Разделы
Материалы

Дружелюбный и молодой. 13 причин посетить город-спутник Припяти

Евгения Королёва

Один день в Славутиче предоставит возможность прогуляться сразу по восьми государствам

Своим существованием Славутич обязан самой страшной катастрофе в истории Украины — взрыву ядерного реактора на Чернобыльской атомной электростанции. После того как зараженная Припять оказалась непригодной для жизни, работников АЭС и их семьи надо было куда-то расселять, и советское правительство принимает решение построить новый город. Город, который очень быстро стали называть идеальным — благодаря уникальной планировке и беспрецедентному для СССР благоустройству кварталов.

СССР в миниатюре

В междуречье Десны и Днепра, в двухстах километрах севернее от Киева, прямо возле границы с Беларусью, расположен Славутич — самый молодой город Украины. Со всех сторон небольшой, уютный городок окружен бескрайними сосновыми лесами. Место для нового города выбрали неслучайно. В расчет принимались четыре основных фактора: наличие железной дороги, радиационная чистота, экономическая обоснованность, а также расстояние — он должен был находиться не более чем в 50 км от ЧАЭС. Возвели Славутич в рекордные сроки, буквально за год. Решение о строительстве было принято 2 октября 1986 г., а уже 26 марта 1988 г. выдали первый ордер на заселение квартир (хотя по факту первые жители стали заезжать в дома даже раньше).

Руководить проектированием Славутича назначили главного архитектора Москвы Леонида Вавакина. Но в подчинении у него оказалась очень необычная команда. Для такой сжатой в графиках работы сюда созвали архитекторов, прорабов и строителей из восьми республик СССР: Азербайджана, Армении, Грузии, Эстонии, Литвы, Латвии, Украины и России. Общими усилиями в городе был построен ансамбль из 13 кварталов — Бакинского, Белгородского, Вильнюсского, Добрынинского, Ереванского, Киевского, Ленинградского, Московского, Печерского, Рижского, Таллинского, Тбилисского и Черниговского. Каждый из них получил определенный уникальный стиль и непередаваемую атмосферу, которую удивительным образом удается сохранять до сих пор. Отличались даже строительные материалы, из которых возводили жилые дома атомного города.

Многонациональная команда зодчих создала город, максимально "дружелюбный" к человеку. В градостроительной концепции Славутича в первую очередь прослеживается любовь к пешеходу. Вместо широченных проспектов миллионников в атомграде построили узкие, изогнутые улочки, удобно соединяющие разные микрорайоны. К тому же авторы планировки не стали беспощадно вырубать зеленые насаждения — наоборот, здесь постарались по максимуму сохранить участки соснового бора. Из-за этого город кажется живым, дышащим, по-настоящему наполненным воздухом. А у местных жителей даже появилась своя поговорка о "городе в лесу и лесе в городе". Уже изначально архитекторы не просто продумывали строительство удобного для жизни места. Они хотели построить город-мечту, так что неудивительно, что Славутич очень быстро получил неофициальный статус центра социального оптимизма.

Многоликий Славутич

Новый атомный город строили в две очереди. Сначала он был рассчитан на 22,8 тыс. жителей, в дальнейшем его "нарастили" таким образом, чтобы расселить на менее 30 тыс. человек. Сейчас здесь проживает 25 тыс. Весь город можно обойти пешком по периметру за час. Из-за его компактности и первоначального ориентирования на пешеходов в Славутиче даже не пытались ввести систему общественного транспорта. Правда, пару лет назад такие разговоры все-таки велись, но в итоге эту идею не поддержали. Большинство местных жителей передвигаются на велосипедах. К слову, именно Славутич стал первым городом Украины с продуманной велологистикой.

Каждый микрорайон города имеет свой узнаваемый облик, национальные особенности архитектуры, которые сохранились до сих пор

В геометрическом центре города находится главная площадь, где сконцентрированы важнейшие общественные учреждения. За универсамом "Днепр" с часовой башней проглядывают многоэтажки "маленького Тбилиси", а сразу за киноконцертным комплексом виднеются желтые дома Таллинского квартала. Белорусского квартала в атомграде нет, зато есть белокаменный универмаг "Минск" с рядом колонн, к строительству которого приложили руку наши северные соседи.

