных. Жанр отсутствовал как таковой, ибо обсуждать линию партии запрещалось (ее следовало исполнять), а публично дискутировать о социальных "язвах" было не принято (считалось, что при социализме их нет, а отдельные недостатки, которые все же есть, партия мудро устраняет).

И, наконец, — страшно сказать! – эфир не был забит сериалами. Даже слова такого никто не знал. Использовали другой термин: многосерийные художественные телефильмы. Их было немного, снимали нечасто, и показ сериала был не основой сетки вещания, а, наоборот, ее редким гостем.

Телевизионный сказочник Дед Панас (кадр из программы "На добраніч, діти")

Длина тогдашних сериалов-хитов может вызвать сегодня лишь улыбку: "Щит и меч" (4 серии), "Адъютант его превосходительства" (5 серий), "17 мгновений весны" (12 серий). Кстати, некоторые сериалы, "прозвучавшие" на весь Советский Союз, сняли украинские кинематографисты. Например, "Рожденная революцией" (10 серий), "Овод" (3 серии), "Как закалялась сталь" (6 серий), "Место встречи изменить нельзя" (5 серий).

Воскресное меню

Программа украинского телевидения ничем особенно ярким не выделялась. Вот, например, чем потчевал своих поклонников канал УТ-1 в воскресенье:

23 мая 1976 года:

09:30 Програма передач
09:35 Для дітей. Художній фільм "Кортик". 2 серія.
10:45 Екран молодих. "Погляд у майбутнє".
11:45 "Палітра" (Виставка творів народного художника УРСР О. Лопухова).
12:20 У світі танцю (Харків).
12:50 До днів літератури і мистецтва Української РСР у Білорусії. "Дружба народів, дружба літератур".
13:00 "Юніор-76". Конкурсна програма для школярів.
14:00 "Мальовнича Україна" (Донецьк).
14:20 Із серії мультфільмів "Лісові казки". Фільм п"ятий. "Зайченя Петрик і лісова їдальня".
14:35 "Про музикантів і музику". В. Андреєв (Львів).
15:05 Документальний телефільм "Союз металу з полімером".
15:30 Наші прем"єри. Фільм-концерт "Лийся, пісне, над Вітчизною" (студія "Укртелефільм").
16:35 Легкоатлетичний матч збірних СРСР і Великобританії.
17:40 Музичний фільм "Болгарські ритми".
18:00 Всесоюзний фестиваль мистецтв "Київська весна". Концерт Уральського народного хору.
19:00 Інформаційна програма "Вісті".
19:30 Документальний фільм "Вірогідність Сильвестрова".
19:50 Мультфільм.
20:00 Театралізоване свято на стадіоні "Метеор", присвячене 200-річчю Дніпропетровська.
21:00 Програма "Час" (М).
21:30 Першість СРСР з футболу: "Динамо" (Київ) — "Динамо" (Тбілісі). (Відеозапис). У перерві — вечірні новини.

Известный диктор УТ-1 Александр Сафонов

Таким образом, около 23:15 вещание главного канала УССР завершалось, на экране возникала "сетка": в центре — большой круг, внутри которого три пары клиньев для проверки четкости изображения (все это напоминало колобка с усиками), а по углам располагались четыре маленьких дополнительных круга. Официально "сетка" именовалась телевизионной испытательной таблицей 0249.

Однако вернемся к программе передач на 23 мая 1976 года.

Конечно, утренний детский фильм, дневной и вечерний мультики — несомненные ее достоинства. В остальном предложенный телевизионный репертуар не блещет. Неудивительно, что современным киевлянам в возрасте 50+ не запомнились ни названия каких-либо передач тогдашнего украинского телевидения, ни яркие из них моменты, ни фамилии ведущих. За исключением разве что обаятельных дикторов Татьяны Цимбал и Александра Сафонова, читавших новости и прогноз погоды. Впрочем, их популярности способствовало и то, что они регулярно вели праздничные вечера и концерты на самых престижных сценах Украины.

Телевизионщики и наряд милиции

Собственных юмористических передач УТ не производило. Что и как высмеивать, решали в Москве, где снимали популярные юмористические программы "Кабачок 13 стульев" и "Вокруг смеха". Они выходили в эфир раз в месяц (иногда и реже). Привычного нынче еженедельного конвейера смеха не было.

Ключевые передачи УТ-1 того времени — "Сільський час", "Село і люди", "Сонячні кларнети", адресованные сельской аудитории, там они пользовались успехом. Рассказывают, едва ли не каждое село соревновалось за то, чтобы его таланты (например, хор, составленный по производственному принципу: только из работниц свекловодческого звена, это называлось "хор-ланка") непременно попали в эфир "Сонячних кларнетів", которые с 1972 года вела Тамара Стратиенко.

Екатерина Лозовенко, ведущая "Катрусиного кінозалу"

"Сонячні кларнети" записывали, как правило, в областных театрах. Съемки вызывали такой ажиотаж у местной публики, что телевизионщикам приходилось даже вызывать наряды милиции: мест в зале на всех не хватало, и, бывало, люди штурмовали театр. Но киевляне называли УТ-1 "колхозником".

