Разделы
Материалы

Как сделать успешный стартап

Роман Киригетов, основатель сервиса "Метнись кабанчиком"

Я руководил компьютерной компанией — всегда было много дел и мало времени. Случайно обнаружил американский сайт, который решал проблему нехватки времени на мелкие дела. А заодно и еще одну, давнюю — студенческих подработок. И я решил воплотить идею в Украине. Название пришло в голову сразу: мне показалось, что оно будет и привлекать внимание, и лучше всего опишет, чем занимается сайт. Я проверил домен, он оказался доступен — так появился сервис мелких услуг "Метнись кабанчиком". Сайт мы сделали вдвоем с моим партнером Александром Юрьевым. А вот на продвижение были нужны деньги. Мы затянули пояса и начали откладывать. Когда через три месяца запустились, у нас был стартовый капитал. И начались маркетинговые эксперименты. Лучше всего конвертировалась контекстная реклама, хуже всего — покупные публикации в журналах.

Первые полгода мы занимались проектом для себя. Это было неправильно. Проект нужно делать не для себя, а для людей, которые им пользуются. Мы изменили дизайн сайта, все лишнее убрали. И сразу увидели результат: начался быстрый рост проекта, от 30% до 100% ежемесячно. Притормозили, только когда в Украине начались колебания курса и революционные настрои. Но уже сейчас восстановились, с апреля начали расти снова — на 30–40% ежемесячно. У нас всего $85 тыс. инвестиций. Наши конкуренты из России привлекли $2,5 млн. То есть у нас не мало инвестиций — в сравнении с Россией, у нас их нет. Но небольшие инвестиции позволяют нам держать себя в тонусе. Мы уже запустились в Харькове, планируем — в Днепропетровске и других городах-миллионниках.

Мы все привыкли заказывать услуги по телефону. Но как происходит такой заказ? Вы находите телефоны сантехников и начинаете обзвон: один много берет, у второго занято, третий не может в удобное вам время. У нас по-другому. Вы заходите на сайт и пишете: поставить раковину, в 19.00 в пятницу, 100 грн. И исполнители выстраиваются к вам в очередь. Мы следим за временем реакции на задание, стараемся, чтобы реакция была до десяти минут. На курьерские задания отклик минута-две. У нас около 70% заказов выполняется. Я сам активный заказчик. Заказываю тексты, доставку документов, распространение листовок. Мне люстры вешали и засоры устраняли в канализации.

Украинцы не очень доверяют друг другу. Пустить человека в дом, чтобы он убирал квартиру? Он же чужой! Отнести обувь в ремонт? Он же украдет! Мы боролись с этим недоверием и почти побороли. Как? Качеством. Предложить себя на роль исполнителя заказов может любой желающий. Мы проводим отбор в несколько этапов: заполнение анкеты, собеседование, проверка документов. После каждого задания исполнитель получает оценку. Если он один раз плохо выполнит задание — получит плохую оценку и будет долго исправлять рейтинг. Мы делаем одно предупреждение, на второй раз блокируем аккаунт.

У нас небольшие маркетинговые бюджеты, поэтому все наши услуги сразу мы продвигать не можем. Начинали с простых заданий, которые не требовали особого доверия: курьерская доставка, распространение рекламы. Сейчас самое популярное — уборка квартир, услуги сантехника, электрика, ремонтные работы, строительные работы, грузоперевозки, вывоз строительного мусора. Средний чек тоже менялся. Первые полгода был около 50 грн, вторые полгода — около 120 грн, а сейчас — под 200 грн.

Прибыль есть, с апреля растет — этими деньгами мы покрываем маркетинговые затраты и зарплаты сотрудникам. До конца года планируем выйти в плюс. Налоги платим исправно — 5% от оборота. Все легально, с коррупцией не сталкивались. Налоги не скажу что очень высокие. Проблема скорее в том, что у нас нет законодательной базы для привлечения иностранных инвестиций. У нас не защищены права миноритарных инвесторов. Если доработать законы, инвестиции польются сюда рекой.

3 совета начинающим

  1. Не держать свои идеи в голове. 99% идей умирают на этой стадии. Главное — начать действовать, сделать первый шаг.
  2. Работать не для того, чтобы просто что-то делать, а для того, чтобы достигнуть своей цели. Ее нужно ставить очень четко и одну, а потом целенаправленно идти к ней.
  3. Нужна хорошая команда — команда людей, способных пройти зефирный тест. Его проводят с детьми: заводят их в комнату, кладут перед ними зефирину и предлагают съесть сейчас, но одну, или подождать 15 минут и получить еще одну. Нужно искать таких людей, которые гоняются не за сиюминутной выгодой, а могут работать на перспективу.