Черновцы — это новый Львов внутреннего туризма
Черновцы — это новый Львов внутреннего туризма. Буковинцы и подоляне это знали всегда, а вот остальная Украина только сейчас открывает для себя этот невероятный сгусток европейской урбанистики и млеет от восторга. Главная "фишка" Черновцов — мультиэтничность. Ни одна из проживавших здесь национальностей не составляла подавляющее большинство, а потому с понятием толерантности горожанам пришлось познакомиться еще пару сотен лет назад. Звезда Давида на христианском храме или православно-католический крест в Черновцах — не диковинка, а норма.
Турецкий след
Трубач на балконе Ратуши
Знакомство с городом начнем с вокзала — нарядного здания с полуголой богиней-вестницей Иридой на фасаде. Если есть время, стоит присмотреться к орнаментам, которыми богато украшены интерьеры залов. Теперь можно и в центр. Трамваи в Черновцах уже не ходят — о них напоминает лишь вагончик-памятник в сквере на улице Гагарина в нескольких кварталах к западу от вокзала. Зато до сих пор встречаются раритетные троллейбусы Skoda-9Tr, с которыми Киев простился еще в начале 90-х.
Впрочем, лучше пойти пешком. Крутой подъем по улице Гагарина приведет к церкви Параскевы (1844–1862 гг.). Отсюда свернем налево и дойдем до Турецкой улицы. Вот и первая ласточка легендарной черновицкой полиэтничности: через средневекового вида Турецкий мост Турецкая улица бежит к действующей Турецкой бане и восстановленному Турецкому колодцу. Турки, которые хозяйничали на Буковине в XVIII веке, устроили тут каменный резервуар для воды.
Если направиться к перекрестку улиц Школьной и Шолом-Алейхема, наткнемся на старейший каменный дом Черновцов — "генеральский", где размещалась военная администрация края, а в 1823 году здесь останавливался российский царь Александр I. Рядом стоит еще один символ города — дом "шифа" (ул. Главная, 25).
Дом-корабль. Жили-были два брата, влюбленных в море: один — капитан, второй — финансист. Выйдя на пенсию, они поселились в доме, стилизованном под корабль. Высокая башня-фонарик — мачта. На носовой части — голова льва и грифоны, аллегория зоркости, так необходимой в море. О водной стихии напоминают дельфины и водоросли. Раньше на террасе над улицей были два мостика и два штурвала — каждое утро братья выходили на мостики на зарядку, а в праздники надевали парадную форму и становились у штурвалов. На "носу" дома есть лев-фонтанчик, единственное место в городе, где в румынские времена можно было напиться бесплатно.
А напротив стоит костел Воздвижения Честного Креста (1814 г.) с солнечными часами на боковой стене. Голос храма — орган, получивший в 1870-е годы медали в Вене и Париже за лучший в Европе тембр. Сейчас в костеле правят службы на польском, украинском и немецком языках, а в большие праздники звучит еще и румынская речь.
Свернув с улицы Главной направо, на улицу Чайковского, попадем на площадь Филармонии с бывшей гостиницей "Бристоль" и старой колонкой для воды — увы, исключительно декоративной. Кусочек "тех Черновцов" сохранился на стене дома по улице Горького, 2. Румынский рекламный натюрморт изображает семь бутылок с тщательно нарисованными этикетками. Любителям водки обещали широкий ассортимент, но многие буквы уже не разобрать, четко видно лишь слово sрirita.
Дорогой по улице Главной рассмотрим статуи Асклепия и Панацеи у аптеки (1882 г.). А у книжного магазина "Букинист" местный художник и оригинал Юрий Федирко устанавливает то бюст неандертальца с подписью "Ю. Андрухович", то еще какие-то небольшие, но веселые инсталляции. Директор магазина Марина Либанова — городской мотор и интеллектуал.
