Сколько бы ни стоили современные машины, за коллекционной классикой им не угнаться. Фокус подготовил подборку самых дорогих автомобилей, проданных на аукционах
Ежегодно в конце августа на калифорнийском побережье проходит "Автомобильная неделя Монтерей", в рамках которой проводятся выставки, презентации, слеты коллекционеров и, конечно, аукционы. На торгах выставляются самые редкие представители мирового автопрома, за которых состоятельная публика без колебаний отдает 8-значные суммы. В минувший уикенд в рамках мероприятия состоялись сразу 2 громкие продажи, изменившие расстановку сил в десятке самых дорогих автомобилей, проданных на аукционах. Вот, как теперь выглядит список.
10 место – Jaguar D-Type XKD 501
- Цена на момент продажи: $21,7 млн
Jaguar D-Type может быть известен не только автолюбителям, но и киноманам. Эта машина засветилась в скромной роли в фильмах "Бэтмен навсегда" и "Бэтмен и Робин" Джоэла Шумахера. D-Type оба раза украшал гараж миллионера Брюса Уэйна.
Однако в первую очередь модель славится своими автоспортивными достижениями, самым значимым из которых является победа в 24-часовом марафоне Ле-Мана в 1956 году. Jaguar D-Type XKD 501 стал первым в напряженной гонке, на старт которой вышло 49 автомобилей, а до финиша добралось только 14. Тогда он преодолел дистанцию более чем в 4000 км, поддерживая среднюю скорость на уровне 167 км/ч.
Год спустя "спортсмен" был отправлен на пенсию. Впоследствии автомобиль переходил от одного частного владельца к другому, периодически участвуя в гонках винтажных машин. На сегодняшний день он удерживает титул самого дорогостоящего представителя марки Jaguar.
9 место – Duesenberg SSJ Roadster 1935 года
- Цена на момент продажи: $22 млн
Далее в хит-параде самых дорогих машин следует единственный в списке выходец из Нового света. Duesenberg SSJ Roadster 1935 года – дебютант десятки. Сюда он попал после того, как на аукционе Gooding&Company в Калифорнии ушел с молотка за 22 миллиона долларов, став самым дорогим автомобилем, выпущенным до Второй мировой войны. Более того, еще ни один "американец" не получал столь высокого ценника.
Для современного автомобилиста Duesenberg может звучать незнакомо, поскольку этот бренд канул в лету еще в 1937-м году. Американская компания специализировалась на выпуске люксовых машин – не лучший профиль, если вести бизнес в годы Великой депрессии. Стремясь не вылететь в трубу, руководство Duesenberg решилось на отчаянный PR-ход.
Компания выпустила всего 2 SSJ Roadster, предназначенных для культовых американских актеров того времени: Гэри Купера и Кларка Гейбла. По задумке, звезды больших экранов должны были вписать машину в новую американскую мечту и своим примером увеличить продажи серийной версии — Duesenberg SS. Номер, как уже очевидно, не прошел. Пожалуй, руководителям американской компании сделалось бы дурно, узнай они, что экземпляр Купера, некогда проданный за 5000 долларов, со временем станет стоить миллионы.
8 место – Aston Martin DBR1 1956 года
- Цена на момент продажи: $22,5 млн
Модель Aston Martin DBR1 была выпущена в пяти экземплярах. В прошлом году аукционному дому RM Sotheby's удалось заполучить самый первый из них и выставить его на торги. Третий удар молотка для этого автомобиля опустился на сумме $22,5 млн, что сделало его самым дорогостоящим творением британского автопрома в истории.
Модель DBR1 создавалась исключительно для автоспортивных соревнований, и за годы выступлений на различных трассах показала, что инженеры Aston Martin создавали его не зря. Именно за рулем проданного на аукционе экземпляра знаменитый британский гонщик Стирлинг Мосс завоевал победу в 1000-километровом состязании на Нюрбургринге в 1959-м году. В том же году другой DBR1 вышел победителем в 24-часовом марафоне Ле-Мана. Пилотировал им не менее прославленный, только американский автоспортсмен и основатель компании по производству "заряженных" автомобилей имени себя Кэрролл Шелби.
7 место Ferrari 275 GTB/C Speciale by Scaglietti 1964 года
- Цена на момент продажи: $26,4 млн
С этого места начинается практически нерушимая монополия Ferrari, а начало ей дает модель 275 GTB. Задуманная, как идеологическая преемница 250 GTO (о ней чуть позже), именно она должна была подхватить эстафетную палочку в мире автоспорта. Однако конструкторы перестарались со снижением веса машины в угоду скорости, и она не прошла регламент первенств FIA GT.
Зато автомобилю нашлось место на 24 часах Ле-Мана, где 275 GTB/C Speciale занял третье место, а также продемонстрировал рекордные результаты для переднемоторных авто.
Мир увидел всего четыре такие машины. Внешностью авто занимался Серджио Скальетти, знаменитый дизайнер, который часто прикладывал руку к особенным выходцам Ferrari. В частности, он же создал упомянутого предшественника модели.
