Разделы
Материалы

Чешское наследие. Чем знаменит Малый Галагов в Ужгороде и что там можно увидеть за два дня

Галина Ковальчук, Евгения Королёва
Фото: Getty Images

Как в Ужгороде появился свой город в городе и почему дома, построенные в чешский период, считаются уникальными

Сложно поверить, что здесь, где сегодня стоят эти величественные здания с простыми, четкими линиями, когда-то было непроходимое болото. Даже когда Ужгород стал застраиваться, обрастая домами, кварталами и торговыми лавками, местность рядом с Малым Ужом, притоком реки Уж, пустовала до того момента, пока в 1919 году город не вошел в состав Чехословацкой Республики.

Новая власть не пожалела денег на присоединенную территорию, щедро вкладывая средства в развитие административного центра Закарпатья. Правда, центром он был лишь юридически. А в реальности тогдашний Унгвар (так звучало венгерское название города) представлял собой захолустный городок с 12 тысячами населения. По планам Ужгород должен был стать столицей автономной Подкарпатской Руси, так что город активно застраивался. К счастью, это не происходило бездумно и хаотично — наоборот, планировка тщательно продумывалась и выверялась. Для этого сюда из метрополии пригласили чешских специалистов, которые искали возможности расширения города. Адольф Либшер, известный урбанист и доктор архитектуры, разработал частичный генеральный план и концепцию развития Ужгорода. По его задумке, новый центральный район должны были построить в форме подковы, а силуэтом он повторил русло Малого Ужа.

Малый Париж

Для реализации комплексного архитектурного проекта приняли решение осушить болотистую местность. Именно здесь появился микрорайон Малый Галагов, который позже заезжие романтики окрестят Малым Парижем. Хотя на самом деле квартал больше похож на модернистскую застройку города Каунаса, в 1919–1940 годах бывшего столицей Литовской Республики.

К слову, само русло реки Малый Уж в 1936-м направили в трубу и засыпали землей. Правда, о своей "водной артерии" ужгородцы не забыли — недавно в городе на ул. А. Фединца даже установили мини-скульптуру, посвященную притоку.

По сути, чешское наследие Ужгорода состоит из нескольких кварталов: Большой Галагов, Малый Галагов, Свепомоц и Малая Прага. Но особую архитектурную ценность представляет именно Малый Галагов. Микрорайон удалось построить в рекордные сроки, и на качестве зданий это никак не сказалось. За неполных 20 лет в городе появился новый правительственно-жилой квартал, полностью изменивший статус Ужгорода с провинциального местечка на современный прогрессивный центр.

Адольф Либшер не стал создавать район исключительно деловым. Чтобы вдохнуть в него жизнь, он умело перетасовал административные здания с обычными жилыми домами. Это был еще и очень умный логистический ход, который в нашей повседневности называют принципом "нулевого километра". Сотрудники учреждений и государственных служб, находящихся в Малом Галагове, могли жить в пешей доступности от своих кабинетов. Например, чиновники из Земского правительства поселились в специально отведенном для них жилом здании всего в двух минутах ходьбы от места работы.

Пример стиля ар-деко в Ужгороде — Дом Легиодружества, организации чешских легионеров, воевавших во время Первой мировой войны

Эстетика рациональности

На тот момент Чехословакия переживала расцвет модернизма, это сыграло решающую роль и в эстетике нового облика Ужгорода. Функциональность и предназначение зданий оказались в приоритете, а форма и декор ушли на второй план. Архитектура здесь выглядит просто и лаконично, в то же время для строительства использовались дорогие облицовочные материалы и новые технологии, в том числе железобетонные конструкции. Будет ошибкой думать, что модернизм — это нечто унифицированное и однотипное. В Ужгороде здания создавались в самых разных модерновых направлениях. Например, дом для военнослужащих построен в уникальном стиле рондокубизма, соединяющем в себе как строгость линий, так и декоративные элементы.

