Разделы
Материалы

Небоскребы советских времен. Три маршрута к памятникам советского модернизма в Киеве

Галина Ковальчук, Алексей Газубей

Типичные туристические маршруты в Киеве сосредоточены на остатках исторической застройки — это Софийская площадь с храмовыми комплексами, улочки Подола и Киево-Печерская лавра. Но они лишь малая часть нашей столицы, в то время как 70% строений города — здания советского периода. Большую их часть составляет типовая жилая застройка, но мы предлагаем забыть об унылых хрущевках и панельках. Кроме них в Киеве строили общественные здания в стиле советского модернизма. Некоторые из этих строений в мировой архитектурной среде признаны шедеврами своего времени.

На постсоветском пространстве Киев — один из центров модернизма, где работали талантливые архитекторы и создавались выдающиеся проекты. Однако время было такое, что архитекторы практически всегда конфликтовали с партийными чиновниками. Каждый проект нужно было утверждать в специальной комиссии, которая часто заставляла все переделывать, потому что в творчестве архитекторов видела враждебную советскому духу идеологию. И большинство знаковых зданий советского периода в Киеве либо не завершены, либо имеют отклонения от изначальной идеи. Так случилось, например, со Стеной памяти, которая должна была вести к зданию киевского крематория. Архитекторы Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко в 1970-е годы десять лет работали над барельефами, символизирующими жизнь и смерть. А когда они были готовы, по требованию властей уникальную работу залили бетоном. Но чтобы увидеть памятники советского модернизма, необязательно отправляться на кладбище. Есть и более оптимистичные маршруты, позволяющие увидеть город в новом свете.

"Тарелка" удивляет всех гостей Киева

"Салют" и пионеры

Первая остановка модернистского маршрута по Киеву — площадь Славы, где находятся Дворец детей и юношества и отель "Салют". Для начала посмотрите на эти здания с противоположной стороны площади — так вы оцените, насколько разной может быть архитектура в зависимости от ее назначения и вписанности в рельеф. Первым на площади появился Дворец пионеров — таково было название этого заведения в советские времена. Архитектор Авраам Милецкий, который проектировал здание в 1960-е годы сделал лаконичное трехэтажное здание с полностью прозрачным стеклянным фасадом. В то время такой прием использовался редко и был новаторским. И очень эффектным — если вы зайдете в холл Дворца, то увидите чудесный вид на Днепр и его левый берег. Там же, в холле, стены выложены красивыми мозаиками — их создали Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко, вдохновившись творчеством художницы Марии Приймаченко.

Самым привлекательным для детей является фонтан-бассейн перед Дворцом под названием "Звезды и созвездия". Его тоже спроектировали Рыбачук и Мельниченко, которые на дне бассейна выложили стилизованные в наивном стиле фигуры, символизирующие созвездия и другие небесные тела. Много лет фонтан не работал, в бассейне не было воды, и мозаики разрушались. Однако за последние два года его реконструировали, причем под руководством самого Владимира Мельниченко — это крайне редкий пример восстановления памятника советского модернизма. И теперь "Звезды и созвездия" радуют публику в первозданном виде.

Слева от Дворца детей и юношества находится гостиница "Салют", ее тоже проектировал Авраам Милецкий, только 20 годами позже, в 1980-х. У этого эффектного круглого здания интересная конструкция. Его основа — вертикально стоящая бетонная труба, где находятся лифты, спиральная лестница и коммуникации. Собственно этажи с гостиничными номерами прикреплены к этой трубе только с одной стороны, консольным методом, поэтому кажется, что они зависли в воздухе. Архитекторы планировали построить высотку в 18 этажей, но их осталось лишь восемь — из-за конфликта с чиновниками. Они требовали добавить имя партийного куратора в список авторов проекта, но архитекторы отказались, и им урезали финансирование.

Дворец пионеров также знаменит своим фонтаном

Небоскребы своего времени

С площади Славы перемещаемся на Лыбедскую: на этой площади находится "летающая тарелка" — самый известный киевский памятник советского модернизма. За рубежом "тарелку" знают очень хорошо, ведь именно к ней первым делом приходят иностранные любители современной архитектуры. Свое название здание получило из-за кинозала, спроектированного в форме НЛО, которое будто приземляется на горизонтальную платформу-стилобат. Из этой цокольной платформы "вырастает" еще одно здание — прямоугольная высотка, которая тянется ввысь и таким образом уравновешивает горизонтальные части строения.