Интересно, что каждый квартал в городе делится на две части — многоэтажную и коттеджную. Дома в секторе индивидуальной застройки в основном предоставлялись многодетным семьям. Каждый микрорайон задумывался как целостная система, где все услуги — в шаговой доступности. В шести кварталах даже построены собственные физкультурно-оздоровительные комплексы.

Самый большой микрорайон Славутича — Киевский, который тянется от железнодорожного вокзала к центру. Здесь стоят желто-красные высотки необычной формы и аккуратные особнячки с деревянными ставнями — на сельский манер. В Таллинской части многоэтажки тоже желтые, а вот в "малой Риге" колористика уже иная — серо-коричневая. Частный сектор здесь построен в хорошо узнаваемой, колоритной стилистике фахверка. Изюминкой Вильнюсского квартала стали красные черепичные крыши, которыми так славятся страны Балтии.

Универсам "Днепр" на центральной площади

Одним из наиболее красивых в городе считается Ереванский микрорайон. Свою часть Славутича армяне возвели из розового туфа — пористой горной породы, которую везли в Украину из города Артика. На окнах домов установлены непривычные для Европы деревянные ставни-жалюзи. Особенным национальным штрихом здесь стали общедворовые мангалы с керамическими барельефами, используемые до сих пор. Более того, даже в некоторых квартирах есть специальные мангальные комнаты, предусмотренные для приготовления шашлыка в домашних условиях.

Бакинский квартал — прекрасный образец южной мусульманской архитектуры, где каждая деталь важна. Например, пешеходный бульвар вымощен шестиугольной тротуарной плиткой. Любопытно, что при строительстве домов здесь использовались разные типы традиционных окон — стрельчатые, бифории (то есть арочные, разделенные столбиком на две части) или с гирькой.

Любовь к деталям заметна и в Тбилисском квартале. Строители даже канализационные люки для своего микрорайона везли из Грузии. Многоэтажные дома здесь немного напоминают старинные башни Сванетии. В тяжеловесной простой стилистике двухэтажных коттеджей тоже улавливаются элементы народной грузинской архитектуры. В первую очередь обращается внимание на открытые лестницы и гладкие стены, которые словно переносят в аутентичное грузинское село.

На общем фоне гораздо скучнее выглядят "русские кварталы". Но и там есть свои особенности. Например, в Белгородском микрорайоне очень аккуратные коттеджи, а до соснового бора отсюда идти минут пять. Так что в эту часть Славутича тоже есть смысл заглянуть.

Ереванский микрорайон Славутича построен из розового туфа — горной породы, которую привезли из Армении

КАК ДОБРАТЬСЯ: Вариант №1. Из Киева удобно ехать  маршруткой от автостанции "Дарница". В пути вы проведёте три часа. Стоимость билета — от 200 грн. Есть маршрутки из Чернигова, дорога займёт около часа. Вариант №2. Также из Киева и Чернигова в Славутич ездят электрички, но времени на дорогу уйдёт больше. Вариант №3. На автомобиле из Киева до Славутича 190 км вы проедете чуть больше чем за два часа.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ: • Остановиться в городе можно в недавно построенном отеле "Славутич". Номер здесь обойдётся в 800–1300 грн. Есть и более демократичный вариант: хостел "Четыре сезона", где можно снять кровать за 120 грн в сутки. Если же вы хотите полного погружения в местную жизнь, то на сайте OLX можно найти одну из знаменитых квартир с мангальной комнатой, сдаваемой посуточно. Приготовление шашлыка в доме точно станет незабываемым опытом.

ДОСТУПНОСТЬ: • Сегодня есть возможность взять специальную обзорную экскурсию в Славутич. Например, такие познавательные поездки предлагает фирма "Чернобыль Тур" — однодневный визит в атомград за $85 с человека или двухдневный выезд за $175. В пакет входят не только прогулки с гидом по городу, но и возможность пообщаться с работниками ЧАЭС.

ЛАЙФХАК: Славутич — в первую очередь пешеходный город. Но если вы приехали сюда на пару дней, то есть смысл взять напрокат велосипед. Благодаря системе велодорожек, можно спокойно передвигаться таким образом по всему городу. Впрочем, работает в городе и такси, и если вам захочется прокатиться с комфортом, это стоит 30 грн.