Из наиболее примечательных объектов в квартале можно отметить здание почтового и телеграфного правительства. Спроектировал его Йозеф Гочар — пожалуй, самый известный зодчий Чехословакии, которого считают основателем современной чешской архитектуры. Строительные работы начались в 1928 году фирмой-подрядчиком Lanna. Эта компания принадлежала известной династии застройщиков из Праги, они же занимались возведением и ряда других объектов в Ужгороде. Уже в 1932 году новое трехэтажное здание сдали в эксплуатацию. Плоская крыша, закругленный фасад, ленточные окна — все стало воплощением идей функционализма. Не забыл архитектор и о декоре: фасад украшают два панно низкого рельефа с изображениями мужчины и женщины в стиле ар-деко.

Вторым проектом Йозефа Гочара в Ужгороде стал Дворец Бати. Томаш Батя был основателем обувной фирмы Bat"а и одним из крупнейших предпринимателей своего времени. "Обувной король" Чехословакии славился революционными подходами к производству и продажам своих изделий. В 1923-м компания насчитывала 112 филиалов, а к 1925 году в концерне Бати работало более 5 тыс. человек. В конце 1920-х годов он стал открывать большие универмаги нового типа, которые называли Домами службы. Здесь не только продавали обувь, но и оказывали различные услуги, даже делали посетительницам педикюр. Такой формат оказался востребованным у клиентов, сеть магазинов постоянно расширялась и вскоре докатилась до Ужгорода. За несколько месяцев в городе выросло четырехэтажное строение, впечатляющее продуманной, строгой асимметричностью.

Параллельно с Йозефом Гочаром в Ужгороде работал талантливый словацкий архитектор Франтишек Крупка, имя которого для жителей Ужгорода в первую очередь связано с проектом здания Земского правительства. Для его строительства символично выбрали центр "подковы" квартала — просторную площадь, называющуюся сегодня Народной. Шестиэтажное прямоугольное здание в стиле неоклассицизма сразу же стало неотъемлемой частью этого открытого пространства. Но интересно здание не только снаружи, впечатляет оно и изнутри. Стеклянный потолок атриума, через который свободно льется дневной свет, искусные лестничные пролеты, строгие колонны — все здесь рационально и тщательно продумано. Но главной изюминкой нового здания правительства стали, пожалуй, два пассажирских лифта непрерывного действия. Называются они патерностерами — от латинского paternoster ("Отче наш"), что означает еще и четки. Вот и действие механизма напоминает то, как перебираются бусины во время молитвы. Он не останавливается для посадки-высадки пассажиров и не имеет дверей. Один из этих лифтов до сих пор работает в Ужгороде. Действующих патерностеров в мире осталось не так много, и в Украине этот лифт единственный.

В архитектуре Галагова мелочей не бывает, каждая деталь поддерживает стиль. Декор вокруг двери в стиле рондокубизма — тому подтверждение

Легендарная "Пурма"

Еще одним зданием, спроектированным Франтишеком Крупкой, стал Дом Легиодружества. Местные особенно трепетно относятся к нему — и не только из-за чудесной архитектуры, но и потому, что здесь когда-то находилось легендарное кафе "Пурма". В свое время оно стало одним из главных символов Ужгорода, куда стекалась вся местная элита, чтобы полакомиться изумительными сладостями Богумила Пурмы.

