Первые люди, побывавшие в космосе и на Луне, получили в подарок спортивные автомобили, а компания Tesla и вовсе отправила свой электрокар в космическое путешествие.
В 2021 году исполняется 60 лет первому полету человека в космос. По этому случаю Фокус вспоминает, как автомобильные производители продвигали свою продукцию с помощью космических программ.
Matra Rene Bonnet Djet для Юрия Гагарина
История о том, как первый космонавт планеты получил в подарок спорткар марки Marta, широко известна и не нуждается в детальном пересказе. Напомним лишь ключевые моменты.
Миниатюрное спортивное купе Rene Bonnet Djet с двигателем от Renault и стеклопластиковым кузовом Юрий Гагарин увидел в 1965 году во время посещения завода французского аэрокосмического концерна Matra, под крыло которого к тому времени перешла маленькая компания Rene Bonnet. В руководстве Matra заметили интерес Гагарина к автомобилю и… приняли решение преподнести его в подарок космонавту.
Увы, но выезды Гагарина на этом автомобиле можно пересчитать буквально по пальцам. Коммунистическая идеология не одобряла пользования гражданами СССР заграничной продукцией, а в случае Юрия Гагарина, постоянно находившегося на виду после своего эпохального полета в космос, это было особенно неприемлемо с точки зрения пропаганды.
После гибели Гагарина автомобиль формально остался во владении его вдовы, но, фактически, находился в Звездном городке. Уже после развала СССР гагаринская Matra Rene Bonnet Djet оказалась в частной автомобильной коллекции в Каунасе (Литва).
Хотя передача этого спорткара Гагарину не несла конкретной маркетинговой цели (в СССР автомобили зарубежных брендов в свободной продаже отсутствовали), сам факт такого подарка принес компании Matra широкую известность. Это было особенно ценно на фоне космической эйфории, охватившей мир после первого полета человека в космос.
Впрочем, автомобилю это не помогло — выпуск модели Djet был прекращен в 1967 году, а сама Matra как отдельная компания просуществовала лишь до 1994 года.
Chevrolet Corvette для первого человека на Луне
Американский астронавт Нил Армстронг был первым представителем человечества, ступившим на поверхность Луны (высадка состоялась в июле 1969 года). Двумя годами ранее Армстронг получил от концерна GM в пользование мощный спорткар Chevrolet Corvette Sting Ray (Corvette второго поколения). Автомобиль был укомплектован 7-литровым бензиновым мотором V8 мощностью 390 л.с., работавшим в паре с механической четырехступенчатой коробкой передач.
В 1968 году автомобиль выкупил сотрудник NASA, владевший им до 2012 года. После этого Corvette первого человека на Луне был продан с аукциона, отреставрирован до оригинального состояния, а после даже попал в один из выпусков автомобильного шоу The Grand Tour.
Chevrolet Corvette для астронавтов
Каждый, кто хоть немного знаком с историей NASA, знает, что Chevrolet Corvette был любимым автомобилем астронавтов в 1960-х годах. После того как 5 мая 1961 года Алан Шепард стал первым американцем, побывавшим в космосе, тогдашний президент концерна GM Эд Коул подарил ему белый родстер Corvette 1962 года выпуска.
В дальнейшем General Motors еще несколько раз прибегал к подобному маркетинговому приему. Так появилась специальная программа, которая позволяла астронавтам арендовать Chevrolet Corvette цене 1 доллар в год. Описанный выше пример с Нилом Армстронгом — как раз из этого числа.
Кроме Армстронга спорткары Chevrolet Corvette получили в аренду астронавты нескольких миссий Apollo, включая, например, Apollo 12 (Чарльз Конрад, Ричард Гордон и Алан Бин) и Apollo 15 (Дэйв Скотт, Джим Ирвин и Альфред Уорден). Причем их автомобили отличались индивидуальным исполнением с особой раскраской кузова.
Tesla Roadster в открытом космосе
Особняком стоит пример Tesla. Илон Маск не дарил электрокары своей компании астронавтам, он поступил, как всегда, нестандартно: отправил в космос саму машину!
6 февраля 2018 года электрический спорткар Tesla Roadster (первая модель компании, ныне не выпускается) был выведен ракетой-носителем Falcon Heavy сначала на околоземную орбиту, а затем — на эллиптическую орбиту вокруг Солнца. За рулем электрокара находился манекен по прозвищу Starman.
Во время запуска бортовая аудиосистема электрокара играла поставленную на повтор музыкальную композицию легендарного Дэвида Боуи — Space Oddity ("Космическая причуда"). Интересно, что сам Боуи, ныне покойный, однажды сыграл в кино ученого Николу Теслу, в честь которого компания Tesla получила свое название. Драматический триллер "Престиж" режиссера Кристофера Нолана вышел на экраны в 2006 году.
Илону Маску не откажешь в самоиронии: запуск электромобиля в космос без, казалось бы, всякой практической цели иначе как причудой не назовешь.
Тем не менее цель у проекта была — и вполне осязаемая: повысить узнаваемость проектов Илона Маска и громко заявить возможностях его компаний. Правда, в данном случае речь идет не о самой Tesla, которая к тому времени не нуждалась в дополнительной раскрутке, а о космической программе SpaceX. Целью запуска Tesla Roadster была демонстрация возможностей запуска полезной нагрузки до орбиты Марса.
Впрочем, Tesla Roadster не встретится с Марсом, так как запуск произошел вне окна, позволяющего совершить перелет к Красной Планете. Утром 7 октября 2020 года электрокар пролетел в 7,41 млн километров от Марса.