Ирина Гамалий побывала в марокканском Фесе, где до сих пор живы средневековые ремесла
Старинный город со сложным рисунком узких улиц, ремесленными мастерскими и огромным рынком. Автомобилей нет — товары перевозят на осликах и мулах. Улицы настолько узки, что двери домов никогда не располагаются напротив друг друга: иначе их нельзя было бы открыть. Город Фес в Марокко не случайно похож на запутанный лабиринт: в свое время такая планировка помогала противостоять быстрым вторжениям. И, кажется, с VIII века здесь мало что изменилось.
Куй железо
Медина, то есть старая часть города, многолюдна днем, в разгар базарной торговли. Базар колоритен: лавка, в которой продают лепешки, может соседствовать с мясным магазинчиком, где рубят головы курам. Здесь продают все, что может понадобиться жителям: одежду, посуду, специи, снадобья. Причем большая часть продаваемого производится тут же, в многочисленных мастерских. В зависимости от их расположения старый город делится на кварталы. Мастерские чеканщиков и медников расположены в центральной части. Сюда можно попасть даже без карты, а просто ориентируясь на постоянный стук молотов. Медная и серебряная посуда, предметы домашней утвари на прилавках магазинчиков выглядят привлекательно, заманивая толпы туристов.
Покупай, дорогой. На базаре можно увидеть настоящий восточный колорит / Фото: journeying.ru
В ювелирном квартале тоже много народу, но тут гораздо тише. На глазах у клиентов мастера создают украшения, в основном из серебра. Торговаться приходится везде, и сам процесс торга превращается в красочное шоу. Продавцы, как правило, отлично говорят на французском, а на английском знают слова "друг", "брат", "сын" и пару прилагательных, характеризующих их товар с лучшей стороны. С помощью этой нехитрой лексики, калькулятора, выразительной мимики и происходит общение с клиентом.
Шкурный интерес
Кожевенные мастерские, дубильни и красильни находятся у реки на окраине медины. Туда нас привел провожатый — подросток лет пятнадцати, услуги которого обошлись нам по два дирхама с каждого. На месте становится понятно, почему другие районы расположены вдали от этого: кожевенное производство сопровождает резкий невыносимый запах. Что неудивительно, ведь со средних веков тут изменилось немногое. В производстве знаменитой марокканской кожи не применяются достижения современной химии: для очистки шкур от шерсти используется негашеная известь, для размягчения кожи — голубиный помет и соль. Красители и дубильные растворы получают из растений и минералов. Ограничение в работе с сырьем одно — кожевник, как и сотни лет назад, имеет право использовать кожу только тех животных, которые годятся в пищу, согласно Корану.
Предварительно обработанные шкуры опускают в большие чаны с разноцветными жидкостями, построенные еще в XI веке. В этих посудинах кожу выдерживают сутки. Затем переносят в чаны, где концентрация дубильных веществ выше, потом — в другие емкости, и так несколько дней.
Вид на Фес / Фото: venividi.ru
Как и сорок поколений до них, современные кожевенники мнут кожи, погрузившись в растворы едва ли не по пояс. Свое тело они мажут оливковым маслом, чтобы хоть как-то обезопасить себя от дубящих веществ и ядовитых красителей. А для того чтобы немного заглушить зловоние, в ноздри помещают листы мяты.
Свежую мяту вручают и туристам, желающим посетить производство. Англоговорящий гид проведет экскурсию бесплатно, но есть нюанс. В программу входит посещение магазинчиков при красильнях, но товар в них оказывается в два раза дороже, чем в лавках на базаре. Для убедительности демонстрация сумок, кошельков и поясов сопровождается рассказом о тяжелом труде кожевенников.
В Фесе живы и другие традиционные ремесла, например, ковроткацкие, гончарные и швейные мастерские. Но по соседству с ними, у стен крепости медины, мы с удивлением обнаруживаем неизменный атрибут XXI века — секонд-хенд с китайскими кроссовками, футболками и кепками. Путешествие в средние века заканчивается.