Зато названия телевизионных хитов московского производства многие тогдашние зрители-горожане без труда назовут и сегодня: например, "Клуб кинопутешествий", "В мире животных", "Очевидное-невероятное". Познавательные и научно-популярные программы, надо признать, — сильная сторона вещания того периода.

Конечно, и по ЦТ крутили всякий вздор вроде получасовой программы "Ленинский университет миллионов" (причем в прайм-тайм — с 18:30), однако его уравновешивали хиты, становившиеся всесоюзными. Московский канал имел и то преимущество, что вещал на час-полтора дольше, чем его киевский коллега.

А впрочем, была на УТ-1 передача, собиравшая у экранов миллионы восторженных зрителей, в том числе киевлян. Это программа "На добраніч, діти", которую в течение многих лет вел актер Киностудии им. А. Довженко Петр Вескляров. Каждую пятницу в 20:45 он, традиционно одетый в вышиванку, появлялся на экране в образе Деда Панаса, неторопливо произнося коронное двустишие: "Добрий вечір вам, малятка, любі хлопчики й дівчатка!" Детская аудитория млела. Ведущий рассказывал сказку собеседнику-кукле — здоровенному псу Бровку. Иногда настолько входил в роль, что начинал импровизировать, выходя за рамки сценария: мог, например, достать из кармана платок и заботливо вытереть псине нос.

Рассказав очередную сказку, Дед Панас желал малышам "Добранiч!", после чего шла трогательная финальная заставка, сопровождаемая мелодичной "Колыбельной" со знаменитым припевом: "Рученьки, ніженьки, лагідні очі, спокійної ночі, спати пора" (музыка Оскара Сандлера, слова Миколы Сома).

С понедельника по четверг программу "На добраніч, діти" вели другие ведущие. Некоторые из них придумывали настолько неожиданные приемы общения с самой юной аудиторией, что их выпуски со временем превращались в самостоятельные передачи.

Ведущая "Сонячних кларнетів" Тамара Стратиенко (слева) и диктор УТ-1 Татьяна Цимбал

Например, с мая 1972-го по вторникам в 20:45 в эфире появился "Катрусин кінозал" с Екатериной Лозовенко. Разумеется, детвора полюбила "тетю Катю" и радостно узнавала ее на улице. На вопрос "Это вы, тетя Катя?" телезвезда, смущаясь, отвечала: "Нет". Впрочем, недосягаемой славы Деда Панаса не снискал ни один другой ведущий на украинском телевидении тех лет.

Вечерние сказки для взрослых

А в 21:00 по всем каналам СССР, включая УТ-1, начиналась другая сказка, теперь уже для взрослых. Речь о московской информационной программе "Время". Динамичная заставка, бодрящая музыка Георгия Свиридова "Время, вперед!", популярные дикторы: Игорь Кириллов, Нона Бодрова, Вера Шебеко, Виктор Балашов, Аза Лихитченко, Анна Шатилова.

Генсек Леонид Брежнев обожал эту передачу (говорят, ежедневно смотрел на сон грядущий), поскольку едва ли не в каждом выпуске с удовольствием видел самого себя: то с речью на пленуме, то во время зарубежного визита, то при вручении ему очередной награды. Остряки определяли жанр программы "Время" так: "Все о нем, все о нем и немного — о погоде".

Брежневу, понятно, было невдомек, что "Время" снижает и без того невысокий рейтинг вечернего прайм-тайма на УТ-1. Дело в том, что главные новости страны были рассчитаны на полчаса: следующая программа или фильм всегда ставились на 21:35. Однако выпуск информационной программы длился порой и 45 минут, и даже час — если транслировали, например, вручение "дорогому Леониду Ильичу" ордена африканской страны или неторопливое чтение им по бумажке речи в заводском цеху.

Непредвиденные задержки ломали всю сетку вещания. Поэтому руководство УТ-1 решило не ставить после "Времени" программы, сдвиг или даже отмена которых могли бы вызвать раздражение у зрителя — "вот, мол, не смогли из-за Брежнева посмотреть любимую передачу", — транслировали то футбольный матч (причем в записи!), то какой-нибудь "проходной" фильм минувших лет.

Здание на Крещатике, 26, откуда вещало УТ

С появлением на ЦТ в 1987 году перестроечных передач "Взгляд", "До и после полуночи" рейтинг УТ существенно упал — здесь новое пробивалось с трудом, ведь Украиной до сентября 1989-го руководили люди еще брежневской эпохи.

А во времена независимости граждане с удивлением открыли, что телеканалов могут быть десятки, а сериалы "Рабыня Изаура", "Богатые тоже плачут" или "Просто Мария" могут тянуться десятками и сотнями серий. Именно тогда, на стыке 1980–1990-х, дачи стали пере­именовывать в фазенды. Возможно, так проявились первые признаки проникновения "ящика" в мысли наших сограждан. Но это было уже другое телевидение.