Разделы
Материалы

На старт. Где искать инвестиции начинающему стартаперу

Алексей Грушко, сооснователь сервиса онлайн-кредитования Rocket Credit и участник проекта Фокуса "Строители новой страны", делится своим опытом привлечения инвестиций 

Молодым стартапам, которые только начинают, и профессиональным командам, которые уже выпустили свой продукт на рынок, искать инвесторов нужно по-разному. Вторым лучше сразу идти в венчурные фонды. Первым в фонды тоже стоит сходить, но стоит сразу понять, что денег они там не получат. Идти все равно нужно — чтобы посмотреть, каким будет второй раунд инвестирования.

А первый раунд — это бизнес-ангелы. Ангелы — это предприниматели, которые готовы вложить посильные инвестиции в какой-то продукт. Этот рынок только развивается, профессиональных ангелов у нас — раз-два и обчелся. Поэтому вообще-то, конечно, деньги нужно искать, где только получится. Это работает так: вы находите каких-нибудь людей, которые потенциально могут инвестировать, и идете к ним. Они могут отказаться. Или сказать: "Интересно, но не сейчас". Зато посоветуют, к кому идти дальше. В итоге вы можете прийти к человеку, который владеет торговым центром в Запорожье. У него есть деньги, но нет понимания рынка. Значит, вы должны все разложить по полочкам.

Как минимум у вас должна быть команда — это уже 60-70% успеха. В идеале у стартапа должно быть два-три основателя. Один — слишком мало, пять — слишком много. В команде должен быть технарь — или просто человек, который будет постоянно контролировать техническую часть. И человек, который будет отвечать за операционную и финансовую часть. Лучше, когда это да или три разных человека. Вокруг этих людей уже формируется остальная команда. Основатели стартапа должны своими силами — и на свои средства — завершить первый этап работы: разработать идею, создать некую визуальную часть — бета-версию, дизайнерскую часть проекта. Чтобы было, что показывать инвестору. Затем необходима концепция продукта: как и для кого он будет работать, как его вывести на рынок, что это за рынок, как на нем монетизировать продукт.

И третий момент: цифры.Инвестор не знает ваших цифр. Вы приходите к человеку, который, допустим, занимается металлом или продает мебель, у него бизнес с недвижимостью, да что угодно. Вы ему говорите: "Вот у нас есть такая штука". Рассказываете все о себе и своем продукте, объясняете идею и ее потенциал. И показываете ему, например, игру для социальных сетей. Но визуальной части и планов по развитию ему будет недостаточно. Ему нужны будут цифры. То есть: вот такая-то сумма нам нужна, чтобы достичь вот такого-то уровня.

На этом первом этапе в стартап, по моей практике, нужно вложить $20-40 тыс. Этих денег хватит на два-три месяца и на то, чтобы создать продукт. Львиная доля пойдет на техническую часть, то есть на саму разработку. А также на зарплаты, аренду офиса, на подготовку юридической основы проекта. Через три-четыре месяца коллектив выводит свой продукт в релиз. Через месяц-два после релиза появляется статистика, из которой можно делать выводы. И если показатели хорошие, тогда уже стартап оценивается более серьезно. И вот на этом этапе можно идти в венчурные фонды. Даже не можно, а нужно. Это — второй раунд инвестиций. Очень редко бывает так, что бизнес-ангел принимает участие во втором раунде инвестиций. Потому что если первый раунд — это $30-40 тыс, то второй — это $300-400 тыс.

Rocket Credit сейчас находится пока что на стадии роста. Мы уже выпустили продукт на рынок и теперь его усовершенствуем.