Разделы
Материалы

Модерн по-нашему. За яркой и самобытной архитектурой в стиле украинского модерна едем на Полтавщину

Галина Ковальчук
Фото: Максим Иванов, Getty Images

До сих пор бытует мнение, что в архитектуре Украины никаких достижений нет и наша страна — лишь «полигон» для возведения зданий в зарубежных стилях. Это неправда, у нас есть образцы аутентичного национального стиля. Это украинский модерн, который развивался в начале XX века. Тогда многие архитекторы и инженеры задумывались, как сделать современными элементы традиционной архитектуры, вплести их в городскую застройку и объединить с чисто европейской архитектурой. Специалисты разрабатывали теорию украинского модерна и активно практиковали — в 1903–1917 годах, в период расцвета этого движения, было построено около 500 зданий в украинском национальном стиле по всей Украине.

Сохранились далеко не все: многие здания погибли в огне двух мировых войн и были разрушены советской властью, для которой "украинский национализм" был как бельмо на глазу. Но некоторые здания все же сохранились. За яркими примерами украинского модерна стоит ехать на Полтавщину, где работали Василий Кричевский и Опанас Сластион — люди, очень много сделавшие для развития этого стиля.

Многие таланты

Творцы украинского модерна были такими же, как их европейские коллеги: они работали в разных областях искусства и обладали многими талантами. Василий Кричевский, сын фельдшера из Слобожанщины, окончил железнодорожно-техническое училище и работал помощником архитектора в Харькове. Но помимо строительных проектов Кричевский увлекался живописью и графикой, занимался прикладным искусством. К примеру, по заказу Богдана Ханенко он сделал эскизы серии ковров в украинском стиле. Опанас Сластион получил художественное образование, поскольку учился в Петербургской академии искусств. Но помимо живописи у него был широкий круг интересов. Сластион собирал этнографическую коллекцию, преподавал в Миргородской художественно-промышленной школе, писал много статей и вообще был активистом, если говорить современными терминами.

Кричевского и Сластиона свело общее дело. В 1902 году Полтавское губернское земство объявило архитектурный конкурс на постройку административного здания для его размещения. Наши герои предложили построить здание земства в украинском стиле, сделать оригинальным, а не возводить очередной образец псевдоренессанса или псевдоклассики. Идея Кричевского и Сластиона вызвала яростную критику: так, заведующий строительным отделом в губернской управе Саранчов говорил, что национальный стиль невозможен, так как украинской культуры вообще не существует. Развернулась дискуссия, в том числе в полтавских и киевских газетах. Опанас Сластион отвечал оппонентам, что нельзя жить под чужой личиной и стыдиться быть самими собой. "Почему же мы продолжаем питаться падающими от соседей крохами? Назовите хоть одну культуру в мире, которая была бы основана на отрицании творческого духа своего народа. Ведь нет таковой, не правда ли? А мы считаем себя народом культурным и однако же почти не пытаемся обращаться к этому духу творчества", — писал художник в журнале "Киевская старина".

Характерная черта украинского модерна — шестиугольные окна, их в своих проектах применяли Василий Кричевский и Опанас Сластион

Опанас Сластион разрабатывал теорию украинского модерна, а Василий Кричевский ее воплощал. Они выиграли конкурс, и именно по проекту Кричевского был сооружен Дом земства. Позже Опанас Сластион создал большой проект, тоже для земства: постройки школ в селах на Полтавщине. Оба проекта были реализованы, здания можно увидеть и сейчас. В Доме земства располагается Полтавский краеведческий музей, сохранилась и часть сельских школ, некоторые из них до сих пор используют по назначению.