Автор этого проекта 1970-х годов архитектор Флориан Юрьев решал и практические, и художественные задачи. Участок, отведенный под строительство, был слишком узким, поэтому он "подвесил" НЛО над пешеходной частью. Форму летающей тарелки он выбрал неспроста. Юрьев — не только архитектор, но и художник, поэт и экспериментатор. Он изобрел "музыку цвета" — систему, в которой каждому звуку соответствует определенный оттенок. В "тарелке" он хотел оборудовать свето-музыкальный театр, поэтому спроектировал зал именно такой формы, наиболее подходящей для создания идеальной акустики. Однако идею Юрьева о цвете и звуке посчитали слишком далекой от соцреализма, и зал использовался для показов кино и лекций. Дело усложнялось тем, что в высотке должен был располагаться стратегически важный Институт научно-технической и экономической информации и архитектурный проект утверждал и курировал КГБ, а это ведомство было далеко от современного искусства.

До прошлого года институт все еще работал в здании "летающей тарелки", однако сотрудников выселили из-за реконструкции. Позади "тарелки" строят громадный торговый центр, и пока он не заслонил детище Флориана Юрьева, еще есть шанс увидеть, каким оно было изначально.

В гостинице "Салют" должны были построить 18 этажей

Библиотеке имени Вернадского, расположенной неподалеку от "тарелки", на Демеевской площади, повезло больше: здание, построенное в конце 1980-х, все еще используют по назначению. Ласково называемая в народе "Вернадкой", эта библиотека имеет 15 млн книг в фондах и входит в десятку крупнейших библиотек мира. Более того, "Вернадка" стала известной и за рубежом, так как ее фасад снимали для сериала "Чернобыль". Само здание устроено просто: в нем есть горизонтальная стилобатная часть, где размещены читальные залы, и высотка на 27 этажей — там книгохранилище. Фокус в том, как эти простые формы взаимодействуют с окружающим пространством. В этом библиотеке тоже повезло, поскольку вокруг еще нет новостроев. И, обходя вокруг библиотеки, вы можете наблюдать, как небоскреб уходит в небо, а вокруг него — только воздух, только пустота.

А вот за декоративностью стоит зайти в вестибюль библиотеки, где большая стена напротив входа расписана панно под названием "Боль земли". Его авторы, художники Владимир Пасивенко и Владимир Прядка, написали монументальную и символическую картину о том, что наука должна защищать все живое. В панно они использовали технику энкаустики, когда краски разводят в горячем воске и сразу же ими рисуют. А когда воск застывает, изображение получается ярким, объемным, играющим со светом и тенями.

Авангардная наука

Финальной точкой модернистского маршрута по Киеву является ВДНХ. В 1970-е напротив выставки был пустырь на окраине города. Чтобы его оживить, городские власти решили построить на этом месте новые корпуса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко и студенческий городок. Этот проект часто называют "кубинским", но это не так — его создавали киевские архитекторы, в том числе Михаил Будиловский, один из самых ярких представителей профессии той поры. Будиловский создал футуристический комплекс, который должен был включать десяток корпусов различных факультетов, ректорат — высотку со шпилем, обширную инфраструктуру и даже подземный туннель, который бы соединял университет с ВДНХ. К сожалению, построена лишь малая часть проекта — четыре корпуса факультетов физики, радиофизики, мехмата и кибернетики. Эти белые здания и сейчас выглядят эффектно. Здание физического факультета, фасад которого выходит на проспект, над главным входом имеет ступенчатый "трамплин", а над каждым окном — "ребра" для защиты от солнца, которые задают ритм всему комплексу.

Студенческий городок и сейчас выглядит эффектно

Как вспоминал Будиловский, строители не хотели делать солнцезащитные панели, для них это было слишком сложно. Проект тормозился четыре года, но архитектор настоял на своем, хотя ему пришлось ходить "на ковер" в ЦК. Здания остальных трех факультетов отличаются от физического. Но они построены по одному плану, с одинаковыми кубами фасадов. Их отличия — в барельефах, символически описывающих ту или иную науку. К ним стоит присмотреться, ведь, к примеру, барельеф на фасаде факультета радиофизики включает цитаты из стихов Тараса Шевченко и Павла Тычины. Все эти годы в корпусах КНУ на ВДНХ учатся студенты, и за это время обнаружилась хроническая проблема: зимой в этих зданиях невероятно холодно, старая система вентиляции уже не способна их обогреть. Поэтому корпуса утепляют, в том числе и фасады, а это значит, что скоро они будут выглядеть по-другому. Правда, руководство университета обещает, что барельефы сохранят. Даже если и так, то с утеплением внешний облик этого архитектурного комплекса все равно изменится. Чтобы посмотреть на прекрасный образец модернизма в его первозданном виде, нужно поспешить — в следующем году может быть уже поздно.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Вариант №1. На железнодорожном транспорте в Киев можно доехать из любого региона Украины — на "Интерсити" либо ночных поездах. Столичный архитектурный маршрут создан так, чтобы из точки в точку можно было легко передвигаться на метро, а сами объекты находятся в пешей доступности от станций "Арсенальная", "Лыбедская", "Демеевская" и "ВДНХ".

