Перед вами внедорожник, на котором можно спрыгнуть с одесской трассы в поле и, без потери в темпе и комфорте, мчать по пашне вдогонку за заходящим солнцем, не выбирая дорог и направлений.
"Не бывает плохой погоды, бывает неподходящая одежда" – вот уже лет триста поучают детей и приезжих англичане. Именно они придумали все эти балаклавы, макинтоши, резиновые сапоги и прочие лайфхаки для ненастья в частности и дресс-код вообще. Без последнего там никак и никуда – переодеваются в Туманном Альбионе сегодня даже чаще, чем меняется погода. Спустя месяц жизни в Лондоне я мог за секунду определить маршрут соседа, выходящего воскресным утром из дома – на свидание или на мессу, за саженцами роз или на книжную барахолку. Потому что их одежда для внутреннего рынка предельно функциональна, продуманна до мелочей и пошита на совесть. И потому не особо подвержена влиянию моды.
Фермер во фраке
Аналогичная история и с Land Rover – появившись в 1946 году как автомобиль для фермеров, первенец выпускался без принципиальных изменений до 2018 года. В провинции Landy до сих пор передают по наследству вместе с охотничьими ружьями и уолсллскими седлами. То есть на каком бы автомобиле современные джентри и сквайеры не ездили на работу, в сарае всегда дремлет отцовский LR на случай всяких внештатных ситуаций, включая нападения марсиан на Лондон и четвертый ледниковый период. Или поездку в Одессу на презентацию кругосветки на электромобилях, как в моем случае. За сутки до выезда синоптики спрогнозировали столь глобальное ухудшение погоды, что встал вопрос об отмене поездки. Если бы не Land Rover.
Когда в конце 60-х стало понятно, что на Landy уже не столько пашут и охотятся, сколько путешествуют, англичане соединили их внедорожный потенциал с легковым комфортом и управляемостью. The Times назвал Range Rover фермером во фраке, а Land Rover остался все тем же настоящим вседорожником для пуристов.
Дальше было то, что я буду рассказывать внукам. Оттепель в Причерноморье длиной в треть января за одну ночь сменилась мощнейшим снегопадом и ледяным дождем. Утром Одесса напоминала сказочный стеклянный город, а мои малолитражные соседи по парковке превратились в ледяные монолиты. Чем дальше от Южной Пальмиры, тем больше трасса Е-95 напоминала желоб посреди снежной целины – в одной-единственной колее, раскатанной "в лед", плелись наиболее бесстрашные. А обочины были заставлены теми, кто решил ждать снегоуборочной техники. Ведь случись что на дороге, спасатели прорвались бы к ним разве что на вертолете.
А теперь представьте, каково это – обгонять караваны автомобилей по сугробам. Попробуй угадай, что там левой полосе под полуметровым слоем снега – все еще асфальт или уже лед. В последнем случае отлавливать 3,3-тонный автомобиль с высоким центром тяжести и приличной инертностью особо негде. И первые пол часа я ерзал, совершая обгоны с замиранием сердца. Но "снежный" режим движения в паре с ESC работали без осечек. Стоило одному из колес поскользнуться на льду, как электроника с невозмутимостью, достойной дворецких, тут же придушивала и перераспределяла тягу. Нужно ли говорить, что в этот день меня никто не обогнал? Окончательно осмелев, на пустынных участках я отключал систему стабилизации и атаковал переметы в лоб и наискось, купаясь в облаках снежной пыли.
Та же история случилась днем ранее. В попытках выехать на берег для эффектного кадра мы с Игорем Сторчаком, многократным чемпионом Украины по ралли, частенько тренировавшемся на Range Rover, исколесили все побережье. Но каждый раз съезд к морю оказывался за закрытыми воротами или опущенными шлагбаумами. Лишь за Грибовкой удалось просочиться к линии прибоя через разбухшее от дождей поле. Чтобы переварить склизкое, как холодная бериморовская овсянка, месиво, оказалось достаточным выбрать "грязную" предустановку системы Terrain Response. Дальше можно было вообще выходить хоть на перекур, хоть вайны записывать – автомобиль все сделал сам.
Ретрограды могут возмутиться, мол, британцы сделали из культового "проходимца" для избранных модный гаджет. Действительно, преодоление бездорожья теперь по простоте напоминает компьютерную игру. С другой стороны, олдскульные Landy точно так же без водителя ползали по бездорожью. Или по тому же полю – благодаря штатному валу отбора мощности для привода всевозможного с/х-орудования фермеры на них и пахали, и орали. Важно то, что LR все еще способен застрять там, куда не доедет ни один трактор. Разница лишь в том, что раньше для этого обычному водителю нужно было "учиться и еще раз учиться" азам оффроуда, а теперь — просто поставить флажок в навигаторе и двигаться к цели напрямик, не обращая внимание на наличие дорог.
Потому что в Дефендер предусмотрены настройки для всех типов бездорожья (песок, трава, гравий, снег, грязь и колеи), впечатляющая артикуляция пневмоподвески и выдающаяся геометрическая проходимость — свесов-то практически нет. И авиационный запас прочности – дабы уверенно штурмовать бездорожье, необходима уверенность, что вся эта красота не подведет вдалеке от цивилизации. Поэтому в плане надежности британцы заморочились как никогда, сотни часов гоняя прототипы по самым жарким, холодным, влажным и гиблым точкам планеты Земля. Зато теперь Defender гарантируют водителю уверенность в своей оффродной вседозволенности.
Возможно, поколению Pepsi трудно провести параллели между первым и нынешним "дефами". А вот я их вижу во всем – в подходах к практичности, выносливости и ремонтопригодности. Именно отсюда возможность мыть салон из шланга, прыгать по капоту и крыше и выдергивать застрявшие грузовики. И вижу, что нынешний Defender конструировался с тем же "запасом по прочности", а значит сломать в нем что-то так же непросто, как и застрять.
Автор: Сергей Суховский
Фото: Сергей Суховский, Александра Ершова