Музыкальная башня
Панно на Художественном музее
Центральная площадь — бывший Рынок, место для которого выбрал сам император Иосиф. Самая нарядная постройка Центральной площади (а черновчане уверены, что и всей Центральной Европы) — здание Художественного музея (1900–1901 гг.), возведенное для дирекции банка Bukowiner Sparkasse по проекту архитектора Хьюберта Гесснера. На карнизе расположились скульптуры Афродиты и Деметры.
Посетить Художественный музей стоит обязательно: в здании сохранились интерьеры в стиле модерн, а еще тут неплохая коллекция произведений искусства Буковины XVII–XX веков. В "Украинской книге" на первом этаже — большой выбор авторских сувениров и краеведческой литературы. А панно на доме столь метафорично, что требует пары минут внимания.
Старейшее здание площади — дом №7, бывший отель Schwarz Adler. Здесь останавливался композитор Ференц Лист, который оставил в городе не только воспоминания о двух своих концертах, но и внебрачного сына. В противоположном углу площади стоит бывший отель "Три короны", ныне — управление Нацбанка.
Во внутреннем дворе ратуши (1847 г.) с 50-метровой башней в последнее время проходят фотовыставки. На балкончике, откуда виден весь город, раньше круглосуточно дежурил пожарный, а с 2004 года ежедневно в полдень трубач играет мелодию песни "Марічка". На ратуше два часовых циферблата: тот, который на фронтоне, а не на башне — подарок бургомистра Антона Кохановского.
Отец города. Барон Антон Кохановский был бургомистром Черновцов дольше всех в истории: он правил городом 26 лет. Сделанные при нем добрые дела нынешние мэры украинских городов постеснялись бы даже пообещать избирателям. При Кохановском Черновцы получили водопровод и канализацию, электричество и трамвай, здания театра и банка Bukowiner Sparkasse, мощеные брусчаткой улицы и новые парки. В возрасте 88 лет Кохановский попросил освободить его от обязанностей городского головы, при этом он остался депутатом городского совета.
Студенческий дворец
На Центральной площади начинается улица Университетская, которая ведет к самому знаменитому сооружению города и объекту из списка ЮНЕСКО — Резиденции буковинских митрополитов, она же — главный корпус Черновицкого университета им. Федьковича. Тротуар возле здания телефонной станции (Университетская, 5) — местный Монмартр: здесь выставляют свои работы художники. У книжного базарчика напротив — кинотеатр "Черновцы", сильно перестроенная хоральная синагога (1877 г.). А напротив в сквере стоит памятник румынскому поэту Михаю Эминеску (1850–1889 гг.), юность которого прошла в Черновцах.
Резиденция митрополитов и троллейбус "Шкода"
Дальше начинаются университетские корпуса. Слева от главного входа находится библиотека теологического факультета и семинарская церковь, в центре — митрополичий дворец, справа — школа дьяков. К строительству шедевра подошли серьезно. Для резиденции создали специальные карьеры, кирпичные и керамические заводы. Каждый кирпич измеряли и проверяли на звук, один строитель мог класть в день не более 100 кирпичей. В огромные чаны с раствором добавляли падаль: кладка на таком органическом клее, подкрепленная куриными яйцами, простоит века.
Кресты и звезды. Увенчанный крестом купол на башне дьяковской школы украшен поясом из звезд Давида. Дело в том, что еврейская община Черновцов оказала финансовую помощь при возведении комплекса — православные не могли собрать гигантскую сумму, необходимую для строительства. А вершину домашней митрополичьей церкви венчает уникальный объемный крест, указывающий католикам на запад, а православным на восток.
Чтобы попасть на территорию Резиденции, нестудентам придется купить билет в будке вахтера у ворот. У Резиденции есть два табу. Первое — не курить. Второе — не ходить по гравийной дорожке перед главным корпусом: в ней прячется дренажная система, которая выводит лишнюю влагу и предотвращает разрушение кирпича. Табу №2 каждый сентябрь единственный раз нарушают первокурсники.
