Разделы
Материалы

Важен ли для стартапера дресс-код

Кадр из фильма Mad Men

Футболка "Windows must die" или строгий костюм? Куратор проекта "Сервис онлайн-кредитования Rocket Credit" Алексей Сироткин рассказывает, как не прогадать с дресс-кодом в бизнесе 

Сменив кресло корпоративного юриста на кабинет директора компании, я стал одеваться как типичный гик. Костюм с галстуком уступили место шортам и футболкам с ироничными принтами. И наконец-то я смог позволить себе бороду.

Мешает ли это вести бизнес? В чем и как я хожу в офисе, не беспокоит ровным счетом никого. Важно другое: в чем ты явишься на встречу - вот тут как раз "встречают по одежке".

В моей работе есть три с половиной вида встреч.

Во-первых, встречи с партнерами и подрядчиками. Это категория людей, которые искренне желают добра, поскольку получают от нас деньги или рассчитывают на них в будущем. Как правило, это отличные ребята с большими амбициями, и им глубоко все равно, во что ты одет, какой кофе пьешь и насколько небрит. Их гораздо больше заботит, что у тебя в голове. Чем непринужденнее общение на таких встречах, тем лучше контакт. Я заметил, что строгая атмосфера офиса "собирает" человека, аккумулирует его ресурсы – но в то же время ставит барьер между ним и тобой. Если убрать этот барьер можно, выйти на новый уровень общения.

Второй вид встреч — с представителями магазинов-партнеров. На старте по встречам мотались я и мой партнер. Сейчас у нас есть штат сотрудников, которые проводят встречи. Я на них присутствую редко - разве что на переговорах с крупными партнерами, или когда мне особенно интересен именно этот магазин.

Собственник небольшого бизнеса предпочитает джинсы или шорты. Он энергичен и целеустремлен. Он как буйвол - рвет вперед и не видит преград. Мы быстро находим общий язык, и в какой одежде идти на такую встречу - значения не имеет.

Собственник крупного бизнеса выглядит точно так же, только его джинсы и шорты на порядок дороже. И это прекрасно, потому что никому не приходится натягивать костюм в жару. Несколько моих встреч с крупными игроками прошли за рассуждениями о мотоциклах, охоте, ситуации в стране. Мы аккуратно прощупывали друг друга, изучали. Встреча заканчивалась обычно так: либо "Будем работать" (ура, мы подписали еще одного гиганта!), либо "Вы классные ребята, давайте встретимся чуток попозже" (в этом случае я посыпаю голову пеплом и иду выпить с горя, поскольку в переводе на обычный язык это означает, что встречу я завалил).

А вот хозяева магазинов среднего уровня в большинстве своем предпочитают классический корпоративный стиль - костюмы, рубашки, туфли. И вот что интересно: от встреч с ними я кайфа практически никогда не получаю.

Алексей Сироткин, куратор проекта "Сервис онлайн-кредитования Rocket Credit"

Третья разновидность деловых встреч — визит в банк. Именно здесь корпоративный стиль достиг апогея. Хотя есть у нас один банк-партнер, которого мы любим уже за то, что можем прийти на встречу в шортах и увидеть там таких же ненавистников корпоративного дресс-кода. Поверьте, общение сразу становится невероятно позитивным.

Но в целом деловые встречи требуют максимальной концентрации и в этом, безусловно, помогает костюм. "Костюм дисциплинирует мужчину, внутренне организует. Когда-то радиодикторы Би-Би-Си читали новости в смокингах и вечерних платьях, хотя слушатели их и не видели", - говорил ученый и телеведущий Сергей Капица.

Ну и "половинная " разновидность деловой встречи — это встреча партнеров по бизнесу. Тут мнения насчет дресс-кода расходятся. Но я считаю, что чем проще такие люди выглядят, тем им легче общаться, а значит, принимать быстрые и эффективные решения.

Чем удобнее ты одет, тем проще тебе будет на встрече. Такой же внешний вид, как у собеседника - уже часть успеха. А запоминающийся штрих к имиджу вроде бороды или тату — не помеха бизнесу, а показатель твоего стиля. Со временем он может стать твоей визитной карточкой — как черная водолазка у Джобса.

Дресс-код сравним с армейской формой. Мой совет начинающим бизнесменам: всегда иметь в шкафу костюм. Настанет время, и вот именно эти +10 к успеху станут решающими при заключении нереально супер-крутой сделки именно с вами, а не с теми прикольными ребятами в футболках с надписью "Windows must die".