Разделы
Материалы

Шутить изволили. Почему Одессу считают столицей юмора

Андрей Мовчан
Одесская юморина / Фото: cosp.ucoz.ru

Одессу заслуженно считают родиной искрометного, тонкого юмора. Фокус выбрал выдающихся юмористов, на которых Одесса оказала благотворное влияние

Шолом-Алейхем (1859–1916)

Если будете проходить мимо трехэтажного особняка на ул. Канатной, не забудьте мысленно или вслух произнести на идише "мир вам", то есть шолом алейхем. Именно это традиционное еврейское приветствие взял в качестве литературного псевдонима Соломон Рабинович, живший с 1891-го по 1893 год в одной из квартир дома на ул. Канатной, 28.

Кроме того, именно в Одессе классик еврейской художественной литературы увлекся игрой на бирже. Биржевые спекуляции чуть было не разорили горе-финансиста, но его писательский талант проявился здесь в полной мере. Именно в Одессе Шолом-Алейхем написал и издал первую серию писем одного из своих блестящих произведений — Менахем-Мендл.

Также великий классик сотрудничал с изданием "Одесский листок", в котором печатал свои немногочисленные произведения на русском языке. И издавал литературный альманах на идише.

Илья Ильф (1897–1937) и
Евгений Петров (1902–1942)

Литературный тандем Ильи Ильфа (настоящая фамилия Файнзильберг) и Евгения Петрова (настоящая фамилия Катаев) без преувеличения можно считать родоначальником советской сатиры. Знаменитые романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" читали даже те, кто в принципе книг не читает.

Впрочем, исследователи творчества тандема одесситов-сатириков уверены, основой сюжета для "Двенадцати стульев" стал рассказ Артура Конан-Дойля "Шесть Наполеонов". А среди прочих прообразов обаятельного афериста Бендера некоторые историки называют еще одного одессита — Соломона Розенблюма — величайшего авантюриста XX века, любителя богатых вдов, работавшего на британскую разведку под именем Сидней Рейли. Его также считают прототипом легендарного агента 007 — Джеймса Бонда.

Дом, в котором родился Ильф, находится на ул. Старопортофранковская, 137, а Петров жил в доме на ул. Базарная, 4.

Александр Козачинский (1903–1943)

У будущего автора повести "Зеленый фургон" Александра Козачинского была непростая судьба. До большевистского переворота его родители жили в доме на ул. Софиевской, а он вместе с Евгением Катаевым (Петровым) учился в Одесской мужской гимназии.

Во время становления советской власти Козачинский служил инспектором одесского уголовного розыска, но вскоре бросил это занятие и переквалифицировался в налетчики.

По иронии судьбы именно другу детства, инспектору уголовного розыска Евгению Катаеву, удалось задержать Козачинского. Пойманного главаря банды приговорили к высшей мере наказания. Впрочем, расстрела будущему писателю удалось избежать, а литературной славы — нет.

В 1938 году Козачинский по просьбе того же Катаева написал юмористическую детективную повесть о событиях в послереволюционной Одессе "Зеленый фургон". Повесть отчасти автобиографическая, ведь прообразом главного героя, Володи Патрикеева, стал Евгений Петров, а конокрада Красавчика — сам Козачинский.

Популярность "Зеленого фургона" в СССР было трудно переоценить: по мотивам повести на Одесской киностудии дважды снимали одноименный фильм — в 1959-м и в 1983 году.

Степан Олейник (1908–1982)

Скорее всего произведения советского поэта-сатирика, постигавшего в 1932–1934 гг. азы профессии на литературном факультете Одесского пединститута, ушли бы в небытие вместе с советской эпохой. Но все решил случай.

Стихи идеологически правильного сатирика нередко печатала газета "Правда". В 1960 году на ее страницах появился сатирический фельетон "Пес Барбос", о том, как трое браконьеров собрались глушить рыбу, а умный пес им мешал. Эта публикация попала на глаза подыскивающему тему для очередного фильма режиссеру Леониду Гайдаю и послужила сюжетом для всесоюзно любимой короткометражки "Пес Барбос и необычный кросс".

Так Степан Олейник невольно стал крестным отцом в кинематографе для Леонида Гайдая как комедийного режиссера и легендарной тройки Трус, Балбес и Бывалый, которых блестяще сыграли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов.

Ефим Березин (1919–2004)

"Здравствуйте, дорогие товарищи!", "Здоровенькі були!" — это приветствие невысокого Штепселя (Ефима Березина) и долговязого Тарапуньки (Юрия Тимошенко) помнят все, кто застал эпоху СССР.