В небольшом парке позади Резиденции в июне расцветает тюльпановое дерево, пирамидальные туи красивы в снегу, а самое старое дерево парка – бук. Бронзовый архитектор Йозеф Главка смотрит с постамента на свое лучшее детище, а за деревьями прячется искусственный грот. Черновицкие студенты рассказывают, что в нем якобы отбывали своеобразное "заключение" нагрешившие студенты теологического факультета. Есть и другие версии: клетка для медведя или же начало подземного хода к вокзалу.
Позади главного корпуса университета — запущенный парк имени Федьковича. Сюда стоит пойти только в том случае, если хочется увидеть остатки единственного в Украине памятника монарху, который пережил советские времена на своем месте.
Буковинская роскошь
Скульптура-фоторамка около театра
Почти все сооружения на Театральной — в необарочном стиле, кроме конструктивистского Дома офицеров (1932–38 гг.). Рядом находится эклектичное здание Центрального дворца культуры (1908 г.), бывшего Еврейского народного дома.
Рабы — не мы. Еврейский народный дом роскошен и внутри, и снаружи. В интерьерах — великолепная лестничная клетка, которую стерегут два льва; украшенные звездами Давида перила и большой зал на третьем этаже. На фасаде здания — четыре атланта, подпирающие колонны. Именно атланты в свое время изрядно разозлили Никиту Хрущева, который воспринял их как символ рабства. Партийный босс приказал посбивать великанов с фасада, но они все же уцелели.
Напротив расположилось большое здание в стиле сецессии, украшенное скульптурами Деметры и Гермеса, гербами Буковины и Австро-Венгрии и 14 майоликовыми медальонами над окнами второго этажа. Это бывшая Палата торговли и ремесел (1910–1912 гг.). Сейчас здесь админкорпус Буковинской медакадемии; в интерьере интересен камин, украшенный позолоченными купидонами.
На Театральной площади в 2000 году открыли "Аллею звезд" художественной Буковины, среди звезд — Иван Миколайчук, Назарий Яремчук, София Ротару, Николай Мозговой и другие. Аллея рассчитана на 63 звезды, сейчас их около 50.
Столетняя безвкусица
По улице Котляревского можно дойти до еще одной старинной черновицкой площади — Соборной. Новогодняя елка, выступления заезжих политиков или эстрадных звезд — это здесь. Самое большое сооружение площади — бывший правительственный дом, ныне — корпус университета.
Тихая улица Поповича манит высоким готическим шпилем иезуитского костела Сердца Иисуса (1891 г.). В 2009-м в сквере около костела на улице Мирона Кордубы установили памятник австрийскому императору Францу Иосифу.
Перейдя сквер по диагонали, следуем дальше: наша цель — улицы Федьковича и Фрунзе, районы старой застройки начала ХХ века. Тут жили богатеи румынской поры, причем тогдашняя интеллигенция дружно фыркала на их хоромы, казавшиеся верхом безвкусицы. Стоит сказать, что Резиденцию митрополита многие культурные люди той эпохи тоже считали ужасно безвкусной.
Недалеко находится ботсад университета (ул. Федьковича, 11), заложенный в 1877 году, и Центральный парк имени Шевченко с аттракционами, лавочками в форме сердца, фонтанами советских времен, несколькими кафе и почти ручными белками.
Возвращаясь в центр, обратим внимание на монументальный кафедральный Святодуховский собор (1846 г.) по ул. Главной, 85, непонятно почему выкрашенный в карамельно-розовый цвет. Среди черновчан популярна легенда о том, что храм якобы построен по первоначальному проекту санкт-петербургского Исаакиевского собора.
Улица господ
Главная туристическая улица — улица Ольги Кобылянской
Почти в каждом интересном городе есть главная туристическая улица. В Черновцах это улица Ольги Кобылянской, бывшая Господская, или Герренгассе, которая начинается от Центральной площади. Как и положено улице-визитке, она короткая и пешеходная. Старые черновчане помнят, как Герренгассе мыли водой с мылом, а торговки из пригородов вытирали ноги, прежде чем ступить на мостовую.