Приметы стиля

В начале XX века традиционный украинский стиль можно было найти только в селах — города строились по имперскому образцу. Кричевский и Сластион считали, что элементы сельского архитектурного стиля можно развивать, и главной мыслью для них стало желание привнести их в современные многоэтажные здания и адаптировать к городской среде. Этим архитекторы и занялись. В частности, Дом земства отличается четырехскатной крышей, высота которой имеет ту же пропорцию к высоте стен, что и в традиционных сельских хатах. Уникальная черта украинского модерна — шестиугольные дверные и оконные проемы, они были характерны для старинного жилья и сакральных зданий Полтавщины. Здание Дома земства имеет интересный Ш-образный план и очень красивые фасады. Они облицованы цветной майоликой — керамической плиткой, изготовленной по особой технологии. Земство отказывалось ее использовать, поскольку в те времена майолику изготавливали только в Европе и импортировать ее было очень дорого. Однако Кричевский добился того, что майолику стали делать в Опишне, центре гончарства на Полтавщине. Так Дом земства получил украшение фасада, при этом плитка была разрисована в народных мотивах, геометрическим и растительным орнаментом. В 1943 году здание было сильно повреждено, однако его отреставрировали и восстановили первоначальный облик.

Главные приметы украинского модерна воплотил Опанас Сластион и в проекте земских школ — у них тоже характерные крыши с заломами и шестиугольные двери и окна. На постройку школ выделялись небольшие бюджеты, поэтому архитектор не мог себе позволить майоликовые фасады. Но Сластион нашел другое решение. Школы были кирпичными, и из этого кирпича на стенах выкладывали рельефные орнаменты, вдохновленные традиционной вышивкой крестиком. Геометрические узоры особенно красиво выглядят на стенах школ из белого кирпича — как полтавский стиль вышивки "белым по белому".

Школа в селе Голенка Роменского района Сумской области

В здании Дома земства уже многие годы работает Полтавский краеведческий музей. Его стоит посетить по нескольким причинам: и ради обширной коллекции, от археологических до этнографических и исторических экспонатов, и чтобы увидеть интерьер, созданный Кричевским. Особенно красив вестибюль, украшенный майоликой и настенными росписями, где традиционный украинский стиль переплетается с европейским модерном.

Более сложным предприятием станет посещение земских школ, построенных в 1910-х годах по проекту Опанаса Сластиона. Многие из них заброшены и полуразрушены, находятся в глубине сел. Но есть и такие здания, за которыми ухаживают и поддерживают их. Точно стоит поехать в Христановку, Гаевцы и Бербеницы в Лохвицком районе — там эти здания в хорошем состоянии.

КАК ДОБРАТЬСЯ: На один день в Полтаву удобно ехать по железной дороге — есть утренний и вечерний маршруты «Интерсити» на Харьков и Константиновку. Билет второго класса в одну сторону стоит от 300 г??.рн.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ: • Ближе всего к Полтавскому краеведческому музею находится отель «Премьер», самый дорогой в городе, где цена за ночь стартует от 2 тыс. грн. Однако в паре кварталов от музея находится отель «Атмосфера», тоже четырёхзвёздочный, но уже за 800 грн. Кроме того, в центре Полтавы есть и хостелы, где можно забронировать кровать, стоимость — 400 грн за ночь.

ДОСТУПНОСТЬ: Полтавский краеведческий музей работает ежедневно, с 09:00 до 17:00, среда — выходной. Стоимость билета: 20 грн — для взрослых, 10 грн — для подростков и студентов, для детей до шести лет — бесплатно. Если вы хотите зайти в комнату уникальных экспонатов, нужно доплатить 10 грн. Стоимость обзорной экскурсии по музею — 150 грн.

ПОЛЕЗНАЯ ССЫЛКА: • Наследием украинского модерна в наше время занимаются преимущественно энтузиасты, которые ездят по Украине, фотографируют и описывают здания, пытаются привлечь к ним внимание. К примеру, обширный каталог зданий по всей Украине под названием «Сад украинского модерна» собран на сайте parafia.org.ua. Его ведёт протоиерей Андрей Власенко из парафии св. Архистратига Михаила в селе Пирогов под Киевом. • Модернистскими школами, спроектированными Опанасом Сластионом, занимаются участники общественного проекта «Школи Лохвицького земства» — уроженцы Полтавщины, неравнодушные к судьбе этих зданий. Они уже добились того, чтобы Министерство культуры внесло 26 школ в реестры памятников культуры и дало им охранный статус. Также общественная организация по мере сил занимается восстановлением школ и побуждает к этому местные громады. О деятельности проекта можно узнать на Facebook-странице: facebook.com/slastionschools.

