Разделы
Материалы

Игра на выживание. С какими проблемами столкнулся бизнес в условиях войны

Совладелица сети кофеен EspressamenteIlly Инна Сосновская, участвующая в проекте Фокуса "Строители новой страны", рассказала о проблемах бизнеса в нынешних условиях в Украине 

Если проект запускается во время экономического кризиса, то необходимо все точно просчитать: объем инвестиций, сроки выхода на рентабельность, окупаемость, доходность. При этом кризис 2008-го очень сильно отличался от того, в котором мы находимся сейчас. С 2009-го понемножку начался рост. А когда начнется рост сейчас – сложно сказать. У государства нет источника дохода в бюджет, а есть очень большой источник затрат в виде АТО. Нет инвестиций: с внешних рынков мы не можем их привлекать – они сами стагнируют. На внутреннем все было сделано для того, чтобы все спрятали свои ресурсы под подушки, вкладчики забрали депозиты, а те, у кого были текущие счета, сняли деньги. Может, конечно, есть какой-то "план Б". Но совершенно очевидно, что этот кризис – затяжной.

Политический кризис украинскому бизнесу не страшен, он к нему адаптирован. По себе могу сказать – не очень обращаю внимание на все эти кризисные явления, потому что они у нас и не заканчивались.

Самое сложное для бизнеса – отсутствие завтрашнего дня. Очень печально, что у нас нет коммуникации. С одной стороны, экономический блок в правительстве работает – получает зарплаты, что-то делает. Кадровые изменения, которые прошли, например, в администрации президента, назначения людей бизнеса, внушают доверие. Но понимание того, куда мы движемся, напрочь отсутствует. Европа – это если и вектор, то очень глобальный. Если мы говорим о бизнесе, то хотелось бы более предметных вещей. Не надо бизнесу помогать, бизнесу надо показать, что завтра Украина будет существовать и в каком именно виде. Материально легче всего восстановиться. Сложнее восстанавливаются вещи нематериального характера – доверие, вера в то, что завтра мы не вернемся назад.

Когда мы планировали запуск, то собирались сделать яркое открытие, пригласить представителей итальянского посольства и СМИ. Это опыт в какой-то степени шаблонный. Когда в мире открывается кафе сети EspressamenteIlly, это всегда громкое событие. Вплоть до того, что приглашаются звезды из мира искусства – например, Марина Абрамович недавно приезжала в Лондон. Мы ничего подобного не могли себе позволить из-за происходящих событий. Такое открытие хорошо для узнаваемости проекта. Но даже если бы я сегодня нашла логический повод что-то такое организовать, я не вижу, как это возможно: не то время, не то событие.

Рынок 2013-го года сильно отличался от рынка 2014-го. Сегодня, когда все средства массовой информации заняты исключительно темой войны, ни о какой рекламной кампании речи быть не может. Все рекламные носители если не утеряли свою эффективность, то очень потеряли в объективности. Все, чем сейчас можно оперировать, это локальный маркетинг: в конкретном месте выставлена реклама, чтобы проходящий мимо мог увидеть. Это примитивная реклама, без которой нельзя обойтись. Ни о каком глобальном маркетинге речь не идет – с точки зрения инвестиций, это сегодня не окупится. Это тоже в какой-то степени отложенное действие. Такими своими решениями мы затягиваем сроки активного развития проекта. Но в сегодняшнем дне по-другому не возможно.

Единственное, на что можно делать ставку – это качество продукта. По результатам июля мы вышли в плюс – только благодаря тому, что у нас хороший продукт.