В помещении банка, где на фасаде улыбающиеся маскароны чередуются со строгими, в 1898-1919 годах работала кофейня "Габсбург", где поэтесса Леся Украинка впервые попробовала кофе. В ресторане "Днестр" (№5) был доходный дом и кафе "Европа", где собирались знатные немцы города — владелица этого здания увековечила себя в скульптуре Ириды.
Дом №23 охраняет святой Флориан, покровитель огнеборцев: команда черновицких пожарных размещалась именно здесь. На Кобылянской, 28 — краеведческий музей, где кроме прочего выставлены сценические костюмы Софии Ротару и Ани Лорак. Яркий пример полиэтничности Черновцов — дом №36 (1905 г.), Польский народный дом. В здании в закопанском стиле происходили самые помпезные балы Черновцов, танцевать здесь мечтали представители всех наций, населявших Буковину. Небольшая аптека-музей (№43) работает с румынских времен.
Немецкий народный дом (№ 53, 1908–1910 гг.) — одно из красивейших зданий города. Сдержанный модерн со средневековыми мотивами напоминает и фахверковые дома, и неоготические дворцы. Сейчас в здании проходят литературные чтения и выставки. На пятом этаже расположен небольшой музей немецкого писателя Георга Дроздовского, уроженца города.
Церковь подшофе
Армянский собор
С улицы Кобылянской свернем направо, на Армянскую. Петропавловский армянский собор (1869 г.) построил уже знакомый нам архитектор Главка; по субботам храм "подрабатывает" органным залом. Спустившись от храма и расположенного напротив него Украинского народного дома на квартал вниз, попадаем на улицу Руськую (вариант "Русская" одобрят далеко не все горожане).
"Пьяная церковь"
Быстро осматриваем Успенскую церковь (1821 г.), первый греко-католический храм города, чтобы через два квартала удивиться. Николаевский православный кафедральный храм (1927–1939 гг.) в народе называют "Пьяной церковью": это не у вас голова кружится, это так надо. Прототипом святыни с перекрученными башенками выступила королевская усыпальница в румынской Куртя-де-Арджеш начала XVI века.
Николаевская церковь. Чуть ниже Николаевской церкви — перекресток Русской и Сагайдачного. Нам туда: в тени "пьяной церкви" стоит, возможно, старейшее сооружение буковинской столицы — деревянная Николаевская церковь домашнего типа (1607 г.). "Хатние" церкви — память о временах, когда захватившие Буковину турки запрещали христианам строить пышные храмы.
Двигаемся по улице Руськой дальше, пересекаем железнодорожный мост, а дальше — налево и вверх. Как Львов невозможно представить без Лычаковского кладбища, так неполным будет знакомство с Черновцами без посещения некрополей. Тихая улица Зеленая отделяет христианскую часть кладбища от еврейской (см. Черновцы в деталях). А на перекрестке Зеленой и Новоушицкой стоит деревянная Успенская церковь (1783 г.), о которой даже не все черновчане знают.
Мельница в скансене
Недалеко от некрополей — улица Московской Олимпиады и район, по старинке называемый "кемпингом". Поблизости от конечной остановки троллейбуса №4 заметны деревянные крылья мельниц — это Черновицкий музей народной архитектуры и быта. Скансен небольшой, но очень милый. А пройдя еще дальше, свернем в сквер у часовни — к монастырю на Горече с барочным Вознесенским храмом (1765–1767 гг.).
Звездный гидАни Лорак, певицаЧерновцы — это маленький Париж. Улица Кобылянской очень напоминает парижские улицы, и архитектура зданий, которые сохранили свою самобытность, напоминает французскую. В Черновцах соединено много культур: румынская, польская, еврейская. Это многонациональный город с европейским наполнением; можно сказать, что у Черновцов — европейское дыхание. Обязательно нужно погулять по улице Кобылянской, съесть пломбир и посетить драматический театр имени Ольги Кобылянской. А также пройтись по Соборной площади, где всегда проходят праздники, а на новый год стоит елка. Еще мне очень нравится ресторанчик на улице Боженко, где подают вкуснейшую пиццу — этот вкус я запомнила с детства.