На их шутках и интермедиях выросло не одно поколение. Ведь эстрадный дует просуществовал без малого 40 лет, с 1940-х по 1980-е. Без юмористов не обходилась ни одна развлекательная теле- или радиопередача того времени.

Особенно украинских комиков почитал генсек Никита Хрущев, при нем ни один правительственный концерт не обходился без Березина и Тимошенко. Рассказывают, будто на совещаниях Хрущев, критикуя чиновников-тугодумов, в свойственной ему манере не раз выкрикивал: "Нет на вас Тарапуньки и Штепселя!"

Всенародно любимый монтер Штепсель, а точнее, Ефим Березин, также родился в Одессе, в особняках Княжеской улицы.

Михаил Жванецкий (1934)

Живой классик и патриарх одесского юмора. Кто не слышал знаменитых "В Греческом зале", "Собрание на ликероводочном заводе", "Дефицит" или "Нормально, Григорий! Отлично, Константин!"?

Его сатирические произведения не раз становились сценариями короткометражек для юмористического киножурнала "Фитиль". Миниатюры Жванецкого читали Аркадий Райкин, Сергей Юрский, Евгений Леонов, одесситы Роман Карцев и Виктор Ильченко. И конечно же, собственные произведения уже более 40 лет со сцены читает в свойственной только ему ироничной манере сам Жванецкий. Кроме того, на протяжении последних 13 лет он — ведущий ежемесячной телепередачи "Дежурный по стране".

Впрочем, этой всенародной любви и почитанию предшествовало обучение в Одесском институте инженеров морского флота и работа механиком по кранам в Одесском порту. А знакомство с Аркадием Райкиным в 1963 году обеспечило сатирику путь на большую эстраду.

Роман Карцев (1939) и
Виктор Ильченко (1937–1992)

Этот эстрадный дуэт более 30 лет радовал любителей юмора одной шестой части суши. Всесоюзную славу Карцеву (настоящая фамилия Кац) и Ильченко принесли юмористические миниатюры "Авас", "Кассир и клиент", "Что случилось на вашем участке?".

В большинстве случаев автором концертных программ дуэта выступал Михаил Жванецкий, с которым Карцева и Ильченко связывала давняя дружба. Еще во время учебы в Одесском институте инженеров морского флота Ильченко вместе с Жванецким создали студенческий театр "Парнас-2", к которому немного позже присоединился Роман Карцев.

После смерти эстрадного партнера Роман Карцев продолжает выступать с юмористическими миниатюрами, работает в Московском театре миниатюр под руководством Жванецкого. А миниатюра "Раки" — один из самых известных монологов в исполнении Романа Карцева.

Григорий Остер (1947)

Каждый еще с детства наслушался от своих бабушек добрых советов, вроде "мой руки перед едой" или "не спорь со старшими". Но родившийся в Одессе писатель Григорий Остер решил пойти другим путем и создал цикл детских юмористических стихов под названием "Вредные советы". В них юморист призывает юных читателей врать почаще, а собираясь к другу на день рождения, оставлять подарки дома.

Читать такие советы, как и "Ненаглядное пособие по математике" или "Воспитание взрослых", рекомендуется только детям с хорошим чувством юмора. А кто такого чувства лишен или читает с трудом, пусть лучше смотрит мультфильмы. Например, "38 попугаев" или "Котенок по имени Гав". Сценарии к ним тоже написал Григорий Остер.

Юрий Стоянов (1957)

Телевизионная программа "Городок" без преувеличения — вершина юмористического творчества Юрия Стоянова и Ильи Олейникова (настоящая фамилия Клявер).

Стоянов, получивший образование в одесской школе №27, совместно с Олейниковым вел "Городок" почти два десятилетия — с 1993-го по 2012 год. За это время дуэт снял более 400 выпусков юмористической программы. "Приколы нашего Городка", "ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей)", "Вести" — самые популярные рубрики этой программы.

После смерти Олейникова Стоянов стал ведущим телевизионных шоу "Большая семья" и "Живой звук".

"Джентльмен-Шоу" (1991–2005)

Юмористическая телевизионная программа, которую основали участники команды КВН Одесского госуниверситета "Клуб одесских джентльменов". С 1994 года бессменным ведущим шоу был Олег Филимонов, игравший при этом в программе большинство ролей. Шоу было преимущественно разговорного, а не игрового жанра и имело постоянные рубрики — "Одесская коммунальная квартира", "Элка и кореша", "Деревня Тупые Углы" и др. Ныне бывшие участники "Джентльмен-Шоу" задействованы в различных развлекательных телепрограммах.