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ: • Чтобы полностью погрузиться в тему советского модернизма, можно поселиться непосредственно в гостинице "Салют" (ул. Ивана Мазепы, 11б). Цены, правда, кусаются: в среднем стоимость номера в сутки — 2 тыс. грн. Однако из окна вы увидите невероятную панораму Днепра и окрестностей, получите опыт проживания в круглом здании, а центр города будет в пешей доступности.

ДОСТУПНОСТЬ: • В главные холлы описанных зданий можно легко войти, кроме "летающей тарелки" на Лыбедской, где происходит реконструкция. В библиотеке Вернадского вы не только осмотрите холл, но и запишетесь на обзорную или тематическую экскурсию, которая длится 45–60 мин. По поводу согласования дат и стоимости звоните по тел. (044) 524-81-36.

ПО ДОРОГЕ: • После прогулки по пл. Славы заверните в переулок между домами №9 и 11 на ул. Ивана Мазепы. Прямо по курсу вы увидите красивый особняк голубого цвета с торжественными колоннами на фасаде и большими открытыми террасами. На самом деле это детский сад "Орлёнок", один из знаковых проектов советского времени — первый в Союзе детсад, построенный не по типовому, а по индивидуальному проекту. Создал его в 1940 году архитектор Иосиф Каракис, автор многих известных строений, причём не только в Украине. Здание нестандартное: если смотреть на него сверху, оно имеет форму двузубой вилки и два фасада. Второй из них выходит на Днепр, он намного красивее, чем уличный. Каракис, проектируя строение, предусмотрел большие спальни, игровые комнаты и парадные лестницы, а террасы по его задумке должны были служить соляриями — там дети могли загорать. "Орлёнок" по назначению работает и сейчас, поэтому внутрь попасть сложно, территория охраняется. Но обойдите вокруг здания, посмотрите, как особняк встроен в днепровский склон и насколько гармонична его архитектура.

ЛАЙФХАК: Чтобы в полной мере оценить здания советского модернизма и современной архитектуры, нужно на них смотреть в трёх приближениях. Сначала издалека, чтобы увидеть, как здание вписано в панораму города. Затем вы приближаетесь и видите основные детали фасада: чередование повторяющихся элементов вроде окон, особенности декора, а также ритмичность строения. Финальным шагом будет крупный план: если вы подойдёте к фасаду вплотную и посмотрите вверх, то увидите перспективу здания, стремящуюся к небу. А сфотографировав её с такого ракурса, получите идеальные фото для Instagram.

Вскружила голову "тарелка"

Когда я стал регулярно наведываться в Киев в конце 1990-х, как и каждый типичный гость столицы, начинал с известных всему миру церквей, прогулок по Подолу и Крещатику. И, постепенно изучая город, в разных местах открывал для себя неожиданные локации, в которых находились совершенно необычные современные здания.

Удивительным казался круглый отель "Салют", который вдруг обнаружился по пути в Киево-Печерскую лавру. Уже тогда было обидно, что его недостроили ввысь на много этажей. Это было бы уникально. А теперь не сделаешь фото, чтобы в кадр не попала какая-нибудь наглая новостройка с большим количеством этажей и полным отсутствием фантазии во внешнем облике.

Помню неотразимое впечатление, когда в первый раз увидел "летающую тарелку" на Лыбедской. Это действительно казалось инопланетным творением, просто невозможным в мире типовых девяти- и шестнадцатиэтажек.

А еще немного в сторону Демеевки — и перед нами строгий фасад библиотеки Вернадского. По тем временам вообще гигантский — в отсутствие нынешних конкурентов из стекла и бетона. И даже загадочный, ведь внешне этот вертикальный параллелепипед трудно было соотнести с привычной библио­текой.

К тому же можно добавить, что экзамены я сдавал в корпусах Национального университета, что напротив ВДНХ.

Таким образом, оказалось, что еще студентом, сам того не подозревая, я практически случайно ознакомился (и впечатлился!) с главными архитектурными достопримечательностями столицы в стиле советского модернизма. А в сегодняшнем номере стараниями Галины Ковальчук этот маршрут по Киеву приобрел стройность и профессиональное описание. Читайте и бродите, пока еще не все застроили!

С такой "архитектурной" подготовкой, уверен, вы по-другому взглянете и на новое здание Театра на Подоле, творцы которого в своем решении опирались не только на красоту строения, но и на внутренние потребности функционирования театра. И тогда становится понятна и принимается философия: внешний вид здания определяется его функциональными потребностями.

Но не столицей единой. Современная уникальная архитектура нашлась везде — от Ужгорода до Харькова. Что уж говорить, если даже в романе — лауреате Гонкуровской премии "Благоволительницы" Д. Литтелла, описывая оккупацию Харькова, автор не забыл отметить впечатлившее захватчиков "конструктивистское здание Госпрома". Этим я лишь хочу подчеркнуть главную мысль нашего номера: в Украине есть на что посмотреть — планируйте с нами свои архитектурные путешествия.