Богумил Пурма, которому судьба уготовила роль главного кондитера чехословацкого Ужгорода, родился в 1893 году в маленьком чешском селе Уезд Своянский. Учиться он пошел к известному мастеру Антонину Бергеру, чьи торты заказывал каждый уважающий себя житель Праги. В Первую мировую войну Богумил записался на фронт легионером, то есть солдатом добровольческих формирований. А после победы Антанты он вместе с женой Руженой Хунделовой перебрался на новую периферию страны — в Ужгород. Уже к 1925 году у него был небольшой бизнес по производству конфет и пирожных. К тому времени в городе поселилось немало бывших легионеров, которые создали товарищество и на собранные средства заказали строительство 5-этажного здания под свои нужды. Дом Легиодружества был торжественно открыт в 1932 году, и каждый из ветеранов мог начать здесь собственное дело. Пурма обосновался на первом и втором этажах здания. Его кофейня моментально получила славу самого модного места в городе, за вкусными сладостями стали выстраиваться очереди. В просторном помещении стояли маленькие круглые столики, гости с комфортом рассаживались в удобных креслах с мягкой обивкой. А по вечерам здесь включали музыку и начинались танцы.

Однако просуществовал этот маленький рай недолго — до конца 1930-х годов, когда Ужгород вошел в состав Венгрии. Чехи, в том числе и семья Бугомила Пурмы, массово покидали город. Бесследно исчезла отсюда и кофейня.

Потерянная гармония

Многие здания чешского периода сегодня в Ужгороде выполняют ту же функцию, ради которой и были построены столетие назад. Так, в кабинетах Земского правительства обосновались чиновники Закарпатской областной госадминистрации и областного совета. Творение Йозефа Гочара стало Закарпатской дирекцией Укрпочты. Даже в неоклассическом здании Народного банка на улице Пушкина расположилось отделение Национального банка Украины. К слову, в отличие от многих других объектов того периода, это сооружение строили не чешские, а местные подрядчики — фирма инженеров Гавлика и Ржичаржа.

В начале XX века за неполных 20 лет в Ужгороде появился новый правительственно-жилой квартал, полностью изменивший статус города с провинциального местечка на современный прогрессивный центр

Но иные "наследники" Чехии поменяли свою специализацию. К таким относится, например, здание Жандармского управления. Это массивное трехэтажное сооружение с фасадом темно-серого цвета и двускатной крышей выглядит солидно и строго. Даже внутри мы видим все ту же основательность и фундаментальность. В наши дни по этим лестничным маршам с пролетами бегают студенты медицинского факультета Ужгородского национального университета.

К сожалению, несмотря на охранный статус этих объектов, многие из них подвергаются неконтролируемым перестройкам, навсегда изменяющим их первозданный облик. И там, где вчера господствовала чистая гармония рациональности, сегодня мы видим варварски изуродованные здания.

Жертвой такой местной политики стал и кинотеатр на ул. Волошина, созданный в 1932 году кошицким архитектором Людовитом Оэлшлегером. Проектом предусматривалось, что кинотеатр вместе с прилегающей к нему городской библиотекой представляет единый архитектурный ансамбль. Через специальный сквозной проход здание удобно соединялось с соседним дворцом Бати. Панорамные витрины на первом этаже, интересные вставки глянцевого опаксита в простенках ленточных окон, полукруглый балкон — здесь функциональность модерна уже совсем другая, более изысканная, но не потерявшая в то же время благородной простоты. За последние 20 лет здание полностью пришло в упадок. За это время кинотеатр успели по кусочкам распродать частникам. Но без надлежащего ухода памятник культуры с каждым городом все больше разрушается. Витрины, на которых когда-то вывешивались анонсы фильмов, разбиты, а внутрь стали забрасывать мусор. Местные активисты пытаются спасти уникальный для города объект, но пока безуспешно.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Из Киева до Ужгорода есть два ночных маршрута на выбор — №081 и №029. В пути вы проведёте 12–16 часов, цены на купейный билет стартуют от 600 грн.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ: • Одним из лучших вариантов ночлега для тех, кто хочет поближе познакомиться с чешскими кварталами города, станет апарт-отель "ГАЛАГОВЪ". Снять здесь номер можно в пределах 800 грн. Важное достоинство отеля — то, что он находится в непосредственной близости от исторической части Ужгорода, на улице Довженко. Забронировать комнату можно по тел. (050) 372-22-10.

