В Иерусалиме бескорыстно дарят миллионы и бесстыдно жульничают ради нескольких долларов
Настроение: передозировка святостью
Вкус: кофе с молоком и без сахара со свежим печеньем на крыше в 5 утра
Звук: тишина, проникающая вовнутрь
Фильм: "Ушпизин", режиссер Гиди Дар (2004)
Цитата: "Если я забуду тебя, Иерусалим / Пусть онемеет моя десница" ("Псалмы" 137:5)
Пение кантора во время утренней молитвы в синагоге, звон церковных колоколов и голос муллы сливаются в один завораживающий звук. Такое возможно во сне, в бреду и в центре Иерусалима, если с утра пораньше прийти в Старый город к Западной стене Храма.
Мусульмане и русскоязычные туристы называют ее Стеной плача. Иудеи не в восторге от этого названия, хотя некоторые из них во время молитвы и впрямь заливаются слезами. Речь идет о небольшом фрагменте стены, окружавшей Храмовую гору во времена существования Микдаш — единственной иудейской святыни (он же Храм). Неподалеку виднеется огромный золотистый купол центральной иерусалимской мечети. Внушительного церковного комплекса, частью которого является храм Гроба Господня, отсюда не видно, но он тоже совсем рядом.
Отправляясь в Иерусалим, забудьте все, что знали об арабо-израильском конфликте, политике, экономике, межконфессиональных и межчеловеческих отношениях. Город парит где-то в облаках над всеми известными причинно-следственными связями. Привычная логика здесь не действует. В Иерусалиме бескорыстно дарят миллионы и бесстыдно жульничают ради нескольких долларов. Продуктовые лавки здесь закрываются рано, а ювелирные магазины работают круглосуточно. В пунктах обмена валют, рассчитанных на туристов, предлагают более выгодный курс, чем в банке.
Здесь, как в Зазеркалье: главное ничему не удивляться. Прогуливаясь по центру, можно увидеть, как священник в рясе просит закурить у бомжа, тот кивает, достает откуда-то из ветхого грязного тряпья Lucky Strike (сигареты в Израиле стоят гораздо дороже, чем у нас) и деловито щелкает блестящей франтовской зажигалкой. Как-то раз на моих глазах продавщица иерусалимского магазина разорвала дорогое платье, которое не могли поделить две покупательницы. Причем местные жители, наблюдавшие вместе со мной, не увидели в происходящем ничего необычного.
Есть такое понятие "иерусалимский синдром" — изредка он проявляется у особо впечатлительных туристов, но в основном от него страдают те, кто надолго задерживается в городе ради учебы или бизнеса. Выражается он в частичной потере связи с реальностью и утрате интереса к материальному миру. Говорят, это происходит от переизбытка святости, а возможно, просто не все выдерживают слишком мощную энергетику Золотого города. Приятно иногда подняться над гранями разумного, но слишком долго находиться на такой высоте опасно: у неподготовленного может голова закружиться.
Что нужно сделать в Иерусалиме
Посмотреть лазерное шоу в "Башне Давида". Сочетание древних построек и новейших технологий создает ощущение нереальности происходящего.
Пройти пешком по тоннелям системы водоснабжения времен Храма. Это один из самых популярных туристических маршрутов города. Наденьте непромокаемую обувь и возьмите с собой сменную одежду. На некоторых участках пути воды будет по колено.
Добыть осколок керамики II–III века н. э. в археологическом лагере, чтобы увезти его как сувенир.
Увидеть, как лучи заката меняют цвет стен домов на улице Хацанель Буген в районе Ор Ноф. Почти все здания здесь из уникального иерусалимского камня, который на закате кажется сперва золотистым, затем алым. Многие жители этой улицы ужинают на верандах, чтобы не пропустить закат.
Купить кулон с цепочкой из серебра 925-й пробы по цене приблизительно 200 грн. Если хотите найти настоящее ювелирное сокровище, заходите в самые неказистые лавки.