Из всего многообразия украинских храмов мы выбрали десять уникальных мест с непростой историей
Силой насажденная в 988 году князем Владимиром новая религия долго не имела поддержки среди соотечественников-язычников. И хотя после принятия христианства в Киевской Руси методично уничтожали языческие святыни, а на их месте воздвигали православные храмы, упрямые язычники все равно не спешили обращаться в новую веру.
Кроме этого, церковь и сами верующие подверглись гонениям в годы татаро-монгольского нашествия. А неоднократные переходы церкви под всевозможные княжеские, гетманские и царские патронаты также не добавляли людям уверенности.
Но самыми болезненными для украинской церкви оказались семь десятилетий советской власти. В эпоху воинствующего атеизма верующих преследовали и ссылали. Храмы разворовывали и стирали с лица земли, а уцелевшие христианские святыни нередко перепрофилировали в зернохранилища, склады, спортзалы или музеи атеизма.
Неудивительно, что после такой многовековой череды испытаний история украинских храмов обросла легендами, преданиями, а иногда и мистификациями. Безусловно, нельзя охватить историю всех украинских церквей в одной статье — каждая из святынь уникальна по-своему.
Красивая страна выбрала десять уникальных православных храмом в Украине, которые можно посетить в ближайшие выходные.
Места силы
Возникновение многих украинских святынь овеяно шлейфом легенд, домыслов и невероятных историй. Согласно преданиям, некоторые древние храмы возникли на местах, где случилось чудесное явление иконы или был источник, который верующие считали чудодейственным.
Троицко-Ильинский монастырь в Чернигове влечет многих верующих,
ведь его почти 1000 лет назад основал преподобный Антоний
Впрочем, религиовед, директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш полагает, что возникновение храмов не стоит объяснять только этими причинами. По его словам, есть множество случаев, когда церкви возводили исключительно из рациональных соображений.
"В древние времена храмы имели еще и оборонительную функцию, здесь собирались для защиты города, — рассуждает Юраш. — Святыни всегда возникали при крепостях и дворцах или служили ориентиром для путников".
Подобным духовным ориентиром для верующих стал и черниговский Троицко-Ильинский монастырь. Эту святыню еще в 1069-м основал преподобный Антоний Печерский. Последний причастен и к основанию одной из первых и наиболее почитаемых святынь — Киево-Печерской лавры.
По преданиям, местом для черниговского монастыря традиционно для того времени послужила священная языческая роща. Изначально храм был деревянным, поэтому и его с легкостью сожгли татаро-монголы в 1239-м. Лишь спустя 450 лет тут воздвигли каменный Свято-Троицкий кафедральный собор.
Здесь же находятся и древнейшие пещеры XI века. Считается, что они появились еще при Антонии Печерском, поэтому их и называют Антониевыми. В 350-метровых подземных лабиринтах расположена самая большая в Украине подземная церковь Феодосия Тотемского, она способна вместить около 100 человек.
За свою продолжительную историю монастырь был то женским, то мужским, переходил под покровительство то украинских гетманов, то московских царей, пережил пожар. После прихода к власти большевиков Свято-Николаевский монастырь закрыли, а братию разогнали. Большинство его зданий воинствующие атеисты разобрали на кирпичи, а в монастырской церкви Преображения Господня открыли клуб. Но после того как в его стенах убили девушку, увеселительное заведение перепрофилировали в зернохранилище.Непростая судьба и у Крупицкого Свято-Николаевского женского монастыря, что в селе Осич в пригороде Батурина. Считается, что он также основан до татаро-монгольского нашествия. Согласно преданию, монастырь построили в лесу, где верующим было чудесное явление иконы Святого Николая Чудотворца. Приставка "Крупицкий" появилась после того, как во времена татаро-монгольской осады верующие смогли спастись от голода благодаря посыпавшейся с неба после молитв манне небесной — крупе.
Местом для черниговского монастыря традиционно для того времени послужила священная языческая роща
Лишь в мае 2000-го, после десятилетий неудачных экспериментов советской власти по созданию на территории храма клуба, зернохранилища, колхоза и школы, возрождаемой святыне возвращен статус монастыря.
Но, пожалуй, больше всего домыслов вокруг часовни Нерукотворного Спаса в окрестностях села Борки на Харьковщине. Именно здесь в октябре 1888 года произошла самая известная в истории железных дорог Российской империи катастрофа. Близ станции Борки поезд, в котором из Крыма в столицу с семьей ехал император Александр III, сошел с рельсов. Почти треть из 68 пассажиров императорского поезда погибли в катастрофе. Император и его семья во время аварии были в вагоне-столовой и серьезных травм не получили.