ЛАЙФХАК: Если вы хотите проехаться по Полтавской области, то без автомобиля не обойтись. На своём авто вы сможете передвигаться в комфортном режиме, не подстраиваясь под редкие рейсы местных автобусов. В межсезонье по Полтавщине желательно ехать на внедорожнике — дороги в плохом состоянии, с глубокими ямами и лужами. Часто модерные школы спрятаны в глубине села, их с ходу не найдёшь. Поэтому не обойтись без помощи местных жителей — можно обратиться к руководству ОТГ или местным активистам. Люди на Полтавщине радушные, вам всё покажут и расскажут.

Гений украинской воли

Текст: Ольга Герасимюк, писательница, руководитель общественного проекта "Школи Лохвицького земства"

Искушенным путешественникам, которые уже видели мир и думают, что их ничем не удивишь, самое время брать билеты в Украину. К нам стоит ехать ради уникального явления, которое называется "украинский архитектурный модерн", или УАМ. Это гораздо больше, чем направление в архитектуре, это неповторимая красота и большая драма. Украинский архитектурный модерн достоин, чтобы его "переживать", исследовать загадочные страницы его истории и защищать от исчезновения.

Снобы скажут, что за настоящим модерном нужно ехать в Вену. Европейский модерн и его традиции, безусловно, влияли на украинскую архитектуру. Однако УАМ — это отдельная историческая сага. Он имел особенные идеи и развивался не так, как европейский модерн, — 38 лет вместо 20, ведь создавался в крайне неблагоприятных условиях с вынужденными остановками. Можно с уверенностью утверждать, что причина всему — слово "украинский" в названии. В советское время этот стиль клеймили как националистический, а потому уничтожали, перестраивали, перекраивали, чтобы не торчали его башни, самобытные крыши, совершенный декор и не вносили в умы "новых советских людей" вредную заразу вольностей, яд красоты и индивидуальности. Больше всего было уничтожено в 1970-е годы с характеристикой "не имеет архитектурной и исторической ценности".

Чтобы представить, о чем идет речь, лучше всего поехать на Полтавщину, именно здесь сосредоточено наибольшее количество шедевров УАМ. Прежде всего это дом бывшего губернского земства в Полтаве, самое первое творение украинского модерна руки выдающегося архитектора Василия Кричевского. Проект 1903 года так поразил конкурсную комиссию, что от неожиданности его стиль назвали "псевдо-мавританским". Но нет. Это было начало нового украинского стиля, в котором сконцентрировалось особенное мировоззрение его создателей. Позже был большой проект сети земских школ на территории нынешних Полтавщины, Черниговщины и Сумщины — их создал Опанас Сластион, первый теоретик УАМ, который настаивал, чтобы школы обязательно строились в самых красивых местах. Сейчас общественный проект "Школи Лохвицького земства" ведет учет этих шедевров, пока он насчитывает 53 таких школы, и половина из них внесена в Реестр памятников Украины. Их вы можете найти по карте на Facebook-странице проекта. Школы в разном состоянии, большинство критически нуждаются в спасении. Но уже сейчас на Полтавщину едут туристы и находят эти школы по особым приметам — чудесным башенкам, шестиугольным окнам, фасадам с народным орнаментом. Их называют "кирпичной вышивкой", считается, что Сластион брал узоры из альбома Олены Пчилки, которая коллекционировала вышивку.

В начале XX века был счастливый период, когда люди устали от вычурного ампира, хотели проветрить свою жизнь от устаревших традиций и искали новые смыслы в простых вещах. Философы призывали больше ценить дух, чем форму, смело сближали земное с высоким. Модерн стал религией тогдашних молодых, которые хотели бунта, движения. Зазвучала новая музыка, новые поэтические ритмы, новая литература. Если правда, что архитектура — это застывшая музыка, то украинский архитектурный модерн — это застывшие новые музыка и поэзия, новые цвета и ритмы. Их отважно творили молодые нарушители канонов, позднее объявленные "буржуазными националистическими элементами". И на Полтавщину нужно ехать — чтобы через драму красоты открыть настоящего себя, познать гения украинской воли и благодаря этому ощутить огромное наслаждение и радость.