"Маски-шоу" (1991–2006)

Без преувеличения, самый знаменитый на постсоветском пространстве юмористический телевизионный продукт. На комедийных фильмах "Маски-шоу", снятых одесской комик-труппой "Маски" в стиле немого кино, выросло целое поколение. За 15 лет существования шоу одесситы сняли более 80 серий.

Сейчас участники комик-труппы, включая художественного руководителя Георгия Делиева, Бориса Барского и Наталью Бузько, играют в гротескных юмористических спектаклях на сцене театра "Дом клоунов", ул. Ольгиевская, 23.

"Квартет И" (1993)

Ныне здравствующий и, пожалуй, один из самых востребованных комических коллективов. Широкую известность "Квартет И" получил благодаря спектаклям "День радио" и "День выборов" и снятым по их мотивам одноименным фильмам. А также благодаря культовым комедиям "О чем говорят мужчины" и "О чем еще говорят мужчины".

И хотя "Квартет И" считается московским театром, половина участников квартета — Ростислав Хаит и Леонид Барац — родились и выросли в Одессе.

Кроме того, отец Ростислава — Валерий Хаит — одесский сатирик. В 1966–1970 годах он был капитаном команды КВН "Одесские трубочисты", а сейчас — главный редактор одесского юмористического журнала Фонтан.

Самый легкий язык в мире

Фокус подготовил небольшой словарик, который существенного облегчит жизнь тем, кто захочет в Одессе пообщаться с местными и не чувствовать себя при этом адиетом, биндюжником или вообще больным. А то местные будут кидать брови на лоб, потому что вы делаете им чахотку. Еще подумают, что вы шлемазл.

Адиет — идиот.

Амбал — человек, обладающий большой физической силой.

Амбал-сороконожка — слабак, доходяга.

Бенина мама — мама некоего Бени, одновременно проживающая на разных улицах Одессы. Обычно к ней посылают того, кто сильно вывел из себя.

Биндюжник — грубый необразованный человек.

Больно — синоним слова "дорого", "цена кусается".

Больной — человек со странностями.

Больной на голову — сумасшедший.

Больной на всю голову — больной на голову, вдобавок явно сбежавший из сумасшедшего дома.

Взять разбег — не сойти с места.

Второй сын — дурачок.

Вы мне просто начинаете нравиться! — как же вы мне надоели.

Где вы есть? — вам тут делать нечего.

Гешефт — сделка.

Гимн импотентов — "Интернационал" (из-за первой строчки "Вставай, проклятьем заклейменный")

Горобцам дули давать — любимое занятие дурачков, которые ничего более толкового делать не умеют.

Два придурка в три ряда — пара знатных идиотов.

Делать беременную голову — скандалить и надоедать кому-то.

Делать чахотку — регулярно действовать на нервы.

Деревянный макинтош — гроб.

Ждать стука в дверь — сильно рисковать.

Заманухис — очень заманчивое предложение.

Иди кидайся головой в навоз — непереводимая игра слов, одно из наиболее сильных оскорблений.

Кент — мужчина в расцвете сил.

Кидать брови на лоб — удивляться.

Кошерный — интересный, отличный.

Кстати, о птичках — разговор о чем угодно, кроме птиц.

Ловите ушами моих слов — слушайте меня очень внимательно.

Лыбыться — показывать дружеское расположение.

Малохольный — термин для описания больного, точный диагноз которому поставить невозможно.

Манечка — странное поведение (выражение родилось после истории бандитки Мани по фамилии Заскок, которая во время налетов всегда стреляла в потолок без всякой на то причины).

Менталитет — райотдел милиции.

Мне приспичило на выйти на Сортировочной — так сообщают о необходимости срочно выйти в туалет. Сортировочная — крупная железнодорожная станция вблизи Одессы.

Молодой человек — обращение к мужчине любого возраста.

Не фонтан — некачественный товар, подделка.

Переулок Веры Инбер — завуалированная формулировка, означающая визит к венерологу. В этом переулке находилось знаменитое заведение, которое издавна называли "триппер-баром".

Умер-шмумер! — мои глубочайшие соболезнования.

Хипес — ограбление с помощью красивой женщины легкого поведения.

Школа — баловство с не очень приятными для всех последствиями.

Шлемазл — веселый придурок.

Шобла — компания, шайка.