В благодарность за свое чудесное спасение Александр III решил возвести церковь. И к 1894 году на месте крушения императорского поезда возвышался храм Христа Спасителя. А в 60 м от него, на том месте, где остановился спасший царскую семью вагон, построена часовня Нерукотворного Спаса. Во время Второй мировой войны храм взорвали, часовня также была основательно разрушена. Лишь спустя полвека последнюю отреставрировали и открыли для верующих.
Мистики и поклонники аномальных явлений уверяют, что в небе над часовней частенько замечают всевозможные неопознанные летающие объекты и светящиеся шары. Биоэнергетики рассказывают об уникальном разломе земной коры и считают эту территорию местом силы.
Не менее мистическая судьба и у Кафедрального костела Святых апостолов Петра и Павла, главного римско-католического храма Луцка.
Этот старинный костел когда-то принадлежал ордену иезуитов. Более 375 лет назад над его строительством работал именитый и востребованный в Польше и Западной Украине итальянский архитектор-иезуит Джакомо Бриано.
Костел пережил несколько сильнейших пожаров и после восстановления приобрел уже другой облик. Пожалуй, только подземелья сохранили свой первозданный вид.
Мало найдется мест, где есть такие же средневековые многоярусные подземные лабиринты. Один из ярусов здесь служил подземным храмом, еще один был тюрьмой, а третий — кладбищем. В этом подземном некрополе захоронены многие тогдашние влиятельные горожане. А в одном из залов сохранился склеп 19-летней дворянки Магдалены Рожицкой, жены коменданта Луцка генерал-майора Степана Талызина. Мистики уверяют, что неоднократно замечали ее бледный силуэт, проплывающий по запутанным лабиринтам подземелья.
Предания старины
Если, оказавшись в Сумах, захотите увидеть самое старое каменное здание города, отправляйтесь прямиком к Свято-Воскресенскому кафедральному собору, главному храму города. После проведенной в 1970-х годах масштабной реставрации этот трехсотлетний собор не полностью сохранил свой первоначальный вид, но главные достопримечательности храма все же уцелели. Он, как и в начале XVIII века, имеет два яруса, а архитектура сочетает черты деревянного и каменного зодчества.
Построен храм в 1702 году на деньги основателя города полковника Герасима Кондратьева и его сына Андрея. Впоследствии собор стал родовой усыпальницей Кондратьевых. Но не все члены этого рода погребены в склепе. Согласно легенде, в XVIII веке город страдал от набегов бандитской шайки. В конце концов разбойников удалось поймать, но, по иронии судьбы, лихой атаманшей шайки головорезов оказалась сестра Герасима — Мария. На семейном совете было решено замуровать преступницу в стене собора-крепости.
Рассказывают, будто при строительстве храма в 1939-м мастерам никак не удавалось завершить святыню. Что бы они за день ни построили, к утру все разваливалось. Однажды старший мастер рассказал, что ему было видение: чтобы завершить храм, нужно принести жертву. На общем совете решили: чья жена первой принесет обед, ту и замуруют в стену храма. И судьба сыграла с мастером злую шутку — первой пришла его жена. Несчастную и замуровали в церковной стене. К утру храм не развалился, но его купола были так невероятно закручены, будто их исказили боль и муки замурованной женщины.Не менее интересная легенда возникла два столетия спустя при строительстве Николаевского кафедрального собора в Черновцах. Из-за необычно закрученных куполов эту церковь в народе еще называют "пьяной".
К подобным историям религиовед Юраш относится с иронией, считая их абсолютной выдумкой. "Христианство — это религия, в которой нет никаких человеческих жертв и приношений подобного рода", — заявляет эксперт.
И поясняет, что существуют два уровня религиозности, которые и создают разные уровни мифов. "Первый — это богословский, где все вещи находят объяснение на уровне догматической доктрины. А второй — народный, например, домыслы о "пьяной" церкви".
Юраш говорит, что в Румынии таких церквей десятки, и в этой стране они не считаются чем-то из ряда вон выходящим. Действительно, прототипом для Черновицкого собора послужил Успенский архиерейский собор в городе Куртя-де-Арджеш, ставший усыпальницей румынских королей.
От Гоголя до Гончара
Несмотря на кажущийся мистицизм, нередко сложные судьбы украинских святынь становились сюжетом для произведений литераторов.
К примеру, история Свято-Троицкого собора, что в нынешнем Новомосковске на Днепропетровщине, легла в основу знаменитого романа Олеся Гочара "Собор".