ГДЕ ПОЕСТЬ: • Если вы планируете посмотреть на атриум в здании бывшего Земского правительства, то есть смысл здесь же и пообедать — зайти в столовую обладминистрации. Меню хоть и простое, зато цены максимально демократичные. Если же хочется найти место поуютнее, есть смысл прогуляться до площади Корятовича, 1а, где находится атмосферное кафе "Антресоль by Mrs Greenwich". Совсем недалеко отсюда стоит Дом Легиодружества, на который обязательно стоит взглянуть.

ПОЛЕЗНАЯ ССЫЛКА: • В сентябре 2016 года двое неравнодушных горожан — художница Лина Дегтярёва и дизайнер Олег Олашин — объединились для исследования и сохранения архитектурного наследия Ужгорода чехословацкого периода. Так родился проект Uzhhorod Modernism. И сегодня в группе Facebook собраны уникальные сведения о зданиях и зодчих, фотографии того времени и письменные свидетельства, касающиеся строительства домов. Всем интересующимся рекомендуем: https://www.facebook.com/uzhhorod.modernism

ЛАЙФХАК: Если вы планируете поездку в Ужгород, есть смысл выбрать для этого конец апреля — начало мая. Именно тогда в городе зацветают сакуры. Тем более что японская вишня появилась здесь тоже с подачи чехов. Считается, что эти деревья новая власть в Малом Галагове посадила неслучайно. По одной из версий, деревья сакур в период цветения особенно удачно подчёркивают красоту сооружений эпохи модернизма. А так это или нет, лучше проверить самому.

Новый стиль

Современная архитектура — это не только то, что строят здесь и сейчас. Она началась еще в конце XIX века, когда появился стиль модерн. Он известен под многими названиями. Во Франции его называют ар-нуво, что означает "новое искусство", в Германии — югендстиль, "молодое искусство", в Австрии — сецессион, что значит "отделение, независимость", в США — тиффани, по фамилии художника, который творил в этом стиле. Представители модерна — архитекторы, художники, дизайнеры — заявили, что классика уже неактуальна и не отображает современную жизнь. Это было время прогресса, изобретения новых технологий и материалов. Инженеры научились работать с бетоном, сварными конструкциями и стеклом, а архитекторы уже не хотели проектировать коробки с псевдоантичными колоннами.

Визуально стиль модерн легко отличить по округлым формам, а также растительным орнаментам и линиям в декоре зданий. Эти приемы применяли не только для жилых домов — в стиле модерн построены, к примеру, первые станции метро в Париже и Вене. Вторым важными заявлением представителей ар-нуво было то, что нельзя отделять архитектуру и дизайн от искусства — все должно быть цельным и единым по стилю. Художники проектировали здания, а архитекторы разрабатывали и интерьеры, рисовали узоры панно и кованых перил для лестниц. Поэтому модерные дома очень интересно рассматривать не только снаружи, но и внутри, поскольку в интерьере обыгрываются декоративные элементы фасада. Так работал, в частности, Антонио Гауди, гениальный архитектор и представитель стиля модерн в Барселоне. Он проектировал здание, внутренние его помещения и даже мебель, которая должна в нем стоять.

У стиля модерн есть четкая периодизация — с 1890 по 1914 год, когда Первая мировая война остановила это движение. Однако его всплески были и позже, к примеру, в уникальном стиле кубизма и рондокубизма, развившегося в Чехии в 1920-е годы. Тамошние архитекторы переложили на язык зодчества авангардное искусство и строили потрясающие здания, которые бережно сохраняют и поддерживают и теперь. Украина не была в стороне от этих процессов, и образцы стиля модерн можно найти и у нас: чешский кубизм — в Ужгороде, австрийский сецессион — во Львове, французский ар-нуво — в Виннице. Более того, были попытки создать аутентичный стиль украинского модерна, уникальные образцы которого мы можем увидеть на Полтавщине. Их отличие — только в состоянии, ведь современную архитектуру у нас реставрируют крайне редко.