6 место – Ferrari 275 GTB/4 S NART Spider 1967 года
- Цена на момент продажи: $27,5 млн
А этот автомобиль не был рассчитан на тяжелые марафоны или гоночные первенства: он предназначался для дорог общего пользования. Впрочем, 3,0-литровый мотор V12 на 300 лошадок никак не намекал на то, что езда по этим дорогам должна быть томной и размеренной.
Ferrari выпустила всего 10 экземпляров 275 GTB/4 S NART Spider. Автомобиль, вошедший в список самых дорогих лотов, до аукциона в 2013-м принадлежал единственному владельцу. Его звали Эдди Смит, и идею покупки спорткара ему подкинул лично глава представительства компании в США Луиджи Чинетти. После беседы с Энцо Феррари, в ходе которой Чинетти уговорил босса построить несколько родстеров, он позвонил Смиту с предложением купить один из будущих автомобилей. Тот сперва отнекивался, поскольку уже владел подобной машиной, но в итоге поддался уговорам.
5 место – Ferrari 290 MM 1956 года
- Цена на момент продажи: $28 млн
С разницей в полмиллиона долларов идет еще один представитель Ferrari. 290 MM – выходец особого подразделения бренда Ferrari Works, которое занималась сборкой самых технологически вооруженных машин, цель которых – спортивные трофеи.
Модель создавалась для гонок WSC (World Sportscar Championship), где итальянский автопроизводитель доминировал 2 первых года существования самого соревнования. Однако в 1955-м его подвинул Mercedes-Benz. И хотя немецкий бренд сразу же после этого ушел, у Ferrari тут же появился другой серьезный соперник – Maserati 300S. Именно в противовес ему и был построен 290 MM.
4 место – Mercedes-Benz W196 1954 года
- Цена на момент продажи: $29,6 млн
Не за одних лишь "итальянцев" состоятельные коллекционеры готовы поднимать ставки до астрономических высот. На 4-й строке размещается детище Mercedes-Benz, наделавшее немало шума в мире автоспорта. За 14 месяцев участия в гонках Формулы-1 (в сезонах 1954 и 1955 годов) Mercedes-Benz W196 стартовал в 12 Гран-при. В 9 из них автомобиль прибыл к финишу первым.
Однако история W196 в Королевских гонках оказалась короткой. После двух лет доминирования болид покинул соревнования, а сам Mercedes полностью свернул свою спортивную программу. Одним из пилотов, сидевших за рулем болида, был упомянутый Стрилинг Мосс, но больше всего побед вместе с W196 добыл Хуан Мануэль Фанхио по прозвищу Маэстро, который являлся самым титулованным гонщиком Формулы-1 до прихода Михаэля Шумахера. Выступая за различные конюшни, он стал пятикратным чемпионом Формулы-1.
Mercedes произвел 14 экземпляров W196, из которых всего 9 в целости просуществовали до наших дней. Впрочем, автомобиль, в 2013-м году проданный на аукционе, оказался примечателен не только своей редкостью. За рулем данного болида Фанхио завоевал свой второй чемпионский титул.
3 место – Ferrari 335 Sport Scaglietti 1957 года
- Цена на момент продажи: $35,7 млн
А вот и первый автомобиль в списке, сумевший пробить потолок в $30 миллионов. Модель изначально разрабатывалась для участия в гонках и была выпущена тиражом всего в 4 экземпляра. Ferrari 335 Sport Scaglietti принимал участие в марафонах, таких как 12 часов Себринга, Милле Милья и 24 часа Ле-Мана. В последнем он отметился достижением, став первым автомобилем в истории состязания, развившим скорость свыше 200 км/ч.
2 и 1 места – Ferrari 250 GTO Series I и II 1962 года
- Цена на момент продажи: $38,1 млн/$48,4 млн
Как видно, Ferrari – это всегда дорого. Ferrari образца 60-х годов, это очень дорого. А Ferrari 60-х, которых в мире всего 39 экземпляров, и каждый из них по-своему уникален, это баснословно дорого. Стечение этих факторов и возвело 250 GTO в ранг самых дорогостоящих автомобилей планеты. Потому первую, а заодно и вторую строчку в списке заняли два экземпляра модели 250 GTO.
Первый автомобиль попал в заголовки новостей в 2014-м году, когда ушел с молотка за $38,1 миллиона. Впервые за 49 лет сменив владельца, машина стала самой дорогой из когда-либо проданных на аукционах. Однако этот титул она носила недолго. В минувший уикенд на торгах в Монтерее эстафетную палочку перехватил 250 GTO Series II.
Это был третий из всех выпущенных 250 GTO и один из семи экземпляров, кузов которого был модифицирован специалистами итальянского ателье Scaglietti. За это он и получил приставку Series II к имени.
Объяснить страсть, с которой коллекционеры накидываются на классическую модель бренда несложно. Даже во времена своего рождения Ferrari 250 GTO был очень эксклюзивным автомобилем. Чтобы стать его владельцем необходимо было получить личное одобрение у основателя и руководителя компании Энцо Феррари. Сегодня такой надобности, само собой, нет. Однако, чтобы поставить такую машину в гараж, нужно иметь весьма солидный счет в банке.