Этот уникальный, сложенный без единого гвоздя девятикупольный храм в 1778 году построил народный мастер Аким Погребняк. На возведение заказанной запорожскими казаками святыни ушло 559 бревен, сложенных "в лапу" и обшитых снаружи досками. Ни внутри, ни снаружи в храме нет никаких поддерживающих колонн или подпорок. И с какого места на него ни посмотри — всегда будут видны восемь из девяти куполов.
В середине XIX века этот шедевр деревянного зодчества сгорел. Его удалось восстановить в прежнем виде благодаря историку Дмитрию Яворницкому — он занимался сбором средств на реставрацию уникального Свято-Троицкого собора.
А вот литературная слава Свято-Николаевского храма Диканьки оказалась несколько мрачнее. В конце XVII века гетман Иван Мазепа передал диканьские земли писарю, а позже генеральному судье запорожского войска Василию Кочубею. Последний через пару десятилетий обвинил своего патрона в измене и донес на него Петру I.
К тому времени на месте, где, по легенде, верующим явилась икона Николая Чудотворца, в Диканьке возвели сперва деревянную, а в 1794-м каменную святыню. Спустя полвека Свято-Николаевский храм перестроили и организовали в нем подземный родовой склеп Кочубеев, где в мраморных саркофагах покоятся останки пяти князей и трех княгинь этого рода.
Безусловно, родовой некрополь под храмом — дело неудивительное. Тем не менее считается, что именно в этом храме отпевали панночку из знаменитой повести Николая Гоголя "Вий". Уж не за донос ли Василия Кочубея таким образом отплатил классик?
Отход от традиций
Нередко христианские храмы из-за территориальных споров и захватнических войн переходили под патронат других религий. Такая судьба постигла костел Святых Петра и Павла в Каменец-Подольском.
Каменный костел здесь воздвигли еще в начале XVI века, и сперва святыня принадлежала католической епархии. Почти через два столетия турки, завоевавшие в 1672 году Каменец-Подольский, превратили католический храм в главную мечеть города, а на территории костела возвели 36-метровый минарет.
Спустя четверть века город вновь перешел к Польше. Но католическая церковь по уговору с турками не стала разрушать минарет, а увенчала мусульманскую святыню трехметровой статуей Девы Марии. Таким костел и сохранился до наших дней, в его архитектурный ансамбль входят кафедральный собор, колокольня, триумфальные ворота и турецкий минарет.
Впрочем, иногда при строительстве христианских святынь от канонов приходилось отходить не только из-за нестабильной политической ситуации. Среди таких сооружений особое место занимает храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пархомовке Киевской области.
Его построили в 1907 году на территории своей усадьбы братья Лев и Виктор Голубевы. Церковь уникальна тем, что в ней сохранились бесценные мозаики, выполненные по эскизам знаменитого художника Николая Рериха, — Спас Нерукотворный с избранными святыми и Покров Пресвятой Богородицы. Позже Лев напишет брату, что даже сделанные по эскизам великого художника рисунки мозаики кажутся немного странными.
Но на самом деле странным в этой церкви выглядит многое. Мягко говоря, оформление храма выполнено не вполне по православным канонам. В настенных росписях можно увидеть похожий на свастику древний символ движения жизни, отыскать изображение змей, огня, молота и щипцов.
Ничего плохого в сочетании разных стилей и форм директор департамента по делам религий и национальностей Минкульта Юраш не видит и считает, что от этого храм только выигрывает. По его мнению, любой канон рано или поздно становится привычным и банальным. Поэтому чем раскованнее полет мысли архитектора, тем больше он стремится к сочетанию разных форм. "Ведь архитектурные требования или догмы относительно строительства зданий не прописаны в Библии. Это традиция, которая возникала стихийно и создавалась людьми. И нет ничего противоестественного в том, что сами люди и меняют эту форму. Они ищут что-то более интересное", — поясняет отход от канонов религиовед.
По словам Юраша, верующие приходят в храм не только ради молитвы, но и чтобы получить эстетический импульс для своих религиозных чувств. "И чем интереснее форма храма, тем глубже чувства, которые дают возможность задуматься, что как гений Бога был искренним и откровенным в творении человека, так и человек может быть раскованным и искренним в стремлении сделать что-то интересное и оригинальное", — заключает Юраш.
Чтобы посетить 10 самых таинственных украинских церквей, потребуется преодолеть нешуточный маршрут длиной в 2,5 тыс. км. Но незабываемые ощущения того стоят.